Форт-Бридж

Мост через Ферт-оф-Форт
Forthrailbridgefromsouthqueensferry.jpg
Официальное название Forth Bridge
Область применения железнодорожный
Пересекает Ферт-оф-Форт
Место расположения Эдинбург
Конструкция
Тип конструкции консольный
Основной пролёт 2 по 521,3 м
Общая длина 2 528,7 м
Эксплуатация
Открытие 4 марта 1890
55°59′58″ с. ш. 3°23′16″ з. д. / 55.99944° с. ш. 3.38778° з. д. / 55.99944; -3.38778 (G) (O) (Я)

Железнодоро́жный мо́ст че́рез Ферт-оф-Форт или просто мост че́рез Форт (англ. Forth Bridge) построен в 1890 году. Мост Форт-Бридж является известным символом Шотландии и признан на международном уровне как самый легендарный из консольных конструкций. Являясь первым крупным стальным мостом в мире, он занимает важное место в истории современного строительства железнодорожных мостов. На протяжении 28 лет удерживал статус самого длинного мостового пролёта на планете.

В 2012 году завершился крупномасштабный проект по реконструкции, целью которого было восстановление первоначального состояния моста.

В июле 2015 года мост Форт-Бридж был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, став шестым объектом подобного рода в Шотландии[1].

История

Регулярный паром курсировал между Северным и Южным Квинсферри начиная с XII века. К XVIII веку этот маршрут стал самым загруженным паромным переходом в Шотландии, соединяющим северо-восточную часть страны с Эдинбургом и южными регионами.

С наступлением XIX века произошло значительное улучшение — были построены пандусы с обеих сторон Форта, которые позволяли различным парусным судам пользоваться ими на любой стадии прилива. Эти пирсы, возведенные в период с 1808 по 1817 год, оставались в эксплуатации для паромов вплоть до 1964 года, когда открылся мост Форт-Роуд.

В 1806 году было выдвинуто предложение о строительстве туннеля под рекой Ферт-оф-Форт, а в 1818 году представили проект подвесного моста. Тем не менее, именно развитие железнодорожной сети в середине столетия определило необходимость в строительстве моста[2].

Мост Форт-Бридж

Молодой инженер по имени Томас Буш прибыл в этот регион в 1849 году с целью решить проблему устьев рек Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Тей. Сначала он предложил систему, в которой поезда передвигались по воде на специальных платформах, что произвело огромное впечатление на руководство Северо-Британских железных дорог, и они приняли его идеи относительно мостов через два эстуария(воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря, по сути — переходная зона между рекой и морем)[1].

Строительство моста через Ферт-оф-Тей началось в 1871 году, а в 1873 году был заложен первый камень в основание подвесного моста через реку Ферт-оф-Форт. Однако этот проект неожиданно прекратился, когда 27 декабря 1879 года мост Тей обрушился во время шторма, унеся жизни около 75 пассажиров. Эта трагедия стала серьёзным тормозом для планов Буша о строительстве моста — он скончался в следующем году.

Тем не менее, интерес к переправе возрос, и новый проект, созданный Джоном Фаулером и Бенджамином Бейкером, был представлен Forth Bridge Company в мае 1881 года и одобрен парламентом в июле 1882 года. В 1883 году началось строительство моста, который в настоящее время считается знаковым достижением дизайна и инженерии[3][4].

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Форт-Бридж был включен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО в июле 2015 года на встрече, состоявшейся в Бонне, Германия. Это стало шестым объектом всемирного наследия Шотландии, и он получил столь же высокую оценку, как легендарный Тадж-Махал и Великая Китайская стена.

Эта значимая культурная премия является отличным способом отметить 125-летие шотландской жемчужины, которая была открыта в марте 1890 года и до сих пор остается одним из самых известных архитектурных памятников в мире[1][5].

Факты

  • Форт-Бридж впервые открылся в 1890 году.
  • Общая длина моста Форт составляет 2 467 метров.
  • Основная конструкция (от портала к порталу) имеет длину 1 630 метров.
  • Самая высокая точка моста Форт возвышается на 110 метров над уровнем воды и на 137 метров над его фундаментом.
  • 53 000 тонн стали и 6,5 миллионов заклёпок были использованы для строительства моста Форт.
  • Опоры Форт-Бриджа построены из 120 000 кубических ярдов бетона и кирпичной кладки, облицованных гранитом толщиной 2 фута.
  • Ежедневно по мосту проезжают 200 поездов, перевозящих 3 миллиона пассажиров в год.
  • Общая площадь покраски моста Форт составляет 230 000 квадратных метров, для чего требуется 240 000 литров краски.
  • На мосту Форт-Бридж установлено 1040 фонарей с использованием примерно 35-40 000 метров кабеля.
  • 73 человека погибли во время строительства моста Форт-Бридж.
  • В разгар его строительства было занято более 4000 человек.
  • Строительство моста привело к созданию непрерывного железнодорожного маршрута на Восточном побережье от Лондона до Абердина[1].

Панорама моста

Панорама железнодорожного моста через Ферт-оф-Форт
Панорама железнодорожного моста через Ферт-оф-Форт

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Форт-Бридж Непреходящая икона Шотландии. theforthbridges. Дата обращения: 21 января 2025.
  2. Ольга Фролова. Шотландский мост Викторианской эпохи, над которым не властно время. travelask. Дата обращения: 21 января 2025.
  3. Форт-Бридж. tonkosti. Дата обращения: 21 января 2025.
  4. Татьяна Уайт. Чудо инженерного гения Викторианской эпохи — Форт Бридж (Мост) Эдинбурга. tourister (октябрь 2015). Дата обращения: 21 января 2025.
  5. andrey58tom. Всемирное наследие. Ч.85. Мост Форт-Бридж/The Forth Bridge. andrey58tom.livejournal (17 октября 2017). Дата обращения: 21 января 2025.