Чубаров, Владимир Васильевич
| Чубаров Владимир Васильевич | ||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||
| Дата рождения | 19 июля (1 августа) 1908 | |||||||||
| Место рождения | Брянская область, Российская империя | |||||||||
| Дата смерти | 1989 (80 лет) | |||||||||
| Место смерти | Ленинград, РСФСР, СССР | |||||||||
| Принадлежность |
|
|||||||||
| Должность | Начальник Октябрьской железной дороги | |||||||||
| Награды и премии |
|
|||||||||
Чубáров Влади́мир Васи́льевич (19 июля (1 августа) 1908, Брянская область, Российская империя — май 1989, Ленинград, РСФСР, СССР) — советский железнодорожник, начальник Октябрьской железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1974). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].
Биография
Владимир Васильевич Чубаров родился 19 июля (1 августа) 1908 года в Брянской области. Трудовую деятельность начал в 1926 году в качестве чернорабочего. В 1930 году поступил в Ленинградский институт железнодорожного транспорта (ныне — Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I). В 1935 году Чубаров завершил обучение по специальности «Эксплуатация железных дорог»[1].
В 1935 — 1938 годы Владимир Чубаров работал на Московско-Донбасской железной дороге, затем был переведён на Октябрьскую железную дорогу, где стал инженером на железнодорожной станции Ленинград — Сортировочный — Московский (ныне — Санкт-Петербург — Сортировочный-Московский). Вступил во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков КПСС[1].
В 1941 году Владимир Васильевич во время битвы за Ленинград (ныне — Санкт-Петербург) участвовал в обороне, командуя колоннами железнодорожников при строительстве противотанковых окопов. С июля 1942 года по апрель 1943 года занимал должность заместителя начальника Ладожского железнодорожного узла, являющимся ключевым звеном Дороги жизни. Здесь для осаждённого Ленинграда формировались составы с продовольствием. Чубаров руководил перевозками, не допуская сбоев. После войны он работал в административном корпусе Октябрьской железной дороги на Ленинград — Витебском (ныне — Санкт-Петербург — Витебский регион) и Ленинград — Московском (ныне — входит в состав Октябрьской железной дороги) отделениях[1][2].
В 1951 году был исключён из Всесоюзной коммунистической партии за «предоставление неточных данных о происхождении отца»: в строке о родителе нужно было написать «из кулаков». В 1952 году коллегией Комитета партийного контроля при Центральном комитете Всесоюзной коммунистической партии большевиков Владимиру Чубарову было отказано в апелляции по восстановлению. Однако Владимир Васильевич позже был восстановлен в Коммунистической партии Советского Союза (КПСС)[1].
Владимир Васильевич в 1955 году работал руководителем железнодорожной станции Ленинград — Сортировочный — Московский, а в 1959 — 1963 годы был начальником Ленинград — Московского железнодорожного отделения. В 1963 — 1967 годы он заместитель начальника, в 1967 — 1977 годы — начальник Октябрьской железной дороги[1].
Всего при Владимире Чубарове было электрифицировано 725 километров железнодорожных путей, например, на таких железнодорожных участках, как Петрокрепость — Невская Дубровка, Кирилловское — Рощино, Выборг — Ленинград, Кириши — Бугодощь. Однопутные системы движения поездов в Ленинградском железнодорожном узле (ныне — Санкт-Петербургский железнодорожный узел) оборудовались вторыми железнодорожными путями. Также под начальством Владимира Васильевича вводились новые системы сигнализации и связи, новейшие системы диспетчерского управления; на железнодорожной линии Ленинград — Москва эксплуатировались быстрейшие в СССР пассажирские экспрессы; появилась одна из первых железнодорожных автоматизированных сортировочных горок; широко применялись современные вычислительные центры и автоматизированные системы управления перевозочными процессами. За период работы Владимира Васильевича Октябрьская железная дорога не раз побеждала в социалистических соревнованиях, удерживая переходящее Красное Знамя[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1974 года «за выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых социалистических обязательствах» Владимиру Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»[1].
Владимир Чубаров уделял немалое внимание объектам социально-культурной сферы. В пероид его руководства были построены пионерлагерь «Маяк» в Петяярви, мемориальный вокзал на железнодорожной станции Ладожское Озеро, многоквартирный дом на проспекте Непокорённых, санаторий-профилакторий Мельничный Ручей, спортивный комплекс «Локомотив», корпус Ростовской железнодорожной клинической больницы[1][3].
В 1973 году Владимир Васильевич подписал приказ о создании Центрального музея истории Октябрьской железной дороги (ЦМОЖД). На пенсию вышел в 1977 году и после открытия музея 25 июля 1978 года стал его первым директором. Центральному музею была присвоена 2-я группа музеев после присоединения к нему ещё нескольких учреждений. Это позволило увеличить количество рабочих мест и поднять оклады сотрудников. Также Владимир Чубаров принимал участие в создании филиала Центрального музея истории Октябрьской железной дороги — Музея железнодорожной техники, который открылся 1 августа 1991 года[1][2].
Умер Чубаров в 1989 году в Ленинграде. Похоронен на Серафимовском кладбище[2].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (1974)[1]
- Золотая медаль ВДНХ[1]
- Золотая медаль ВДНХ[1]
- Орден Ленина (1959)[1]
- Орден Октябрьской Революции (1971)[1]
- Орден Трудового Красного Знамени (1957)[1]
- Почётный железнодорожник[3]
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)[4]
Память
- 24 июля 2008 года в Дорожном научно-техническом центре прошла научная конференция музейных работников, посвящённая 30-летию Центрального Музея Октябрьской железной дороги и 100-летию со дня рождения Владимира Васильевича Чубарова[5].
- Музей железнодорожной техники был переименован в Музей железнодорожной техники имени Владимира Васильевича Чубарова[6].
- Периодически спортивно-оздоровительный комплекс «Локомотив» и ДЮШС проводят День памяти В. В. Чубарова[7].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 Каримов Т. Чубаров Владимир Васильевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны».. Дата обращения: 20 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Канаева С. Чубаров Владимир Васильевич // Гудок : газета. — 2023. — 19 июля (№ 126).
- ↑ 3,0 3,1 Чубаров Владимир Васильевич // Гудок : газета. — 2008. — 1 августа (№ 89).
- ↑ Чубаров Владимир Васильевич 1908 г. р.. Архивный комитет Санкт-Петербурга (сайт). Дата обращения: 27 апреля 2025.
- ↑ Чубаров Владимир Васильевич. ОАО «РЖД» (23.07.2008). Дата обращения: 27 апреля 2025.
- ↑ Канаева С. Чубаров Владимир Васильевич // Гудок : газета. — 2023. — 19 июля (№ 126).
- ↑ 11 марта на Октябрьской магистрали пройдет День памяти Владимира Васильевича Чубарова, начальника ОЖД с 1967 по 1977 год. РЖД (сайт) (11 марта 2002). Дата обращения: 27 апреля 2025.
Ссылки
Чубаров, Владимир Васильевич. Сайт «Герои страны».
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Герои Социалистического Труда
- Награждённые золотой медалью ВДНХ
- Награждённые медалью «За оборону Ленинграда»
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Октябрьской Революции
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Почётные железнодорожники
- Персоналии по алфавиту
- Проверенная статья
