Черепанов, Ананий Калистратович

Эта статья прошла проверку экспертом
Ананий Калистратович Черепанов
Черепанов, Ананий Калистратович.jpg
Дата рождения 29 (16) октября 1913(1913-10-16)
Место рождения Потаскуева, Камышловский уезд, Пермская губерния, Российская империя
Дата смерти 19 января 1996(1996-01-19) (82 года)
Место смерти Екатеринбург, Россия
Гражданство  Российская империя СССР
Награды и премии

Ана́ний Калистра́тович Черепа́нов (16 (29) октября 1913, Потаскуева, Камышловский уезд, Пермская губерния, Российская империя — 19 января 1996, Екатеринбург, Россия) — машинист углеподъёмного крана депо Свердловск, Свердловской железной дороги. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденом Ленина и золотой медали «Серп и Молот»[1].

Биография

Ананий Калистратович Черепанов родился в 1913 году в крестьянской семье в деревне Потаскуева Камышловского уезда Пермской губернии (по состоянию на 2025 год — деревня Потаскуева Каменского муниципального округа Свердловской области). В 1931 году Черепанов переехал в Свердловск. Работал кочегаром на стройплощадке объединения «Союзплодовощ», грузчиком на железной дороге. С 1936 года после окончания курсов по специальности машинист углепогрузочных кранов начал работать в депо Свердловск-товарный Свердловской железной дороги. В 1940 году Ананий Калистратович назначен на должность старшего машиниста на железнодорожной станции Свердловск-сортировочная[1][2].

Ананий Калистратович Черепанов применил методы по ускорению экипировки паровоза углём. Бригада обеспечивала бесперебойную работу крана даже в условиях экстремальных морозов. Ананий Калистратович предложил новаторский метод загрузки тендеров с обеих сторон крана. При существующей тогда норме подачи угля за три минуты тонна Ананий Калистратович то же количество угля подавал на одну минуту. Для ускорения работы Ананием Черепановым предложено пополнения запасов воды непосредственно из вагонов, находящихся под погрузкой, а не у гидроколонки, как это делалось раньше. За смену бригада Черепанова обеспечивала углём дополнительно около десяти — двенадцати паровозов. Это решило проблему очередей на топливном складе[1][3].

Метод получил название «черепановского» и был распространён на всех железных дорогах Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны все железнодорожники были переведены на круглосуточный режим работы. Рационализаторские предложения Черепанова сыграли важную роль в обеспечении бесперебойной работы крана в военное время[4]. Ананий Калистратович Черепанов говорил[3]:

Скоростным методом снабжать локомотивы топливом — значит увеличить темп продвижения воинских грузов. Вот почему я стараюсь не останавливаться на достигнутом, а настойчиво изыскиваю пути к уменьшению временных затрат на экипировку паровозов

За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени указом Президиума Верховного Совета СССР Ананию Калистратовичу Черепанову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1968 году, имея 35-летний стаж работы, почётный железнодорожник вышел на заслуженный отдых[1].

Ананий Калистратович проживал в Екатеринбурге. Скончался 19 января 1996 года, похоронен в Екатеринбурге[1].

Награды

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Каргопольцев С. Черепанов Ананий Калистратович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 27 мая 2025.
  2. Черепанов Ананий Калистратович. Победа РФ (13 октября 2022). Дата обращения: 3 июня 2025.
  3. 3,0 3,1 Золотая звезда Черепанова // Гудок : газета. — 2013. — 18 октября.
  4. Герои Социалистического труда, 1941-1945. — Профиздат. — С. 262.
  5. 5,0 5,1 Черепанов Ананий Калистратович. Память народа. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 2 июня 2025.

Ссылки