Фейерверк
Фейерверк (нем. Feuerwerk, от Feuor — огонь и Werk — дело, работа) — декоративные огни, получаемые при сжигании пиротехнических составов, содержащих соли металлов, окрашивающие пламя в разные цвета. Огненные фигуры, причудливо меняющие цвет и форму, фонтаны искр, часто сопровождаются звуковыми эффектами (хлопки, холостые выстрелы).
Используемые для фейерверка изделия состоят обычно из картонного или пластмассового корпуса, вышибного и воспламенительных пороховых зарядов и пиротехнических цилиндров или шариков (звёздок), в состав которых входят окислители, окрашивающие пламя солей и горючих — цементаторов. Пиротехнические изделия наземного действия используются для получения огненных фигур: «водопадов», «фонтанов», «эмблем», «лозунгов». Контуры различных картин получаются при горении множества цветных пиротехнических свечей, которые монтируются на деревянных или металлических каркасах[1].
История
Первая пиротехника
Искусство Фейерверка было известно в Китае и Индии за несколько веков до нашей эры, в период правления династии Хань. Образ современного фейерверка появился в Поднебесной благодаря случайному случаю: однажды в костёр попал стебель бамбука.
Его сок при нагреве начал превращаться в пар, и он в один миг заполнил часть растения, а через какое-то время, с треском взорвался. На народ это произвело очень большое впечатление, поэтому в Китае во время праздников и религиозных ритуалов стали сжигать бамбук. Изобретение фейерверка дало начало развитию оружия, например, стрел с огненным наконечником и бомб. Вместо стеблей бамбука стали использоваться открытые с одной стороны бумажные трубы с фитилем[2].
Прообраз современного пороха создали даосские монахи в результате изысканий, направленных на получение эликсира бессмертия. Указом императора Поднебесной была введена монополия — порох могли использовать только прошедшие специальное обучение монахи. Именно их можно с полным правом назвать первыми в истории фейерверков пиротехниками. Искусство развивалось и совершенствовалось — уже в XII веке монахи научились создавать смеси из пороха и металлов — «небесные огни» приобрели цвет. Была придумана специальная символика, согласно которой каждый из них обозначал что-то свое:
- красный — незыблемость империи;
- зелёный — землю;
- голубой — жизненный путь;
- серебряный — удачу и силу[3].
Европейский этап
Первая из стран Европы, где изготавливали Фейерверк — Италия. В Европу по одной из версий фейерверк привез Марко Поло, что и повлияло на развитие искусства фейерверков в Европе. Уже к XV веку каждая европейская страна имела свои традиции фейерверка. В Италии и Германии формировались пиротехнические школы. «Огненные забавы» быстро приобрели в Италии популярность и стали эффектным элементом знаменитых венецианских карнавалов.
Известен пуск крупных фейерверков в Италии (Виченца, 1379), Германии (Аугсбург, 1519), Англии (Уорик, 1572), Франции (Фонтенбло, 1606 и 1612). Производство изделий для Фейерверка (бенгальских огней, ракет и других) возникло в Японии (XVII век) и Европе (XVIII век)[1].
После того как другие европейские страны приобщились к салютам, история создания фейерверков вышла на новый уровень. Учёные взялись за усовершенствование формулы позаимствованного у китайцев пиротехнического состава. Первым проявил себя Роджер Бэкон, но поскольку о его трудах было мало кому известно, изобретателем пороха признан Бертольд Шварц. К 1550 году учёные разработали тот состав, который используется и по сей день.
Активное развитие фейерверков, как искусства, наблюдалось в эпоху Ренессанса. Наибольшее распространение в то время получили наземные композиции — в создании эффектного представления принимали участие не только пиротехники. Идеи придумывали художники и архитекторы, воплощали их в жизнь слесари и плотники. Результатом становились макеты дворцов, театров и арок, фигуры мифических существ. Такие декорации подчеркивали красоту огненных фонтанов, придавали представлению смысл[3].
Фейерверки в России
В России первый фейерверк был сожжён в XVII веке (1674, г. Устюг)[1]. По одним данным, фейерверк, устроенный в честь 18-летия Петра, состоял из трёх серий по 56 залпов, а в небе появилось изображение Геркулеса, раздирающего пасть льву. В других источниках говорится, что такой фейерверк устроили в дни Масленицы 1693 года, а изображение Геркулеса было не в небе, а на транспаранте, который фейерверк осветил[4].
При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. Пётр I много путешествовал в по Европе в юности, благодаря этому, в родной стране императора появилось очень много нововведений, включая фейерверк. 20 декабря 1699 года Пётр Первый своим указом ввёл фейерверк в программу увеселений и установил новые традиции праздничных гуляний. 4 декабря 1711 года по приказу Петра I в честь именин Александра Даниловича Меншикова был дан первый фейерверк в Петербурге. Праздновать Новый год по европейским традициям решил Пётр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год — 20 декабря 1699 года — царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января. Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником.
В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов[5].
Последний фейерверк в дореволюционной России был дан в августе 1915 года в честь взятия русскими войсками Перемышля.
Для советского народа значимым фейерверком стал салют, запущенный в честь победы СССР над немецкими захватчиками в 1943 году. Ещё один военный фейерверк запустили на Красной площади 9 мая 1945 года, когда Красная Армия выиграла во Второй Мировой Войне. Этот салют стал самым масштабным и красивым, поэтому, запомнился всему миру.
Игры ХХII Олимпиады 1980 года имели большое политическое значение для СССР.
- Во-первых, они должны были популяризировать социалистический вариант модернизации в мире, стать витриной этой альтернаты развития.
- Во-вторых, результаты участия в Олимпийских играх должны были служить фактором, отражающим политический, экономический, научный и культурный уровень развития общественно-политической системы СССР.
Фейерверки и салюты стали традицией общества, ведь без них теперь очень сложно представить празднование важных мероприятий и праздников[2].
Порох для фейерверков
Порох для фейерверков универсален, но не подходит для оружия. Дымный порох изобрели в Китае в Х веке, делали его из смеси угля, серы и селитры. Изначально его добавляли именно в фейерверки, и только через 200 лет начали применять в военных целях. Со временем дымный порох в оружии заменили более эффективными и бездымными видами. Например, пироксилиновым порохом — более 90 % его состава представлено нитроцеллюлозой, которую получают при взаимодействии волокон целлюлозы и водных растворов азотной и серной кислот. Однако дымный порох до сих пор используют в воспламенительных устройствах и гражданской промышленности.
«Для удешевления в составе фейерверков можно использовать утилизируемые баллиститные пороха или вторичные отходы пороховых заводов. Для современных фейерверков подойдет любой порох с необходимыми ограничениями по температуре и скорости горения, количеству выделяемого дыма.Однако из-за специфичности характеристик фейерверочных порохов применить в военном деле его не получится».
— Эмиль Ибрагимов, доктор технических наук, профессор кафедры проектирования и производства энергетических конденсированных систем и изделий из них для ракетно-космической техники и энергетических установок ПНИПУ
Баллиститные пороха состоят из нитратов целлюлозы и труднолетучего пластификатора — например, нитроглицерина. Их используют в артиллерийских метательных снарядах и активно-реактивных системах. На утилизацию отправляют пороха с истекающим сроком годности или те виды, которые устарели и не подходят для использования в современном оружии[6].
Музыка огней
В 1749 году по заказу английского короля Георга II немецким композитором Георгом Генделем была создана сюита для праздника по случаю заключения Ахенского мира в войне за Австрийское наследство. Музыка Генделя сопровождала грандиозный праздничный фейерверк. Режиссёром зрелища был известный архитектор и театральный декоратор Джордж Сервандони. Для музыкантов он возвёл громадное, напоминающее дорический храм деревянное здание высотой около 30 метров и длиной около 117 метров. После того как прозвучала музыка Генделя, дали знак к началу фейерверка. Был произведён салют из 101 медной пушки. Фейерверк оказался менее удачным, чем музыка. Построенное здание загорелось, но к счастью, никто не пострадал.
Первопроходцем в этой сфере считается Александр Бородин, решивший присвоить каждой ноте свой цвет. В 1877 году прозвучала Богатырская симфония, сопровождаемая цветомузыкой. Традиция была продолжена увертюрой Чайковского «1812 год». После этого интерес к «огненным сюитам» угас, возродился он в 1960 году в Каннах, но регулярно пиротехнические фестивали стали проводиться после грандиозной постановки «Симфонии огня», организованной в 1987 году табачной компанией «Бенсон и Хеджес»[3].
Сегодня фейерверк часть музыкального сопровождения. Музыка придает фейерверку настроение и характер: торжественный или лирический, энергичный или спокойный. Зрительный ряд синхронизируется с музыкальным сопровождением, чтобы все выстрелы совпадали с ударными тактами. В таком творческом сочетании пиротехники и музыки создаётся оригинальное и неповторимое зрелище[7].
Салют и фейерверк
Несмотря на общепринятое мнение, фейерверки и салюты не синонимы одного понятия.
Салюты выстреливаются залпами на большую высоту из специально подготовленных салютных батарей. Фейерверки, наоборот, представляют собой отдельные пиротехнические заряды, которые вспыхивают в небе или взрываются с коротким интервалом — от 1 до 5 секунд. В зависимости от типа зарядов будет отличаться получаемый эффект и цвет разрывов в небе. Альтернативное название фейерверков — «потешные огни». Если переводить с немецкого, то дословно термин «feuerwerk» будет обозначать «работу огня». По своей сути фейерверк является демонстрацией различных пиротехнических эффектов с вырисовыванием уникальных фигур или цветовых залпов. Фейерверк — это пиротехническое шоу, которое сочетает в себе и выстрелы салюта, и искрящиеся свечи и другие дымящие эффекты. Огни изобилуют разными цветами и формами. Взрывы сменяют друг друга с задержками, наложениями, происходят одновременно на разной высоте[8]. В свою очередь, салют — это масштабный залп из одиночных зарядов, который сопровождается громким взрывом на высоте и озарением всего ночного неба. В салюте главное мощность выстрелов, а не зрелищность. Во время запуска он способен выдать серию громких, ярких, очень быстрых залпов. Салют не имеет такого разнообразия форм и эффектов как фейерверк.
Основные эффекты от залпа фейерверка происходят на уровне земли, но не выше 15 метров. Поэтому для установки и выстрелов фейерверков можно использовать любые площадки. А вот для установки и запуска салюта требуется отдельный ровный участок местности вдали от строений и деревьев. Залпы салютов происходят на высоте от 50 до 250 метров.
Фейерверки по своим эффектам могут различаться цветом, формой разрыва и продолжительности горения в небе. Интервал между выстрелами составляет от 1 до 5 секунд. Салюты всегда взрываются в небе по установленному сценарию, демонстрируя задуманный набор пиротехнических эффектов. В небе могут появляться звёзды, сферы, переходящие в мерцающие скопления, а также кометный дождь или искрящиеся пальмы. Количество таких залпов устанавливается размером салютной батареи и её комплектацией[9].
Виды фейерверков по классу опасности
Для создания световых, звуковых, дымовых и других сценических эффектов предназначена пиротехника бытового назначения. По степени потенциальной опасности она разделяется на пять классов[10].
Пиротехника I класса
Самый безопасный — бенгальские огни, хлопушки, холодные фейерверки для помещений. Не вызывает при разрыве сильной ударной волны, при которой разлетаются осколки, радиус опасной зоны для зрителей составляет 0,5 метров, величина выделяемой кинетической энергии равняется 0,5 Джоулей.
Пиротехника II класса
Наземные и летающие фейерверки, петарды и фонтаны. При разрыве ударной волны или сильного разлета осколков не происходит, радиус опасной зоны для зрителей составляет 5 метров; величина выделяемой кинетической энергии равняется 5 Джоулей.
Пиротехника III класса
Ракеты, римские свечи, батареи салютов, одиночные салюты. При разрыве ударной волны и разлетающихся осколков нет, радиус опасной зоны для зрителей составляет 20 метров, величина выделяемой кинетической энергии равняется 20 Джоулей.
Пиротехника IV класса
Относится к категории профессиональных салютов, запускать которые могут только профессионалы и при наличии специального оборудования, радиус действия превышает 20 метров.
Пиротехника V класса
Прочие пиротехнические изделия. Используется только специалистами, имеющими аттестат законченного пиротехнического образования[11].
Ассортимент
Солнце
Эффектный фейерверк, который вращается вокруг горизонтальной оси и разбрасывает во все стороны искры, образуя яркий цветной круг. Изделия для продажи комплектуются гвоздиком, который продевается сквозь отверстие в центре солнца и прибивается к вертикальной стойке на высоте не менее 1,5 метра. Стойкой может служить и дерево. При установке солнца следует убедиться в лёгкости его вращения и отсутствия у стойки выступающих частей, которые могут затормозить солнце. Для большей лёгкости вращения между солнцем и стойкой можно вставить пластмассовую шайбу, в качестве которой подойдёт, например, пробка от пластиковых бутылок[12].
Летающие фейерверки
Летающие фейерверки раскручиваются на земле и взмывают вертикально вверх на высоту до 20 метров, разбрасывая искры в виде зонтика. Фейерверк может ярко светится различными цветами, хлопать, выбрасывать парашют. В темноте взлет фейерверка образует величественное зрелище.
Летающий фейерверк, представляет собой, как правило, бумажный цилиндрический корпус с крылышками. Некоторые фейерверки не имеют крылышек и поднимаются вверх за счет дополнительного реактивного двигателя. Для запуска летающих фейерверков нужна ровная гладкая площадка размером 50х50 см, например кусок картона.
Основные меры безопасности — не запускать фейерверк в близи построек, жилых домов, проводов, при сильном ветре.
Высотные фейерверки, пиротехнические шары
Самые мощные, самые красочные салюты делаются с помощью высотных фейерверков.
Высотные фейерверки выстреливаются вертикально вверх из фейерверочных пусковых мортир на высоту от 50 до 300 метров. В верхней точке полета они разрываются, создавая разнообразные эффекты.
Высотные фейерверки, имеют, в основном, форму шара, реже цилиндра. К нижней части шара (цилиндра) прикрепляется вышибной пороховой заряд. Заряд воспламеняется с помощью фитиля или электровоспламенителя и выбрасывает шар из пусковой мортиры. Внутри шара находится разрывной заряд который окружен пиротехническими элементами. В верхней точке полёта разрывной заряд воспламеняется и с огромной силой разрывает оболочку шара, поджигая и разбрасывая во все стороны пиротехнические элементы.
Шары различаются по калибрам (размерам). Калибрам фейерверка считается диаметр пусковой мортиры из которой его можно запускать. Калибр обозначается в миллиметрах или дюймах (1 дюйм = 25,4 мм). Чем больше калибр фейерверка, тем больше высота его подъёма и тем более красочный эффект он производит. Корпуса шаров имеют очень высокую прочность и изготавливаются из многослойной бумаги, картона или (для небольших калибров) из пластмассы. Фейерверки малого калибра (до 50 мм) допускаются в свободную продажу в комплекте с пусковой мортирой. В продаже их называют «фестивальные шары»[12].
Калибры фейерверков
В бытовой пиротехнике используют небольшие величины — 0.8, 1.0 и 1.2 дюйма. Для профессиональных пиротехнических запусков выбирают калибр фейерверка около 12 дюймов[8].
- 0,8 дюйма. Даёт вылет заряда на высоту до 20 метров, а размер раскрытого купола достигает 10 метров в диаметре. Такие фейерверки красочные, менее шумные и отлично подходят для небольшого семейного праздника с детьми;
- 1 дюйм. Высота выстрела достигает 25 метров, а диаметр доходит до 15 метров. Такие салюты дополнительно оснащены спецэффектами. Отлично подойдут для шумных праздников и корпоративов;
- 1,2 дюйма. Для поклонников более мощных взрывов с красочными цветовыми и звуковыми эффектами. Высота салюта может достигать 45 м, а диаметр шапки более 20 метров;
- около 12 дюймов. Профессиональные фейерверки могут подниматься на 150 и более метров и достигать шапки более 80 метров шириной[13].
Наиболее опасными моментами для высотных фейерверков являются следующие:
а) срабатывание разрывного заряда на малой высоте. Это может быть вызвано дефектом конструкции или применением пусковой мортиры несоответствующей данному фейерверку.
б) не срабатывание разрывного заряда. В этом случае неразорвавшийся шар падает на землю с большой высоты.
Основные меры безопасности
Высотные фейерверки требуют от пользователей и зрителей неукоснительного соблюдения мер безопасности:
- зрители не должны входить в опасную зону во время проведения фейерверка.
- на границах опасной зоны на массовых фейерверках должно быть выставлено оцепление,
Для оценки: диаметр опасной зоны в метрах приблизительно равен калибру фейерверка в миллиметрах.
Правила самостоятельного запуска «фестивальных шаров»
- Заряжать шар в пусковую мортиру следует на вытянутых руках и ни в коем случае не заглядывать в ствол и не наклоняться над заряженной мортирой.
- При повторной зарядке тщательно очистить мортиру от остатков предыдущего заряда.
- Осторожно опустить шар в мортиру и вывести наружу зажигательный шнур. Зажигательный шнур у многих шаров состоит из длинной бумажной трубки, внутри которой находится пороховой стопин. Из трубки наружу выходит фитиль длиной в несколько сантиметров. Время горения наружного фитиля и обеспечивает ВСЮ задержку времени от поджига до срабатывания вышибного заряда. При отсутствии фитиля или при его длине меньше 1 см следует отказаться от запуска шара.
- Если после поджига фитиля он погас или не сработал вышибной заряд то:
- не следует подходить к мортире в течение 2 минут,
- запрещается заглядывать в ствол,
- внешним осмотром убедиться в отсутствии снаружи тлеющих частей и после этого разрядить мортиру на вытянутых руках, наклонив ствол вниз в сторону от зрителей и осторожно вытряхнуть шар на мягкую поверхность[12].
Устройство фейерверка
Основу корпуса любого фейерверка составляет трубка, изготовленная из картона. Второе место по значимости занимает фитиль, выполняющий роль шнура, проводящего огонь. После того, как был подожжен данный элемент, огонь добирается до самого заряда.
Заряд меняется в зависимости от типа пиротехнического изделия. Величина размера заряда определяет то, какой фейерверк в конечном счете будет радовать нас: потрясающий или не очень.
Думаете, что на этом можно закончить обзор? Конечно же, нет, ведь самостоятельно летать заряд пока не научился, и ему помогает в этом вышибной заряд, к которому подводится фитиль. Вслед за вышибным зарядом идет заглушка, которая предназначена для важной миссии: она исключает вылет заряда в другую сторону[14].
Цвет фейерверка
Цвета фейерверка зависят от металла в химическом соединении. Состав пиротехнической смеси определяет цветовой эффект фейерверка. Например, карбонат стронция придает искрам красный оттенок, карбонат бария — зелёный, оксид меди — голубой, оранжевый цвет получается благодаря солям кальция, а жёлтый — солям натрия и так далее. Усиливает яркость световых эффектов пероксид бария, а интенсивность вспышкам добавляет пероксид калия. Алюминий, магний и титан в составе позволяют создавать белые вспышки, золотые получают с помощью железа[6].
Правила запуска
- Выберите ровное место для коробки с фейерверком на безопасном расстоянии от людей и объектов. Безопасное расстояние не менее 20 метров, в зависимости от калибра.
- Укрепите коробку с помощью кирпичей или камней. Зимой можно использовать снег.
- Оторвите картонную крышку коробки, если такая имеется. Если её нет, ничего отрывать не нужно.
- Аккуратно освободите фитиль, выпрямите его.
- С помощью зажигалки подожгите фитиль с расстояния вытянутой руки. Не наклоняйтесь над фейерверком в момент поджига.
- Немедленно уходите от установки на безопасное расстояние. Безопасное расстояние написано на изделии (от 20 метров в зависимости от калибра)[15].
Окислители в составе фейерверков могут нанести вред человеку и окружающей среде. Перхлораты калия и аммония — это дешёвые окислители, которые благодаря большому количеству кислорода обеспечивают горение фейерверка. При запуске их большая часть сгорает в воздухе, оставшиеся частицы рассеиваются. Вдыхать дым и хлорсодержащие частицы не рекомендуется — это вызывает кашель. Кроме пиротехнических смесей, перхлораты применяют в составе твердых ракетного топлива и взрывчатых веществ. В медицине перхлорат калия используют как защиту от радиационного излучения[6].
«Часто после новогодней ночи остаются «пустышки» из-под фейерверков. Это многокомпонентный материал, к тому же с остатками «взрывной» химии. Единственная дорога для использованных фейерверков — на полигон. Хлопушки – еще один источник мусора. В советском прошлом их наполняли разноцветными бумажными конфетти, которые, попав в почву, разлагались и не причиняли вреда природе. Сейчас внутри хлопушек — блестящий пластик. Полностью разлагается он крайне долго и в процессе распадается на микропластик, который загрязняет почву, воду и попадает в организм человека»— Нина Вишневская, доктор медицинских наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ПНИПУ.
Фестивали фейерверков
Ежегодно во многих странах мира проводятся разнообразные красочные и зрелищные мероприятия, в том числе, фестивали фейерверков.
- Международный фестиваль фейерверков «Ростех»
Организатор фестиваля — ООО «Пиротехнические технологии» — дочерняя компания госкорпорации «Ростех», лидер в области организации и проведения масштабных пиротехнических показов. Компания разрабатывает концепции и проводит пиротехнические показы любого уровня сложности. Проводится ежегодно с 2015 года, в 2023 году фестиваль отменён[16].
- Праздник огня Фальяс
Зиму испанцы провожают, что называется, «с огоньком». Ежегодное празднование в честь святого Иосифа и Святой Покровительницы всех беззащитных происходит в несколько этапов и стартует с «масклеты» — фестиваля фейерверков, когда по всей Валенсии рвутся петарды и другие изделия пиротехнического искусства. Завершается празднование торжественным сжиганием гигантских кукол из папье-маше — персонажей сказок, пародий на звезд, политиков и других публичных людей. Испания, Валенсия.
- Эдинбургский международный фестиваль
В августе Эдинбург приветствует крупнейший в мире фестиваль сценических искусств. Театральные постановки, музыкальные представления и спектакли, балет и опера тешат любителей и почитателей такого рода событий. Грандиозное огненное шоу венчает этот замечательный праздник музыки и лицедейства. Тысячи зрителей на стадионе Meadowbank Stadium с трепетом наблюдают красочные картины, рисуемые огнями фейерверков в ночном небе Шотландии.
- Международный фестиваль фейерверков
Уже 10 лет жители Мальты имеют возможность наслаждаться роскошным танцем разноцветного огня. В течение двух ночей по полтора часа лучшие творения пиротехнических фабрик Мальты и других стран мира показывают, на что они способны. Усиливают эффект потрясающие музыкальное и лазерное шоу. Мальта, Валетта.
- Фестиваль на Темзе
Ежегодно в сентябре берега Темзы в течение двух дней принимают гостей на открытом фестивале искусств. Это и «живая» музыка, и всевозможные представления, и парад лодок вниз по реке. Ночной карнавал и фейерверк-шоу завершают серию мероприятий. Запуск салютов происходит с двух специально прибывших барж.
Шоу непродолжительное — всего 10 минут — но очень красочное и запоминающееся. Великобритания, Лондон.
- Фестиваль фейерверков в Нагаоке
Впервые фестиваль фейерверков в Нагаоке прошёл в 1946 году, в память о погибших во Второй мировой войне. Августовское торжество десятилетиями остаётся одним из трёх главных фестивалей фейерверков в Японии. Каждый год им любуется около миллиона человек. Площадь запуска финального фейерверка растягивается почти на два километра, поэтому шоу в Нагаоке считается самым протяжённым фейерверком в мире.
- Ночь Гая Фокса
Каждый год, в ночь с 4 на 5 ноября англичане празднуют Ночь Костров или Ночь Фейерверков. Неудавшийся «Пороховой заговор» 1605 года, когда мятежники во главе с Гаем Фоксом попытались взорвать здание Парламента, лег в основу этого праздника. По всей стране в эту ночь сжигаются чучела мятежников, а англичане по традиции рвут петарды и запускают многочисленные фейерверки. Великобритания.
- Кастильос де Торре
Покровитель Тультепека, пожарных и фейерверков, святой Сан Хуан де Диос, очень почитаем мексиканцами. В его честь лучшие пиротехники целую неделю балуют жителей роскошными картинами, которые рисуют огнями в ночном небе города. Впечатляет «сожжение быков», точнее их фигур, начиненных петардами и фейерверками и от взрывов хаотично движущихся по площади. Мексика, Тультепек.
- Фестиваль фейерверков на море
В Японии все грандиозно и красиво. А часовое фейерверк-шоу, когда над морем вплывают 7 разноцветных огненных картин, лишает дара речи даже самых пресыщенных ценителей красоты. Япония, Мийахима.
- Международный фестиваль фейерверков
Это роскошная и фееричная демонстрация самых последних разработок и достижений в области пиротехнических технологий и искусства фейерверка. 55000 фейерверков украшает небо Сеула в середине октября под классическую и современную поп-музыку, сопровождаемые огненными и лазерными шоу. Южная Корея, Сеул[17].
Галерея
Новогодние фейерверки
Торжественные фейерверки
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Большая советская энциклопедия / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — Москва: Советская энциклопедия, 1926—1947.
- ↑ 2,0 2,1 Елизавета Власова. Искусство фейерверков: история создания и применение // Слово - за нами! Международное молодёжное СМИ : сайт. — 2023. — 10 ноября.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 История пиротехники - кто и когда изобрел первые фейерверки . Салюты, фейерверки, пиротехника! (4 февраля 2020). Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ Мария Осина. Чем салют отличается от фейерверка? // Аргументы и Факты : сайт. — 2020. — 24 июня.
- ↑ Баринова Оксана. Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года // Федеральный портал Истории России : сайт. — 2019. — 20 декабря.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 В Пермском Политехе рассказали о том, как устроен фейерверк // Naked Science — новости науки : сайт. — 2023. — 25 декабря.
- ↑ Музыка для королевского фейерверка . Пиротехнические Дворы Петергофа. Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Какой салют лучше выбрать на Новый год и другие праздники: виды фейерверков // РИА Новости - события в Москве, России и мире сегодня : сайт. — 2021. — 11 декабря.
- ↑ 3 главных отличия салюта от фейерверка . Питерсалют (27 ноября 2018). Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ Пукаляк А.В. Фейерверк // XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» : сайт.
- ↑ Виды фейерверков — как появились и какие бывают . Мир Кардио. Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Строение пиротехнических изделий . Империя Салютов. Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ Выбираем калибр салюта . Роспиро. Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ Особенности корпуса фейерверка . Роспиро. Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ Всё что нужно знать о фейерверках . Ярчемаркет. Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ Международный фестиваль фейерверков «Ростех» . Дата обращения: 4 января 2024.
- ↑ Самые шикарные фестивали фейерверков стран мира . Пиротехническое шоу, организация салютов. Дата обращения: 4 января 2024.
Литература
- Симоненко, Пётр Федорович. Полный основной курс практической пиротехнии, или Новейшее, специальное, подробное руководство, как приготовлять фейерверк : Сост. по послед. науч. изысканиям, провер. на практике : С описанием всех возмож. родов фейерверка на всякие торжеств. случаи… : Полный сб. рецептов… : В 6 ч. / Соч. специалиста техн. П. Ф. Симоненко, чл. многих учен. о-в… — 3-е изд., испр. и знач. доп. — Москва : тип. И. В. Бельцова, 1909. — 292, XII с. : ил.; 23.
- Солодовников, Василий Максимович, Пиротехника [Текст] : Производство и сжигание фейерверка / Под ред. Н. Ф. Червякова. — Москва ; Ленинград : Оборонгиз, 1938 (К.). — 236 с.
- Шидловский А., Сидоров А., Антонов В., Искусство управления огнем, «Наука и жизнь», 1971, № 6; Fireworks, N. Y., 1972
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |