Цодило

Объект всемирного наследия
Наскальная живопись в районе Цодило[* 1]
Tsodilo[* 2]
Tsodilo rock paintings 1.jpg
Координаты 18°46′18″ ю. ш. 21°45′15″ в. д. / 18.77167° ю. ш. 21.75417° в. д. / -18.77167; 21.75417 (G) (O) (Я)
Страна  Ботсвана
Флаг ЮНЕСКО объект ЮНЕСКО
Тип Культурный
Критерии i, iii, vi
Ссылка 1021
Регион[* 3] Африка
Включение 2001 год (25-я сессия)

Наска́льная жи́вопись в райо́не Цо́дило — доисторический археологический памятник в пустыне Калахари, Ботсвана. В 2001 году внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО[1].

География

Холмы Цодило расположены на северо-западе Ботсваны, недалеко от границы с Намибией, в округе Окаванго. Наиболее впечатляющий из них достигает высоты 1400 метров — значительная точка на карте Ботсваны. Эти холмы часто идентифицируют как «Мужской», являющийся самым высоким, «Женский», «Детский» и небольшой безымянный. Они расположены приблизительно в 40 километрах от деревни Шакаве[2]. По трассе до холмов Цодило можно проехать только на полноприводном автомобиле[3].

Регион был заселён людьми 100 000 лет назад. На закате западные утёсы холмов излучают сияющий свет, который виден на многие километры вокруг. За это местные индейцы ю’хоанси называют их «Вечерний медный браслет»[2].

Археология

На протяжении многих веков холмы Цодило служили местом для рисования и проведения ритуалов. Согласно данным ЮНЕСКО, на их территории насчитывается около 500 различных объектов, состоящих из более чем 4000 отдельных изображений. Они отражают многовековое присутствие человека. Это место называют «Лувром пустыни»[2].

Изображения на скалах тесно связаны с традиционным образом жизни местных охотников-собирателей. Считается, что древние жители, известные как сан, оставили свой след в росписях Цодило, а также были теми, кто обитал в пещерах и скальных убежищах. Есть свидетельства, указывающие на то, что представители народов банту также внесли вклад в создание этих художественных произведений. Некоторые из картин были созданы за 24 000 лет до наших дней[4].

Красные картины

Изображения, выполненные красной краской, можно разделить на категории: животные, люди и геометрические узоры. Особенно выделяется деформация пропорций при изображении животных — преимущественно крупных млекопитающих и домашнего скота. Их силуэты часто имеют необычные детали, такие как два рога и лишь две или четыре ноги. Человеческие фигуры представлены упрощённо: мужская фигура состоит из двух линий — вертикальной, расширяющейся к низу, и горизонтальной, соединяемой с ней по центру. Женские фигуры изображены с двумя ногами и двумя выступами в верхней части тела, символизирующими грудь. Геометрический ряд включает в себя окружности и эллипсы с внутренними узорами, прямые линии, напоминающие щиты, отпечатки ладоней и пальцев. Также встречаются прямоугольные элементы, интерпретируемые как стилизованные шкуры. Аналогичные рисунки обнаружены в Замбии, Анголе, Намибии, северных районах Южной Африки и Малави[2].

Внешне многие рисунки на холмах Цодило выглядят как отдельные композиции, однако при внимательном рассмотрении выявляются целые сюжеты. Среди них — сцены с домашним скотом и женщинами, расположенными вместе с группами животных, вероятно, отражающие определённую зависимость между ними. Также на скалах Цодило встречаются случаи перекрытия изображений, хотя и довольно редко. Например, иногда красные геометрические элементы наложены на изображения зверей; при этом эти же узоры никогда не сочетаются с человеческими фигурами, а изображения крупного рогатого скота не накладываются на остальные, что указывает на некую взаимосвязь или иерархию[2].

Белые картины

Наскальные рисунки белого цвета в Цодило связаны с народами банту. Нарисованные пальцами выглядят более грубыми и выполнены с использованием порошкообразного или жирного белого пигмента. Более 200 картин в 20 различных местах выполнены в этом стиле, причём половина из них находится только в скальном убежище «Белые картины»[2].

На рисунках изображены люди, стоящие лицом к зрителю, уперев руки в бока, фигуры верхом на лошадях, возможно, колесо повозки и фигура, стоящая на повозке, а также слон, носорог, жираф, канна, коровы, антилопы, змеи, неопознанные животные и геометрические фигуры, в частности, форма в виде буквы «М». Белые рисунки встречаются на участках с красными рисунками и часто накладываются на них[2].

Сравнение красного и белого наскального рисунка

Культурное значение

Сан и бушмены — это собирательное название, используемое для обозначения множества различных групп охотников-собирателей-рыболовов, живущих на юге Африки и говорящих на родственных языках, имеющих схожие культурные традиции. Некоторые представители этих групп считают термины «сан» и «бушмены» оскорбительными, хотя другие относятся к ним положительно. Местные общины почитают Цодило как место поклонения и дом духов предков. Водоёмы и холмы Цодило почитаются общинами хамбукушу и сан как священный культурный ландшафт[2]. Статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО был получен по трём критериям[1]:

  • Критерий (i): На протяжении многих тысячелетий скалистые обнажения Цодило в суровом ландшафте пустыни Калахари были местом обитания людей, которые оставили богатые следы своего присутствия в виде выдающихся наскальных рисунков.
  • Критерий (iii): Цодило — это место, которое на протяжении многих тысячелетий было свидетелем посещений и заселения сменявшими друг друга человеческими сообществами.
  • Критерий (vi): Обнажения породы Цодило имеют огромное символическое и религиозное значение для человеческих сообществ, которые продолжают выживать во враждебной среде.

В границах заповедника находятся все основные объекты. Три основных фактора способствовали тому, что Цодило сохранился до наших дней: его удалённость, низкая плотность населения и высокая устойчивость кварцитовой породы к эрозии. Значительная часть археологических находок хорошо сохранилась. Все раскопки проводятся под контролем в соответствии с национальным законодательством. Предыдущие раскопки были должным образом законсервированы, и в большинстве случаев отложения и пласты остались нетронутыми, что даёт возможность для будущих исследований[1].

Объект привлекает всё больше посетителей, что приводит к необходимости бороться с растущим количеством мусора. Несмотря на увеличение числа посетителей, сообщений о вандализме и граффити поступает мало из-за строгих правил проведения экскурсий[1].

Галерея

Примеры наскальной живописи в районе Цодило:

Литература

  • Erasmus U. Bushman Culture (англ.). — London: Excalibur, 1992. — P. 315. — ISBN 1-85634-191-7.
  • Pancorbo L. Tiempo de África (англ.). — Barcelona: Laertes, 2000. — P. 286. — ISBN 84-7584-438-3.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Tsodilo (англ.). UNESCO Intangible Cultural Heritage. Дата обращения: 9 ноября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Tsodilo Hills, Botswana (англ.). The British Museum. Дата обращения: 9 ноября 2025.
  3. Tsodilo Hills Botswana Travel Guide (англ.). Siyabona Africa. Дата обращения: 9 ноября 2025.
  4. Robbins L., Murphy M., Campbell A. Excavations at the Tsodilo Hills Rhino Cave (англ.) // Botswana Notes and Records. — 1996. — P. 23–45. — JSTOR 40980131.

Ссылки