Уорхол, Энди
Энди Уорхол | |
---|---|
Andy Warhol | |
| |
Имя при рождении | Эндрю Вархола |
Дата рождения | 6 августа 1928 |
Место рождения | Питтсбург, США |
Дата смерти | 22 февраля 1987 (58 лет) |
Место смерти | Нью-Йорк, США |
Гражданство | США |
Жанр | художник, фотограф, перформанс, коллаж, дизайн, видео, кино |
Учёба | Технологический институт Карнеги, Питтсбург |
Стиль | поп-арт, абстракционизм, киноавангард, псевдодокументалистика, артхаус |
Автограф | |
Медиафайлы на Викискладе |
Э́нди Уо́рхол (англ. Andy Warhol; настоящее имя — Эндрю Вархола[1], англ. Andrew Warhola, 6 августа 1928, Питтсбург, США — 22 февраля 1987, Нью-Йорк, США) — американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, издатель журналов и кинорежиссёр[2], один из создателей постмодернистского направления поп-арта[3][4].
Биография
Семья и детство
Отец Уорхола Андрей в поисках работы иммигрировал в Соединённые Штаты в 1914 году, мать, Юлия (в девичестве Завацкая), присоединилась к нему в 1921 году, после смерти бабушки и дедушки Уорхола. Энди Уорхол родился 6 августа 1928 года в рабочем районе Питтсбурга, штат Пенсильвания у иммигрантов из австро-венгерского Закарпатья русинов-униатов из района Карпатских гор на территории современной Восточной Словакии. У его родителей Андрея и Юлии Уорхола было трое сыновей: Пол (1923), Джон (1925) и Эндрю, ставший предпоследним сыном в семье, первый ребёнок — дочь Юстина, родившаяся ещё в Словакии, умерла до переезда в США.
В 1934 году семья переехала в свой дом, который был ближе к их византийской католической церкви Святого Иоанна Златоуста. Семья регулярно посещала мессу и изучала свое восточноевропейское наследие, все члены семьи были глубоко религиозными прихожанами[5][6].
Вархолы жили очень небогато — глава семейства работал шахтером, а его супруга подрабатывала уборкой помещений. Помимо этого, женщина мастерила цветочные композиции и выставляла их на продажу. Энди определили в местную общеобразовательную школу, в третьем классе он переболел скарлатиной, вызвавшей тяжелые последствия в виде хореи Сиденгама, широко известным как «Пляска Святого Вита», после чего большую часть времени был прикован к постели. Недуг характеризуется возникновением частых судорог, непроизвольными движения, остановить которые можно только с помощью сильнодействующих препаратов.
В классе он стал изгоем. Появилась мнительность, развилась боязнь врачей и больниц, которая не отпускала его до смерти. Поскольку ребёнок не имел возможности выходить из дома и посещать школу, Уорхол читал комиксы и голливудские журналы, играл с вырезками из бумаги, источником вдохновения для него стали окружающие предметы — ключи, ручки, лампочки и другие мелочи. Мать заботилась о своем младшем сыне, что сделало её фигуру очень важной в дальнейшей жизни и карьере будущего художника: она увлекала его во время обострения болезни художественными занятиями, что сформировало в дальнейшем основу его произведений[7].
Родители Уорхола купили ему его первый фотоаппарат, когда ему было восемь лет. В девятилетнем возрасте Энди записали в кружок художественного мастерства, после которого он планировал подавать документы в университет. Когда Энди было 13 лет, в результате несчастного случая на шахте погиб его отец. В 1945 году Уорхол окончил среднюю школу[8].
Образование и начало карьеры
Будущий художник посещал бесплатные уроки рисования в Музее Карнеги, планировал получить художественное образование в Питтсбургском университете, чтобы потом преподавать рисование. Но потом планы изменились, и он поступил в Технологический институт Карнеги, рассчитывая сделать карьеру в качестве коммерческого иллюстратора. В 1949 году он получил степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна. Обучение Уорхола с 1945 по 1949 год оплачивал своими накоплениями отец, который верил в талант сына.
Окончив художественное образование, Уорхол переезжает в Нью-Йорк в возрасте 21 года, где начинает работать оформителем витрин магазинов, рисовать открытки и рекламные плакаты. Вокруг него формируется круг близких друзей, с которыми они снимают квартиру: однокурсник Филип Перлштейн, подругой Лейлой Дэвис Сингелес, танцовщица Франческа Боас.
Работа Уорхола впервые появилась на развороте журнала «Glamour» в выпуске за 1949 год, в котором он иллюстрировал рассказ под названием «Что такое успех?». Позже его принимали на работу художником-иллюстратором в журналы «Vogue», «Harper's Bazaar» и ещё в несколько менее популярных изданий. Настоящую славу Уорхолу принес рекламный проект для обувного бренда «И. Миллер», где были рисунки туфель, украшенные живописными кляксами и позолотой, что запоминалось, он получил хороший гонорар за проделанную работу и стабильные заявки от ведущих компаний.
Общаясь с клиентами на Мэдисон-авеню, ориентируясь в социальной географии мира моды Манхэттена и городского гей-сообщества и Уорхол продолжает заниматься искусством. Он разрабатывает особый язык живых мотивов — херувимы, бабочки, кошки, обувь, еда, элегантные женщины, целующиеся молодые люди — часто сотрудничая с писателями, создавая книги художника, которые были среди многих предметов, которые он дарил друзьям и коллегам на протяжении многих лет.
Модный, востребованный стиль Уорхола отличается от других иллюстраций, неровной «размытой линией», которую он достигал, прижимая бумагу к рисунку влажными чернилами, чтобы создать более размытый дубликат. Это техника стала усовершенствованием процесса, который он разработал ещё во время учёбы. Как отметила куратор Донна Де Сальво, копия выглядела одновременно ручной и серийной — привлекательная двойственность, давно лежащая в основе эстетики Уорхола[9]. Эта простая форма печати предвещала радикальные эксперименты с шелкографией, которые он использовал, чтобы навсегда изменить внешний вид живописи.
В этот период он американизировал свою фамилию, начав писать её без последней буквы a — «Уорхол» (Warhol)[10].
Творческие этапы
Поп-арт
К концу 1950-х годов Уорхол заработал достаточно как иллюстратор, чтобы купить таунхаус в Верхнем Ист-Сайде на Манхэттене и наполнить его американским антиквариатом и народным искусством. Он также начал собирать работы своих современников, в том числе Джаспера Джонса, Рэя Джонсона и Фрэнка Стеллы, к авангардным рядам которых он стремился присоединиться. Хотя Уорхол был постоянным посетителем прогрессивных галерей города, куда начинал просачиваться поп—арт, он также был в некотором роде аутсайдером в мире искусства. Тем не менее, ни его гомоэротические рисунки, ни изображения, вдохновленные комиксами, не прижились, и Уорхол столкнулся с рядом отказов со стороны дилеров.
В 1952-м состоялась дебютная выставка произведений Энди, а спустя четыре года самобытный мастер стал членом «Клуба художественных редакторов». В этот период художник увлекся трафаретной печатью, с помощью которой создавал и копировал свои шедевры. Из собственноручно сделанных фотоснимков Уорхол делал специальные матрицы, позволявшие создавать цветные и монохромные коллажи. Героями этих произведений стали Мэрилин Монро, Лиз Тейлор, Мик Джаггер, Мао Цзэдун, Одри Хепберн и Элвис Пресли, ставшие впоследствии главными лицами искусства поп-арта.
В 1952 году Юлия Уорхола переехала в Нью-Йорк, чтобы жить со своим сыном. В 1957 году Уорхол опубликовал книгу её рисунков «Святые кошки». Уорхол пригласил её как художницу добавить свой женственный и тонкий почерк к сотням своих рисунков, включая рекламные объявления, обложки альбомов и книжные иллюстрации.
В 1960 году Уорхол обратил свое внимание на движение поп-арта, которое началось в Великобритании в середине 1950-х годов. Повседневная жизнь вдохновляла поп-артистов, а их исходным материалом стали массовые продукты и коммерческие артефакты повседневной жизни; коммерческие продукты вошли в высоко ценимое пространство изобразительного искусства.
В 1961 году Уорхол создал свои первые поп-картины, которые были основаны на комиксах и рекламе. «Кока-кола» 1961 года Уорхола — ключевая работа в его карьере, свидетельство того, что его переход от ручной росписи к шелкографии произошел не внезапно. Черно-серая композиция, сначала набросанная, а затем раскрашенная вручную, представляет собой смесь поп-музыки и абстракции, от которых он отказался в начале своей карьеры, прежде чем снова экспериментировать с ними в 1980-х годах.
Когда дилер Ирвинг Блюм из ультрасовременной галереи Ferus в Лос-Анджелесе заметил картины — банки с супом «Кэмпбелл» — во время посещения студии, он тут же предложил Уорхолу устроить персональную выставку. Для выставки 1962 года он создал 32 банки из-под супа Campbell’s, каждая разного сорта, расписанные вручную, чтобы имитировать единообразие массового производства. Выставка состоялась в галерее Ferus в Лос-Анджелесе.
Зарабатывать деньги — это искусство, работать — это искусство, а хороший бизнес — лучшее искусство.Энди Уорхол
В 1962 году он начал большую серию портретов знаменитостей. Портреты Уорхола и «Смерть и катастрофы» (1963—1964) раскрыли тёмную сторону американской мечты. Изображения Элизабет Тейлор, написанные, когда она была больна в больнице; Мэрилин Монро, спустя всего несколько месяцев после её самоубийства; и Джеки Кеннеди, вскоре после убийства Джона Ф. Кеннеди, — все это усилило неприличное, но соблазнительное поклонение знаменитостей и увлечение человеческими страданиями в средствах массовой информации.
В своем стремлении запечатлеть внешний вид коммерциализированной послевоенной Америки Уорхол начал экспериментировать с инструментами механического воспроизведения, а именно с техникой фото-шелкографии. Портреты выходили идеализированными: на них были убраны морщины и прочие дефекты внешности, глаза и губы делались ярче, – получалось изображение не живого человека, но настоящей суперзвезды. Картины делались не в единственном экземпляре – они тиражировались: до восьмидесяти экземпляров в день, до тысячи в год.
Изобретенным фирменным стилем стало зернистое чёрное изображение, многократно напечатанное — сериями, сетками, рядами или парами — на раскрашенном холсте, часто ярко окрашенном. Это был художественный прорыв, изменивший правила игры, для самого Уорхола и для будущих художников, узаконив коммерческий метод для использования в изобразительном искусстве. В своем интервью Джину Свенсону, под названием «Что такое поп-арт?», в 1963 году Энди Уорхол даёт такое размышление по поводу этого вопроса:
Я думаю, было бы так здорово, если бы больше людей взялись за шелкографию, чтобы, в свою очередь, никто не знал, была ли моя фотография моей или это был кто-то другой[11]
- Salle Andy Warhol (Hamburger Bahnhof, Berlin) (6343757828).jpg
Портрет Мао Дзедуна (1973 г.) на выставке Andy Warhol (Hamburger Bahnhof, Berlin)
- Berlin - Hamburger Bahnhof Museum für Gegenwart (5).jpg
Портрет Мао Дзедуна (1973 г.) на выставке Andy Warhol (Hamburger Bahnhof, Berlin)
- Hamburger Bahnhof (3868274968).jpg
Портрет Мао Дзедуна (1973 г.) на выставке Andy Warhol (Hamburger Bahnhof, Berlin)
Уорхол стремился также запечатлеть тёмную сторону культурного ландшафта страны: в картине акрилом в технике шелкографии 1964 года «Расовый бунт» по воспроизведенной фотографии, где полицейские собаки нападают на протестующих за гражданские права в Бирмингеме и далее в серии из более чем 70 картин и гравюр, освещающих случаи автомобильных аварий, самоубийств, казней и взрывов. Впоследствии темы, исследующие силу журналистских образов, вырванных из контекста, взятых прямо со страниц газет и полицейских архивов, стали центральным элементом продажи послевоенного и современного искусства[12].
Художник заимствовал ужасные изображения из таблоидов и журналов, усиливая нормализацию трагедии в средствах массовой информации, что подтверждается высказыванием Уорхола для ARTnews в 1963 году:
Когда вы видите ужасную картину снова и снова, это действительно не имеет никакого эффектаЭнди Уорхол [13]
Фабрика
В 1963 году с расширением живописной практики Уорхол перенес свою студию из арендованной пожарной части в лофт на пятом этаже на Восточной 47-й улице, ему удалось приобрести заброшенное помещение на Манхэттене, где когда-то располагалась шляпная фабрика. Пространство было названо Фабрикой, все поверхности внутри были покрыты серебром и славилось шумными вечеринками, куда любила приходить богема и творческая интеллигенция. Уорхол купил свою первую кинокамеру в 1963 году и постоянно снимал на неё, изобретая беспрецедентные жанры кинопроизводства, такие как немые, движущиеся портреты Кинопробы (1963—1966) и восьмичасовой одиночный фильм «Империя» (1964), а также изобретение нового типа знаменитости, неподготовленного актёра, ставшего суперзвездой. Его первый коммерческий успех, The Chelsea Girls (1966), неотредактированный взгляд на повседневную жизнь нескольких суперзвезд, считается влиятельным предшественником реалити-шоу[14][15].
Вскоре после открытия на студии прошла необычная выставка, где экспонатами стали инсталляции из таких утилитарных предметов, как тара. После этого события к званию короля поп-арта Уорхол получил титул лучшего мастера концептуального искусства современности. Публика впервые столкнулась с фабричными работами Уорхола в 1964 году на выставке в нью-йоркской галерее Stable Gallery, которую он превратил в продуктовый склад с узкими рядами штабелированных шелкографических коробок Brillo и других «картонных коробок». Толпы людей выстроились в очередь, чтобы посмотреть выставку, но работы почти не продавались. Тем не менее, она повлияла на отзывы и статус художника у влиятельных критиков.
В 1967 году Уорхол потерял право аренды своей фабрики по производству серебра и переехал на 6-й этаж дома 33 по Юнион-сквер-Уэст.
Позднее творчество
К 1974 году, увеличив производство картин, Уорхол перенес свой офис в более просторное помещение на 3-м этаже дома 860 по Бродвею на Юнион-сквер. В 1970-х годах появилось множество картин, часто включающих противоречивые или заряженные образы, в том числе «Голос Макговерна» (1972), «Дамы и господа» (1975), «Черепа» (1976), «Серп и молот» (1976) и Картины окисления» (1978), так называемые, «эксперименты с мочой», созданные друзьями Уорхола и ассистентами студии, — мочащимися на холст, загрунтованный металлической краской.
На протяжении всей жизни он работал с молодыми художниками, в 1984 году началось сотрудничество Жан-Мишелем Баския, Франческо Клементе и Китом Харингом. Работая с Баскиа и Клементе, каждый художник независимо работал над холстом, прежде чем передать его дальше, индивидуальные знаки художника оставались отчётливыми и узнаваемыми знаками, а логотипы становились частью композиций.
В 80-х годах создаёт цикл работ «Вымирающие виды», заказанный защитниками диких животных. Героями серии стали древесная лягушка, амурский тигр, Гигантская панда, зебра Греви, чёрный носорог и другие вымирающие виды.
В одной из своих самых монументальных и сложных серий «Тени» (1978-79) Уорхол выяснил, как представить изображение, которое было бы полностью репрезентативным и в то же время полностью абстрактным. «Объектом» была тень, отброшенная неопознанным объектом в его студии, сфотографированная, а затем нанесённая шелкографией на 102 полотна, каждое из которых окрашено в яркий цвет и расположено от края до края.
На последнем этапе своей карьеры Уорхол создает «Камуфляж» (1984) и «Пятна Роршиха» (1986), которые не имели идентифицируемого сюжета, что является заметным отличием от его ранних работ, хотя они по-прежнему были узнаваемыми изображениями.
- Il Vesuvio di Andy Warhol, (1135).jpg
Энди Уорхол, Везувий, 1985
Личная жизнь
Сексуальная ориентация
Энди Уорхол никогда открыто не заявлял о своей ориентации, некоторые эпизоды из жизни художника говорят о его склонности к гомосексуальности[16][17][18], художник не был женат и не имел детей.
Гомосексуальность была криминализирована в Америке 1950-х годов, тем не менее, Уорхол заполнял альбомы рисунками под названием «Портреты мальчиков», в которых с любовью и юмором изображались мужские формы и изучались ступни, торсы и гениталии. Уорхол высказывал через творчество свою сексуальность, что можно уловить в живописных сериях «Sex Parts» и «Torso», фильмы «Sleep», «Blow Job», «My Hustler» и «Lonesome Cowboys». Во время своего увлечения кинематографом в 1960-х годах в его фильмах были сцены сексуальных похождений: в одном из самых ранних фильмов поэт Джон Джорно, спал обнаженным в «Почти шестичасовом» (1963).
Долгое время мужчина состоял в отношениях с Эди Седжвик, ставшей для него лучшей подругой и музой.
На протяжении всей своей карьеры для Уорхола стирались границы между романтическими и профессиональными отношениями, таким образом с некоторыми деловыми партнерами, такими как Эдвард Уоллович, Тед Кэри, Джон Джорно, Джед Джонсон и Джон Гулд у Уорхола также были близкие отношения[19][20]. Сам художник в высказываниях про свои романы и женитьбу метафоричен[21]:
В конце 50-х у меня начался роман с телевизором, который длится по сегодняшний день, хотя я и изменяю ему в спальне бывает что с четырьмя телевизорами сразу. Но не женился я до 1964 года, до тех пор пока не приобрел мой первый магнитофон. Мою жену. Мой магнитофон и я женаты уже десять лет. Когда я говорю „мы“, я имею в виду магнитофон и себя. Многие этого не понимают.Энди Уорхол
Уорхол предоставил трансвеститам пространство для роста на своей арт-сцене и стал частью нью-йоркской контркультуры. Он включил их в художественное движение и часто позировал с ними на фотографиях.
Общество знаменитостей
Уорхол с детства был увлечён голливудскими знаменитостями: он писал звездам кино и собирал альбомы с вырезками между 1938 и 1941 годами.
В 1960-х годах Фабрика стала местом встреч художников, музыкантов и писателей, в том числе Лу Рида, Боба Дилана, Трумена Капоте и многих других. Такие звезды, как Эди Седжвик, Бриджид Берлин, Ундина и Кэнди Дарлинг, были фабричными посетителями, которые появлялись в его фильмах и стали неотъемлемой частью его общественной жизни.
В 1970-х годах Уорхол был завсегдатаем знаменитой нью-йоркской дискотеки Studio 54, в этот период Уорхол использовал камеру «Полароид» и магнитофон, чтобы документировать свою повседневную жизнь, от деловых встреч до светских мероприятий со звездами. Вёл исключительно ночной образ жизни – не пропускал ни одного клубного события, в клубах он обычно был тихим и незаметным наблюдателем. Знаменитые друзья заказывали дизайн обложек своих альбомов и портреты светских львиц, звёзд музыки и кино и других.
Оставаясь в центре внимания в 1980-х годах, благодаря своей работе на телевидении и моделированию высокой моды, Уорхол добился славы и помог другим сделать то же самое, реализовав своё выражение:
В будущем каждый станет всемирно известным за 15 минут
Попытка убийства
В 1968 году радикальная феминистка, известная созданием общества «За принудительную кастрацию мужчин» Валери Соланас совершает на него покушение. Валери какое-то время вращалась в «фабричных» кругах и оставила Уорхолу сценарий своего фильма, который он обещал прочитать, но в итоге потерял. Обиженная феминистка купила револьвер, положила его в бумажный пакет, пришла в «Фабрику» и сделала несколько выстрелов в Уорхола, который разговаривал в это время по телефону. Ранения оказались не смертельными, но тяжелыми: в больнице Уорхол перенес сложную операцию и впал в кому. Последствия покушения преследовали мастера всю жизнь.На суде её объявили борцом за права женщин, Валери получила три с половиной года заключения, хотя пострадавший заявления на неё не подавал. Энди долго лечился и вынужден был носить корсет, его детский страх перед докторами только усилился. На теле мастера поп-арта остались шрамы, которые он впоследствии показывал публике.
В 1980-м году в Нью-Йорке застрелен Джон Леннон, с которым Энди был знаком. Совершается неудачно покушение на американского президента.
В своих работах художник рассматривает оружие как неотъемлемую часть американской культуры, рефлексируя на личные темы — несущий смерть пистолет возвращает к событиям покушения на самого Уорхола.
Последние годы жизни и смерть
Уорхол продолжал расширять своё художественное видение, поскольку меняющиеся вкусы и технологии изменили культуру в 1980-х годах. Он снимал музыкальные клипы, создавал компьютерное искусство и создавал экспериментальные телевизионные шоу, которые объединяли мир моды, развлечений и искусства.
В 1974 году Уорхол начал свою крупнейшую серийную работу Капсулы времени. Он заполнил, запечатал и отправил на хранение 569 картонных коробок стандартного размера, 20 картотечных шкафов (по две на шкаф) и большой чемодан для пароходов. Каждая наполнена эфемерными вещами — письмами, фотографиями, публикациями, записями, одеждой, едой, лекарствами, игрушками, антиквариатом, корешками билетов, произведениями искусства и многим другим — начиная с 1950-х годов и до его смерти в 1987 году.
Уорхол постоянно собирал и хранил разные предметы. Когда он умер, в квартире нашли 641 коробку с тем, что его друзья называли «Вещами Энди. Работникам аукциона Sotheby's потребовалось в общей сложности девять дней, чтобы выставить все его вещи на аукцион.
Уорхол проявил интерес к телевидению и продюсировал два кабельных шоу «ТВ Энди Уорхола» (1980—1983) и «Пятнадцать минут Энди Уорхола» (1985—1987) для MTV. Он также появлялся на телевидении Лодка любви и «Субботним вечером в прямом эфире», снимался в печатных и телевизионных рекламных роликах, снимал музыкальные клипы и был моделью на показах мод.
Умер Уорхол 22 февраля 1987 года от сердечного приступа во сне после операции на желчном пузыре. Его надгробие находится на Византийском католическом кладбище Святого Иоанна Крестителя, Бетел-парк, Пенсильвания. Согласно его завещанию, на большую часть средств из его наследства был создан Фонд изобразительных искусств Энди Уорхола
Киновоплощения
- «Дорз» (1991) — Криспин Гловер
- «Баския» (1996) — Дэвид Боуи
- «Я стреляла в Энди Уорхола» (1996) — Джаред Харрис
- «Я соблазнила Энди Уорхола» («Фабричная девушка») (2006) — Гай Пирс
- «Хранители» (2009) — Грег Трэвис
- «Люди в чёрном 3» (2012) — Билл Хейдер
- «Роскошная комедия Ноэля Филдинга» (2012) — Том Митен
- «Винил» (2016) — Джон Кэмерон Митчелл
- «Американская история ужасов» (2017) — Эван Питерс
- «Клуб миллиардеров» (2018) — Кэри Элвес
Наследие
Музеи
Выставки
Книги
- Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот). — М.: Аронов, 2001.
- Уорхол Э. Америка. — М.: Ад Маргинем, 2013.
- Уорхол Э. Дневники Энди Уорхола. — М.: Ад Маргинем, 2015.
Примечания
- ↑ Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. Горкина А.П.. — М.: Росмэн, 2007.
- ↑ Популярная художественная энциклопедия / под ред. Полевого В.М.. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
- ↑ Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. — М.: Вече : АСТ, 2003. — С. 509. — ISBN 5-94538-390-2.
- ↑ Andy Warhol. The Philosophy of Andy Warhol (From A to В and Back Again). — N. Y., 1975.
- ↑ Корсаков К. В. Энди Уорхол — выдающийся представитель русинской миграции . Международный исторический журнал «Русин». журнал Русин (2017). Дата обращения: 7 января 2021. Архивировано 24 января 2021 года.
- ↑ Andy Warhol (словацк.). The World Academy of Rusyn Culture.
- ↑ Музей современного искусства Энди Уорхола . Múzeum moderného umenia Andyho Warhola v Medzilaborciach (MMUAW).
- ↑ Жизнь Энди Уорхола . Музей Энди Уорхола.
- ↑ Hilarie Sheets. The Guy Was Mortal’: Whitney Curator Donna De Salvo on How Her Personal Relationship With Andy Warhol Shaped Her New Show 202 (англ.). news.artnet (5 ноября 2018). Дата обращения: 2 марта 2023.
- ↑ Andy Warhol Biography . The Andy Warhol Foundation. Дата обращения: 29 июня 2014. Архивировано 24 июля 2010 года.
- ↑ Что такое поп-арт? (Cтенограмма интервью Джина Свенсона 1963 года с Энди Уорхолом (англ.).
- ↑ Katherine Brook. Andy Warhol's Iconic 'Race Riot' Painting Could Fetch Millions At Auction (англ.). Huffpost (6 декабря 2017).
- ↑ I'll be your mirror: the selected Andy Warhol interviews: 1962-1987 (англ.). Internet Archive.
- ↑ Andy Warhol’s ‘The Chelsea Girls’ . Tate Gallery.
- ↑ The Films of Andy Warhol (англ.). Tate gallery.
- ↑ Colacello, Bob Holy terror: Andy Warhol close up. — London: HarperCollins, 1990. — ISBN 0-06-016419-0.
- ↑ Meyer, Richard. Outlaw representation: censorship and homosexuality in 20th-century American art (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2002. — ISBN 0-19-510760-8.
- ↑ Matarazzo, Father Sam; Jane Dagget Dillenberger. The Religious Art of Andy Warhol. — New York: The Continuum Publishing Company, 1998. — С. 33. — ISBN 0-8264-1112-6.
- ↑ Инграм К. Гениальный Уорхол. — М.: Эксмо, 2014. — 80 с.: ил. — ISBN 978-5-699-70779-9.
- ↑ Коменас Г. Andy Warhol Chronology. 1980 Архивная копия от 4 октября 2018 на Wayback Machine // WarholStars.org.
- ↑ Игорь Карев. Губы Мэрилин целовать не хотелось . АиФ (6 августа 2018).
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы с неработающими файловыми ссылками
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 6 августа
- Родившиеся в 1928 году
- Умершие 22 февраля
- Умершие в 1987 году
- Художники по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Поп-арт
- Искусство
- Кинорежиссёры США
- The Velvet Underground
- Современные художники США
- Художники-поп-артисты
- Артисты, известные под псевдонимами
- Похороненные в Пенсильвании