Чубаров, Владимир Васильевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Чубаров Владимир Васильевич
Портрет
Дата рождения 19 июля (1 августа1908
Место рождения Брянская область, Российская империя
Дата смерти 1989 (80 лет)
Место смерти Ленинград, РСФСР, СССР
Принадлежность  СССР
Должность Начальник Октябрьской железной дороги
Награды и премии

Чубáров Влади́мир Васи́льевич (19 июля (1 августа1908, Брянская область, Российская империя — май 1989, Ленинград, РСФСР, СССР) — советский железнодорожник, начальник Октябрьской железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1974). Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Владимир Васильевич Чубаров родился 19 июля (1 августа1908 года в Брянской области. Трудовую деятельность начал в 1926 году в качестве чернорабочего. В 1930 году поступил в Ленинградский институт железнодорожного транспорта (ныне — Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I). В 1935 году Чубаров завершил обучение по специальности «Эксплуатация железных дорог»[1].

В 1935 — 1938 годы Владимир Чубаров работал на Московско-Донбасской железной дороге, затем был переведён на Октябрьскую железную дорогу, где стал инженером на железнодорожной станции Ленинград — Сортировочный — Московский (ныне — Санкт-Петербург — Сортировочный-Московский). Вступил во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков КПСС[1].

В 1941 году Владимир Васильевич во время битвы за Ленинград (ныне — Санкт-Петербург) участвовал в обороне, командуя колоннами железнодорожников при строительстве противотанковых окопов. С июля 1942 года по апрель 1943 года занимал должность заместителя начальника Ладожского железнодорожного узла, являющимся ключевым звеном Дороги жизни. Здесь для осаждённого Ленинграда формировались составы с продовольствием. Чубаров руководил перевозками, не допуская сбоев. После войны он работал в административном корпусе Октябрьской железной дороги на Ленинград — Витебском (ныне — Санкт-Петербург — Витебский регион) и Ленинград — Московском (ныне — входит в состав Октябрьской железной дороги) отделениях[1][2].

В 1951 году был исключён из Всесоюзной коммунистической партии за «предоставление неточных данных о происхождении отца»: в строке о родителе нужно было написать «из кулаков». В 1952 году коллегией Комитета партийного контроля при Центральном комитете Всесоюзной коммунистической партии большевиков Владимиру Чубарову было отказано в апелляции по восстановлению. Однако Владимир Васильевич позже был восстановлен в Коммунистической партии Советского Союза (КПСС)[1].

Владимир Васильевич в 1955 году работал руководителем железнодорожной станции Ленинград — Сортировочный — Московский, а в 1959 — 1963 годы был начальником Ленинград — Московского железнодорожного отделения. В 1963 — 1967 годы он заместитель начальника, в 1967 — 1977 годы — начальник Октябрьской железной дороги[1].

Всего при Владимире Чубарове было электрифицировано 725 километров железнодорожных путей, например, на таких железнодорожных участках, как Петрокрепость — Невская Дубровка, Кирилловское — Рощино, Выборг — Ленинград, Кириши — Бугодощь. Однопутные системы движения поездов в Ленинградском железнодорожном узле (ныне — Санкт-Петербургский железнодорожный узел) оборудовались вторыми железнодорожными путями. Также под начальством Владимира Васильевича вводились новые системы сигнализации и связи, новейшие системы диспетчерского управления; на железнодорожной линии Ленинград — Москва эксплуатировались быстрейшие в СССР пассажирские экспрессы; появилась одна из первых железнодорожных автоматизированных сортировочных горок; широко применялись современные вычислительные центры и автоматизированные системы управления перевозочными процессами. За период работы Владимира Васильевича Октябрьская железная дорога не раз побеждала в социалистических соревнованиях, удерживая переходящее Красное Знамя[1].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1974 года «за выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых социалистических обязательствах» Владимиру Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»[1].

Владимир Чубаров уделял немалое внимание объектам социально-культурной сферы. В пероид его руководства были построены пионерлагерь «Маяк» в Петяярви, мемориальный вокзал на железнодорожной станции Ладожское Озеро, многоквартирный дом на проспекте Непокорённых, санаторий-профилакторий Мельничный Ручей, спортивный комплекс «Локомотив», корпус Ростовской железнодорожной клинической больницы[1][3].

В 1973 году Владимир Васильевич подписал приказ о создании Центрального музея истории Октябрьской железной дороги (ЦМОЖД). На пенсию вышел в 1977 году и после открытия музея 25 июля 1978 года стал его первым директором. Центральному музею была присвоена 2-я группа музеев после присоединения к нему ещё нескольких учреждений. Это позволило увеличить количество рабочих мест и поднять оклады сотрудников. Также Владимир Чубаров принимал участие в создании филиала Центрального музея истории Октябрьской железной дороги — Музея железнодорожной техники, который открылся 1 августа 1991 года[1][2].

Умер Чубаров в 1989 году в Ленинграде. Похоронен на Серафимовском кладбище[2].

Награды и звания

Память

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 Каримов Т. Чубаров Владимир Васильевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны».. Дата обращения: 20 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Канаева С. Чубаров Владимир Васильевич // Гудок : газета. — 2023. — 19 июля (№ 126).
  3. 3,0 3,1 Чубаров Владимир Васильевич // Гудок : газета. — 2008. — 1 августа (№ 89).
  4. Чубаров Владимир Васильевич 1908 г. р.. Архивный комитет Санкт-Петербурга (сайт). Дата обращения: 27 апреля 2025.
  5. Чубаров Владимир Васильевич. ОАО «РЖД» (23.07.2008). Дата обращения: 27 апреля 2025.
  6. Канаева С. Чубаров Владимир Васильевич // Гудок : газета. — 2023. — 19 июля (№ 126).
  7. 11 марта на Октябрьской магистрали пройдет День памяти Владимира Васильевича Чубарова, начальника ОЖД с 1967 по 1977 год. РЖД (сайт) (11 марта 2002). Дата обращения: 27 апреля 2025.

Ссылки