Форт-Бридж
| Мост через Ферт-оф-Форт | |
|---|---|
| | |
| Официальное название | Forth Bridge |
| Область применения | железнодорожный |
| Пересекает | Ферт-оф-Форт |
| Место расположения | Эдинбург |
| Конструкция | |
| Тип конструкции | консольный |
| Основной пролёт | 2 по 521,3 м |
| Общая длина | 2 528,7 м |
| Эксплуатация | |
| Открытие | 4 марта 1890 |
| 55°59′58″ с. ш. 3°23′16″ з. д. / 55.99944° с. ш. 3.38778° з. д. (G) (O) (Я) | |
Железнодоро́жный мо́ст че́рез Ферт-оф-Форт или просто мост че́рез Форт (англ. Forth Bridge) — построен в 1890 году. Мост Форт-Бридж является известным символом Шотландии и признан на международном уровне как самый легендарный из консольных конструкций. Являясь первым крупным стальным мостом в мире, он занимает важное место в истории современного строительства железнодорожных мостов. На протяжении 28 лет удерживал статус самого длинного мостового пролёта на планете.
В 2012 году завершился крупномасштабный проект по реконструкции, целью которого было восстановление первоначального состояния моста.
В июле 2015 года мост Форт-Бридж был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, став шестым объектом подобного рода в Шотландии[1].
История
Регулярный паром курсировал между Северным и Южным Квинсферри начиная с XII века. К XVIII веку этот маршрут стал самым загруженным паромным переходом в Шотландии, соединяющим северо-восточную часть страны с Эдинбургом и южными регионами.
С наступлением XIX века произошло значительное улучшение — были построены пандусы с обеих сторон Форта, которые позволяли различным парусным судам пользоваться ими на любой стадии прилива. Эти пирсы, возведенные в период с 1808 по 1817 год, оставались в эксплуатации для паромов вплоть до 1964 года, когда открылся мост Форт-Роуд.
В 1806 году было выдвинуто предложение о строительстве туннеля под рекой Ферт-оф-Форт, а в 1818 году представили проект подвесного моста. Тем не менее, именно развитие железнодорожной сети в середине столетия определило необходимость в строительстве моста[2].
Молодой инженер по имени Томас Буш прибыл в этот регион в 1849 году с целью решить проблему устьев рек Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Тей. Сначала он предложил систему, в которой поезда передвигались по воде на специальных платформах, что произвело огромное впечатление на руководство Северо-Британских железных дорог, и они приняли его идеи относительно мостов через два эстуария(воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря, по сути — переходная зона между рекой и морем)[1].
Строительство моста через Ферт-оф-Тей началось в 1871 году, а в 1873 году был заложен первый камень в основание подвесного моста через реку Ферт-оф-Форт. Однако этот проект неожиданно прекратился, когда 27 декабря 1879 года мост Тей обрушился во время шторма, унеся жизни около 75 пассажиров. Эта трагедия стала серьёзным тормозом для планов Буша о строительстве моста — он скончался в следующем году.
Тем не менее, интерес к переправе возрос, и новый проект, созданный Джоном Фаулером и Бенджамином Бейкером, был представлен Forth Bridge Company в мае 1881 года и одобрен парламентом в июле 1882 года. В 1883 году началось строительство моста, который в настоящее время считается знаковым достижением дизайна и инженерии[3][4].
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Форт-Бридж был включен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО в июле 2015 года на встрече, состоявшейся в Бонне, Германия. Это стало шестым объектом всемирного наследия Шотландии, и он получил столь же высокую оценку, как легендарный Тадж-Махал и Великая Китайская стена.
Эта значимая культурная премия является отличным способом отметить 125-летие шотландской жемчужины, которая была открыта в марте 1890 года и до сих пор остается одним из самых известных архитектурных памятников в мире[1][5].
Факты
- Форт-Бридж впервые открылся в 1890 году.
- Общая длина моста Форт составляет 2 467 метров.
- Основная конструкция (от портала к порталу) имеет длину 1 630 метров.
- Самая высокая точка моста Форт возвышается на 110 метров над уровнем воды и на 137 метров над его фундаментом.
- 53 000 тонн стали и 6,5 миллионов заклёпок были использованы для строительства моста Форт.
- Опоры Форт-Бриджа построены из 120 000 кубических ярдов бетона и кирпичной кладки, облицованных гранитом толщиной 2 фута.
- Ежедневно по мосту проезжают 200 поездов, перевозящих 3 миллиона пассажиров в год.
- Общая площадь покраски моста Форт составляет 230 000 квадратных метров, для чего требуется 240 000 литров краски.
- На мосту Форт-Бридж установлено 1040 фонарей с использованием примерно 35-40 000 метров кабеля.
- 73 человека погибли во время строительства моста Форт-Бридж.
- В разгар его строительства было занято более 4000 человек.
- Строительство моста привело к созданию непрерывного железнодорожного маршрута на Восточном побережье от Лондона до Абердина[1].
Панорама моста
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Форт-Бридж Непреходящая икона Шотландии. theforthbridges. Дата обращения: 21 января 2025.
- ↑ Ольга Фролова. Шотландский мост Викторианской эпохи, над которым не властно время. travelask. Дата обращения: 21 января 2025.
- ↑ Форт-Бридж. tonkosti. Дата обращения: 21 января 2025.
- ↑ Татьяна Уайт. Чудо инженерного гения Викторианской эпохи — Форт Бридж (Мост) Эдинбурга. tourister (октябрь 2015). Дата обращения: 21 января 2025.
- ↑ andrey58tom. Всемирное наследие. Ч.85. Мост Форт-Бридж/The Forth Bridge. andrey58tom.livejournal (17 октября 2017). Дата обращения: 21 января 2025.
