Танец с саблями
Танец с саблями | |
---|---|
Танец с саблями | |
Композитор | Арам Хачатурян |
Дата создания | 1942 |
Место создания | Пермь |
Исполнительский состав | |
симфонический оркестр |
«Та́нец с са́блями» — музыкальное произведение советского композитора Арама Хачатуряна, входящее в состав балета «Гаянэ» (1942[1]), получившее мировую известность[2] и ставшее одним из самых популярных музыкальных произведений XX века[3]. Характеризуется быстрым темпом, чётким ритмом, звонким и резким оркестровым звучанием[4].
Создание произведения и его признание
«Танец с саблями» является частью балета «Гаянэ», который А. Хачатурян писал в 1941—1942 годах. Композиция, написанная для последнего действия балета, стала самым известным его фрагментом. Произведение фактически зажило отдельной жизнью. Хачатурян сочинил его не по своей воле и за очень короткое время[5]. В 1942 году[1], когда балет «Гаянэ» был закончен, пришло указание директора Кировского театра оперы и балета дописать ещё одну сцену. Композитор был этим недоволен, и сначала сильно сопротивлялся, но заставил себя сесть за рояль и написал партитуру. Фрагмент был подготовлен меньше чем за день, назывался «Танец курдов», но в историю мировой музыки вошёл как «Танец с саблями»[6].
В конце 1940-х годов «Танец с саблями» стал хитом в США. В 1948 году посетители баров и ресторанов в США чаще всего хотели слышать эту композицию в воспроизведении музыкальных автоматов. В это же время сразу три симфонических оркестра представили свои версии композиции, а по результатам еженедельного американского журнала «Billboard» она сразу заняла верхние позиции среди произведений классической музыки. Поэтому нью-йоркский новостной журнал «Newsweek» рекомендовал 1948 год объявить «годом Хачатуряна в США»[4].
Музыкальные журналы до сих пор отмечают, что это произведение известно каждому эстрадному оркестру в мире. «Танец с саблями» стал одним из фирменных произведений XX века[3]. Исследователи отмечают, что из всех советских композиторов, вышедших из национального проекта, только Арам Хачатурян достиг мировой известности. Он стал восприниматься большинством людей как представитель музыки советского Востока, органично связанной с русской музыкальной традицией[2]. Сам Арам Хачатурян был недоволен слишком большой популярностью «Танца с саблями», так как она мешала остальным его произведениям, затмевала их[6].
Описание
Балет «Гаяне» описывает историю молодой женщины, которая живёт и работает в колхозе на грузинской границе в 1941 году, в год германского вторжения в Советский Союз. Она должна выбирать между её мужем-преступником и людьми, с которыми она работает[7]. Хотя балет посвящён борьбе советских колхозников с немецкими диверсантами, тема борьбы патриотов с оккупантами свелась к нулю и осталась только история любви[6]. В «Танце с саблями» в финальном акте танцоры демонстрируют своё мастерство владения саблями[7]. Быстрый темп, чёткий ритм, звонкое, иногда даже резкое оркестровое звучание произведения, подчёркивает ловкость отважных армянских мужчин и их умения владения оружием[4].
«Танец с саблями» стал синтезом армянской народной музыки с джазовыми элементами[6][7]. Композиция, написанная в тональности Соль мажор и заключённая автором в трёхчастную форму, открывается четырёхтактовым вступлением, которое задаёт слушателю определённый энергичный настрой. Затем в исполнении группы деревянных инструментов и ксилофона стремительно врывается мелодия восточного танца, которая увлекает с первой ноты. Острые гармонии и поначалу повторяющаяся, а затем как будто втаптывающаяся мелодическая линия танца создают яркий образ сильного народа. Тема повторяется два раза, а затем поднимается на малую терцию вверх. Следующий далее средний раздел композиции построен на контрасте с первой частью. Меняется не только характер музыки, но и размер: вместо четырёхдольного, он становиться трёхдольным. Композитор здесь рисует пленительный женский образ. Напевная нежная мелодия с изысканно-причудливым ритмом в исполнении альтов и виолончелей, на фоне прозрачного аккомпанемента, украшенная подголосками флейт, привлекает своей грациозностью и изяществом. После этого вновь возвращается тематический материал первой части[4].
Популярность
Из-за восхитительного ритма «Танец с саблями» стал очень популярен на концертах, телевидении и в фильмах. Его музыку можно услышать с телесериалах, видеоиграх и рекламных роликах, часто она используется для создания юмористического эффекта. Например в мультфильмах «Губка Боб Квадратные Штаны» (Spunch Bob, эпизод Slimy dancing)[7], «Ну, погоди!» № 6, «Мадагаскар 3»[4], «Три богатыря и Морской царь» и многих других.
Режиссёры любят вставлять музыку «Танца с саблями» в саундтреки своих фильмов. Некоторые их них: «Парочка Баркли с Бродвея» (США, 1949), «Раз, два, три» (США, 1961), «Амаркорд» (Италия, 1973), «Джек-попрыгунчик» (США, 1986), «Покаяние» (СССР, 1987), «Безжалостная защита» (США, 2008), «Концерт» (2009), «Бумажные птицы» (Испания, 2010).
«Танец с саблями» с до настоящего время широко используется для озвучивания различных спортивных соревнований, например, в фигурном катании и художественной гимнастике. Музыку композиции также очень любят хоккеисты «Баффало Сейбрз» — профессионального клуба, выступающего в Национальной хоккейной лиге, а также известный армянский футболист Генрих Мхитарян. Когда он выступал за донецкий «Шахтёр» и забивал гол, то каждый раз на стадионе звучала музыка знаменитого танца Хачатуряна[4].
Начальный четырёхтакт темы средней части «Танца с саблями» был изображён на реверсе банкноты номиналом 50 армянских драмов, бывшей в обращении с 1998 по 2004 год.
Литература
Frolova-Walker Marina. «National in Form, Socialist in Content»: Musical Nation-Building in the Soviet Republics // Journal of the American Musicological Society. —1998. — Vol. 51, no. 2. — Pр. 331—371. Р. 362. https://doi.org/10.2307/831980
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Adalian R. P. Historical Dictionary of Armenia. — Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2010. — С. VIII. — 751 с. — ISBN 978-0-8108-7450-3.
- ↑ 2,0 2,1 Frolova-Walker M. "National in Form, Socialist in Content": Musical Nation-Building in the Soviet Republics (англ.) // Journal of the American Musicological Society. — 1998. — Vol. 51, no. 2. — P. 331—371.
- ↑ 3,0 3,1 Adalian R. P. Historical Dictionary of Armenia. — Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2010. — С. 381. — 751 с. — ISBN 978-0-8108-7450-3.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Арам Хачатурян «Танец с саблями» . soundtimes.ru. Дата обращения: 6 августа 2023.
- ↑ «Танец с саблями» — «непокорное и шумливое дитя» Арама Хачатуряна . Армянский музей Москвы и культуры наций (2017.12.14). Дата обращения: 6 августа 2023.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Баблумян С. Почему Арам Хачатурян не хотел создавать "Танец с саблями" и что из этого вышло? . Sputnik Армения (06.06.2023). Дата обращения: 6 августа 2023.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Concerts for Young People. Atlanta Symphony Orchestra (англ.). — 2011–2012. — P. 4—5.
Ссылки
- А. Хачатурян. Танец с саблями (симфоническая версия)
- «Гаянэ». Танец с саблями
- А. И. Хачатурян. Танец с саблями. Исполняет вся страна!
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |