Хаст, Яков Соломонович

Хаст Яков Соломонович
Яков ,Соломонович Хаст 1873
Яков ,Соломонович Хаст 1873
Дата рождения 10 ноября 1873
Место рождения Бердянск,
Бердянский уезд ,
Таврическая губерния,
Российская империя
Дата смерти 1953 год(1953)
Место смерти Уфа,РСФСР,СССР
Гражданство  Российская империя
УНР
СССР
Жанр портрет
Учёба Одесское художественное училище (1901). Национальная высшая школа изящных искусств
Награды Золотая медаль и Гран-при на Всемирной выставке в Бельгии за картину «Парижский слуга» (1905)

Я́ков Соломо́нович Хаст (10 ноября 1873, Бердянск, Таврическая губерния, Российская империя — 1953, Уфа, СССР) — российский и советский художник-портретист. Награжден золотой медалью и Гран-при на Всемирной выставке в Бельгии за картину «Парижский слуга» (1905)[1].

Биография

Яков Соломонович Хаст родился 10 ноября 1873 года в Бердянске в семье ремесленника-краснодеревщика[2]. В скором времени отец, Соломон Хаст, основал скромную мастерскую. Здесь он торговал мебелью и зеркалами в магазине, находившемся на Биржевом проспекте, который сегодня известен как проспект Труда, неподалёку от магазина «Фокстрот»[2].

Мальчику было примерно шесть лет, когда родители заметили его склонность к искусству, и после завершения обучения в Бердянской мужской классической гимназии отправили его в Одесскую художественную школу на архитектурное отделение. В то время это учебное заведение было известно своим превосходным уровнем образования, там работали известные мастера, такие как Геннадий Александрович Ладеженский и Кириак Константинович Костанди[2].

В 1892 году Яков Хаст окончил Одесскую художественную школу. Он уехал во Францию и поступил в Парижскую национальную академию изящных искусств, где обучался у живописца и скульптора Жана-Леона Жерома.

В 1894 году Яков Соломонович экстерном закончил академию. Занятия в академии и общение с художниками французской школы оказали значительное воздействие на дальнейшее творчество молодого мастера. В то время во Франции импрессионисты создавали свои полотна не в студиях, а на открытом воздухе, используя светлые оттенки и отказываясь от тёмных тонов. Придерживаясь этой тенденции, и, в частности, из-за отсутствия средств на оплату модели для работы в мастерской, Яков Хаст также начал писать на улице. Он дружил с Модильяни, Моне, Шагалом и другими представителями Парижской школы, а также с Репиным.

В 1905 году на Всемирной выставке в Бельгии была представлена персональная выставка работ Якова Хаста. За картину «Парижский слуга» он был удостоен золотой медали и Гран-при. В Париже Яков Соломонович Хаст встретился с известным ученым Луи Пастером и по его заказу создал множество иллюстраций для анатомических атласов и статей, посвященных медицинским темам[1].

В 1914 году Яков Хаст приехал в Бердянск навестить родных. Вскоре разразилась Первая мировая война, и он был призван в армию и направлен на передовую. После серьёзного ранения Яков Хаст вернулся в Бердянск. Для новой поездки во Францию ему требовались средства, поэтому он преподавал французский язык, давал уроки рисования и писал портреты. Яков Соломонович находил удовольствие в изучении внутреннего мира другого человека и передаче его на бумаге или холсте. Одной из самых известных работ того времени стал портрет бердянской юной красавицы Люси Беренфус, в которую вскоре влюбится будущий писатель Николай Островский, который проходил лечение у ее отца, доктора Владимира Беренфуса[2].

В Бердянске Яков Хаст поселился вместе с отцом (мать к этому времени после длительной и тяжёлой болезни умерла) и начал преподавать черчение и изобразительное искусство в педагогическом техникуме. Он открыл частную художественную студию, в которой первые навыки получил Пётр Белоусов — будущий народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР[2].

В 1941 году Хаст Яков Соломонович эвакуировался в Уфу, где провёл остаток жизни. Всё это время продолжал творить, также преподавал рисунок и композицию студентам Уфимского театрально-художественного училища[1]. В годы Великой Отечественной войны ему приходилось соглашаться на заказные работы, заниматься ремесленничеством — писать портреты по фотографиям погибших, изображать людей, которых он никогда не знал. Его привлекали и для работы над портретами известных личностей — лауреата Сталинской премии, доктора технических наук Сергея Петровича Зорина, академика, Героя Социалистического Труда Андрея Алексеевича Трофимука, художника Анатолия Петровича Лежнёва и других. Над входом в небольшой, но уютный кинотеатр на протяжении многих лет был размещен портрет Александра Матросова, выполненный его кистью. Хаста наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов»[2].

Яков Соломонович Хаст скончался в 1953 году в возрасте восьмидесяти лет и был похоронен на Ивановском кладбище. Было лето, ученики были на каникулах, и на прощание пришёл лишь известный театральный художник Константин Чаругин. В конце 1950-х — начале 1960-х годов кладбище прекратило свою деятельность, и останки усопших были перенесены на Сергиевское кладбище. Тех, чьи родственников не оказалось, похоронили в общей могиле. Подавляющее большинство картин Якова Хаста увезла в Москву дочь его брата.

Творческая деятельность

«В мансарде». Спящий мужчина — друг художника Клод Моне.

В основном, Хаст был известен как портретист[1]. Время учебы в Парижской Академии изящных искусств было незабываемым. Хаст погрузился в бурлящую, полную страстей атмосферу и стал свидетелем значительных культурных событий. Задорные дискуссии в кафе «Ротонда», расположенном на перекрестке бульвара Распай и Монмартра, где собирались поэты, писатели и художники, такие как Амедео Модильяни, Анри Матисс, Анри Тулуз-Лотрек, Пабло Пикассо, Гийом Аполлинер, а также признанные мастера Эдгар Дега, Клод Моне, Камиль Писсарро, Пьер Огюст Ренуар, Поль Сезанн. Здесь можно было встретить и русских социалистов[3]. В творческом наследии можно найти изображения Клода Моне (картина «В мансарде»), Надежды Ламановой и ее супруга Андрея Каютова. Помимо прочего, Хаст создал значительное количество пейзажных работ[2].

Выставки

Первое появление работ Якова Соломоновича Хаста на публике состоялось в 1898 году в Парижском салоне, расположенном на Елисейских Полях. В этом престижном месте его произведения регулярно экспонировались до 1914 года. В 1905 году в Бельгии, на Всемирной выставке, была организована персональная экспозиция работ Якова Соломоновича. Картина «Парижский слуга» принесла ему золотую медаль и Гран-при. Многие работы, представленные на той выставке, пополнили частные собрания, что свидетельствовало о признании таланта художника.

Портрет Надежды Петровны Ламановой. Пастель. Париж, 1903 год

Работы

Во время Второй мировой войны некоторые произведения Якова Соломоновича были захвачены немецкими войсками и перевезены в Германию.

Самая большая коллекция уцелевших творений Якова Хаста находится в Бердянском художественном музее имени И. И. Бродского. По информации директора музея, Марины Николаевны Бучакчийской, в фондах музея хранится 636 работ Якова Соломоновича Хаста, созданных в парижский, бердянский и уфимский периоды, представляющих собой галерею портретов. Согласно другим сведениям, в 1977 году наследники живописца передали в дар Бердянскому художественному музею 659 его работ.

Портрет Александра Матросова, ранее размещённый в медальоне над входом в кинотеатр, названного в его честь, в настоящее время находится в запасниках Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Эмма Шкурко. «Прожил художник один, много он бед перенёс...». Окно в Россию (24 октября 2012). Дата обращения: 23 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Георгий Сукач. Яков Хаст: его судьбой стала живопись. Город .Для всех и обо всем! (25 марта 2013). Дата обращения: 26 мая 2025.
  3. 3,0 3,1 Аннинская Ирина. 140 лет со дня рождения талантливого художника, уроженца Бердянска, Якова Хаста. © PRO.BERDYANSK.BIZ, 2008-2016. (21 ноября 2013). Дата обращения: 23 мая 2025.
  4. Персональные и групповые выставки советских художников / Составители Алоян (Каримова) З. Р. и др.. — М.,: Советский художник, 1989. — С. 47. — 278 с. — ISBN 5-269-00368-6.
  5. . Персональные и групповые выставки советских художников / Составители Алоян (Каримова) З. Р. и др. — М.: Советский художник, 1989. — С. 114—115. — 278 с. — ISBN 5-269-00368-6.
  6. Персональные и групповые выставки советских художников : : Справочник / [Составители Алоян (Каримова) З. Р. и др.] / Сост. Алоян (Каримова) З. Р. и др. — М.: Советский художник, 1989. — С. 128. — 278 с. — ISBN 5-269-00368-6.
  7. Персональные и групповые выставки советских художников / Составители Алоян (Каримова) З. Р. и др. — М.: Советсикй художник, 1989. — С. 138. — 278 с. — ISBN 5-269-00368-6.
  8. Эмма Шкурко. Пока дышу (живу), рисую… Старый художник умирал…. Семь искусств (май 2012). Дата обращения: 23 мая 2025.

Ссылки

В Бердянске открылась выставка Якова Хаста