Сто лет одиночества (роман)
Сто лет одиночества | |
---|---|
исп. Cien años de soledad | |
Жанр | роман |
Автор | Габриэль Гарсиа Маркес |
Язык оригинала | испанский |
Дата написания | июнь 1967 |
Дата первой публикации | 1967 |
Сто лет одиночества (исп. Cien años de soledad) — роман колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса (исп. Gabriel García Márquez). Первое издание романа увидело свет в июне 1967 года в Буэнос-Айресе тиражом 8000 тысяч (сначала 3000 — потом 5000) экземпляров. Роман получил премию Ромуло Гальегоса. На сегодняшний день продано более 30 миллионов экземпляров[1]. Сам роман переведён на 35 языков мира. За своё творчество Габриэль Гарсиа Маркес удостоен Нобелевской премии по литературе[2].
Действующие лица
Главные герои
Хосе Аркадио Буэндиа — основатель рода, основатель города Макондо.
Урсула Игуаран — супруга Хосе Аркадио.
Хосе Аркадио — старший сын супругов Буэндиа, назван в честь отца.
Аурелиано Буэндиа — младший сын супругов Буэндиа.
Амаранта — дочь супругов Буэндиа.
Ребека — сирота, приемная дочь супругов Буэндиа.
Второстепенные герои
Мелькиадес — старый мудрый цыган.
Пилар Тернера — гадалка на картах.
Пьетро Креспи — музыкант, итальянец.
Ремедиос — красавица — супруга Аурелиано.
Аркадио — внебрачный сын Хосе Аркадио и Пилар Тернера.
Санта София де ла Пьедад — супруга Аркадио.
Ремедиос Прекрасная — очень красивая, умственно отсталая дочь Аркадио и Санта Софии де ла Пьедад.
Хосе Аркадио Второй и Аурелиано Второй — близнецы, родные братья Ремедиос.
Аурелиано Хосе — внебрачный сын Аурелиано Буэндиа и гадалки Пилар.
Геринельдо Маркес — полковник, влюблённый в Амаранту.
Фернанда даль Карпио — супруга Аурелиано Второго.
Петра Котес — любовница Аурелиано Второго.
Хосе Аркадио, Рената (Меме), Амаранта Урсула — дети Фернанды и Аурелиано Второго.
Маурисио Вабилонья — любовник Меме, отец ее сына Аурелиано.
История создания
В начале 1965 года Габриэль Гарсиа Маркес решил, что он готов к написанию своего главного произведения. Он шел к этому почти 20 лет[3]. Когда Маркес решил написать «Сто лет одиночества», ему было почти 40 лет. До этого времени он ездил по миру как корреспондент латиноамериканских газет. Он опубликовал несколько романов и повестей, на страницах которых уже существовали будущие герои «Ста лет одиночества». Маркес зарабатывал на жизнь пиаром и редактированием чужих сценариев. Несмотря на то, что писателю необходимо было содержать семью: жену и двух детей, он принял решение воплотить замысел нового романа. Он отказался от работы, заложил машину и погрузился в работу на 18 месяцев. Результатом работы в «добровольном заточении» стал роман «Сто лет одиночества»[4].
Я написал свою первую книгу. Она не принесла мне ни одного песо. Я написал вторую. И она не принесла мне ни одного песо. Тогда я написал третью книгу, и она однако тоже не принесла мне ни гроша. Взялся за четвертую книгу. Эту я писал с особыми усилиями: знал, что она перевернет все. И только когда она была закончена и увеличила число моих неудач, я взялся за пятую книгу. Этой книгой стал роман «Сто лет одиночества». | ||||
Габриэль Гарсиа Маркес
|
К моменту окончания романа семья писателя погрязла в долгах, они были должны всем. Например, перед мясником, который отпускал семье Маркеса мясо в кредит, долг составлял 5000 песо. У писателя не было даже денег на то, чтобы отправить рукопись в издательство. Маркес заложил миксер своей жены, чтобы отправить роман издателю[4].
В тот день, когда я закончил роман, у нас с Мерседес закончились последние средства к существованию. Такую бедность мне довелось испытать только когда-то в Париже. | ||||
Габриэль Гарсиа Маркес
|
Роман увидел свет не сразу, его отклонили несколько разных издательств. Публикация романа стала сенсацией для Латинской Америки: тираж в более полумиллиона экземпляров, мировая известность, дискуссии о новых веяниях в истории романа и реализма[3]. Очень скоро тираж перевалил за 3 миллиона экземпляров только в Латинской Америке. Роман начали переводить и выпускать на всех европейских и азиатских языках.[2]
«Сто лет одиночества» — это роман, принесший мировую славу Маркесу, а в 1972 году — Премию Ромуло Гальегоса. Спустя 15 лет после первой публикации «Ста лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем-лауреатом Нобелевской премии по литературе. Награду присудили с формулировкой «За романы и рассказы, где фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента»[4].
Он был абсолютно уверен в том, что написал нечто очень значимое. | ||||
Эммануэль Карбальо
|
Сюжет
Буэндиа Хосе Аркадио и Урсула — двоюродные брат и сестра, основатели рода. Родные Хосе Аркадио и Урсулы были против кровосмешения и переживали о возможных проблемах у будущего потомства. Урсула знает о последствиях кровосмешения, а Хосе Аркадио считает подобное глупостью. Повздорив с соседом и убив его, Хосе Аркадио отправляется с супругой к новому месту жительства[5].
После двух лет скитаний на берегу реки Хосе Аркадио основывает новое селение — Макондо. Урсула затевает производство зверушек и птиц из леденцов. Из ниоткуда в семье Буэндиа появляется Ребека, приёмная дочь Хосе Аркадио и Урсулы. С её появлением Макондо накрывает эпидемия бессонницы, затем эпидемия забывчивости. Поселение целительным снадобьем спасает скиталец-цыган, предсказывая при этом, что Макондо исчезнет с лица земли вместе с семьёй Буэндиа. Цыган дарит Хосе Аркадио ещё одно изобретение — дагеротипию. Оно сводит Хосе Аркадио с ума, и он заканчивает свои дни прикованным к каштану во дворе дома.
Первенец Хосе Аркадио (назван в честь отца) тратит жизнь попусту, а второй сын — Аурелиано осваивает ювелирное дело. Тем временем селение разрастается, обзаводится коррехидором, священником, заведением Катарино.
Младший сын Аурелиано влюбляется в дочку коррехидора — Ремедиос. Приёмная дочь Ребека и ещё одна дочь — Амаранта — вместе влюбляются в итальянского мастера по пианолам — Пьетро Креспи. Ребека уступает Амаранте и выходит замуж за Хосе Аркадио, первенца четы Буэндиа. Амаранта также принимает решение отказаться от любви, начинает ткать саван и угасает, закончив его.
Жена Аурелиано умирает во время родов. Аурелиано уходит на войну, воюет на стороне либералов. Внук Урсулы Аркадио работает школьным учителем, во время войны назначается правителем Макондо и проявляет себя тираном местного масштаба. При смене власти будет расстрелян консерваторами. Аурелиано Буэндиа назначается верховным главнокомандующим, он принимает решение завершить войну. Возвращается в родной дом, живёт обособленно от семьи, занимается изготовлением золотых рыбок.
В Макондо приходит цивилизация и чужеземцы, из-за чего город превращается в злачное место. Полковник Аурелиано Буэндиа жалеет, что закончил войну. Он потерял 17 сыновей и в одиночестве умирает у растущего во дворе каштана.
Урсула с тревогой наблюдает за вырождением рода Буэндиа: правнуки собрали все семейные пороки. А над Макондо начинается дождь, и льёт он четыре года одиннадцать месяцев и два дня, и после дождя люди не могут противостоять забвению. Последние годы Урсулы омрачены борьбой с Фернандой.
Макондо вымирает, доведённый банановой компанией до истощения. В город возвращается Хосе Аркадио, сын Фернанды и здесь он находит незаконнорожденного племянника Аурелиано Вавилонью.
Из Европы с мечтой возродить Макондо возвращается Амаранта Урсула. Племянник влюбляется в тётку и пара ждет ребёнка. Амаранта верит, что этот ребёнок, зачатый в любви, очистит род от губительных пороков. Младенец рождается со свиным хвостиком, а Амаранта умирает от кровотечения. Младенца, последнего из рода Буэндиа, съедят муравьи, наводнившие дом. А Аурелиано Второй дочитывает в пергаментах Мелькиадеса историю семьи Буэндиа и узнает, что согласно пророчеству город будет сметен с лица земли ураганом в тот момент, как он кончит расшифровывать пергаменты[5].
Семья Буэндиа
Первое поколение
Хосе Аркадио Буэндиа
Основатель рода, волевой, упрямый, он же основатель города Макондо. Живо интересовался устройством мира, техническими новинками и алхимией. Сошёл с ума в попытках найти философский камень и умер во дворе дома, привязанный к каштановому дереву[5].
Урсула Игуаран
Жена Хосе Аркадио Буэндиа, воспитала сыновей и дочерей, внуков и правнуков. Уверенно управляла семьёй, приносила в семью существенный доход, изготавливая леденцы. Прожила около 120 лет и в конце жизни ослепла. Обладала цепким умом, хваткой и умела выживать в любой ситуации.
Второе поколение
Хосе Аркадио
Старший сын Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы, упрямый и импульсивный, прожигал жизнь. Завёл любовницу Пилар Тернера, но бросил семью ради молодой цыганки и ушёл вместе с цыганами. Несколько лет был моряком, совершил кругосветное путешествие, затем вернулся в Макондо. Вступил в брак с приёмной дочерью семьи Буэндиа Ребекой и стал жить на окраине города. С помощью махинаций сына — Аркадио, получил все земли в Макондо. Во время захвата города консерваторами спас от расстрела своего брата Аурелиано, но вскоре погиб сам от пули при загадочных обстоятельствах.
Полковник Аурелиано Буэндиа
Младший сын Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы, обладатель философской натуры, имел отличную интуицию, изучал ювелирное дело. Женился, но жена умерла при родах. Участвовал в войне против консерваторов, во время которой заслужил звание главнокомандующего революционных сил Атлантического побережья. После войны вернулся в Макондо и у него от любовницы брата Пилар Тернеры родился сын Аурелиано Хосе. Кроме этого имел ещё 17 сыновей от 17 женщин, с которыми имел связи во время военных походов. Занимался изготовлением золотых рыбок, умер в старости под деревом, где был привязан его отец.
Ремедиос Москоте
Младшая дочь коррехидора Макондо. Имела прекрасную кожу и изумрудно-зелёные глаза, чем покорила полковника Аурелиано Буэндиа, умерла при родах.
Амаранта
Дочь Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы. Вместе с Ребекой влюбилась в итальянца Пьетро Креспи, но итальянец выбрал Ребеку, и сестры стали врагами. Амаранта в течение всей жизни отвергала ухаживания всех мужчин и осталась старой девой, умерла ровно в тот момент, когда закончила вышивать погребальный саван.
Ребека
Сирота, которую удочерила семья Буэндиа: она оказалась в семье в возрасте 10 лет. Замкнутая и нелюдимая в детстве, с возрастом Ребека расцвела, ее красота пленила итальянца Пьетро Креспи, но свадьба не состоялась в силу разных причин. Когда в город вернулся Хосе Аркадио, старший сын, Ребека вышла за него замуж наперекор воле Урсулы, за это пару выгнали из дома. После смерти Хосе Аркадио, Ребека выбрала добровольное затворничество и умерла в глубокой старости.
Третье поколение
Аркадио
Незаконнорождённый сын Хосе Аркадио и Пилар Тернеры. Школьный учитель, руководил Макондо во время войны. Деспотичный тиран, диктатор, и когда консерваторы захватили город, был расстрелян.
Аурелиано Хосе
Незаконнорождённый сын полковника Аурелиано и Пилар Тернеры. Тайну своего происхождения знал, был воспитан теткой Амарантой, влюблён в нее, но без взаимности. Сопровождал отца в военных походах, а по возвращении в Макондо был убит в результате неповиновения властям.
Санта София де ла Пьедад
Была нанята Пилар Тернера для того, чтобы соблазнить Аркадио. В итоге вышла за него замуж, и была принята семьёй Бэундиа после казни Аркадио. Но после смерти Урсулы ушла в неизвестном направлении.
Другие сыновья полковника Аурелиано
У полковника было 17 сыновей от 17 разных женщин, которые были с ним во время военных походов. Каждому сыну он дал своё имя и впервые сыновья соберутся вместе на юбилее полковника. 16 сыновей погибнут в одну ночь из-за правительственных интриг, а единственный выживший сын долго скрывался, затем вернулся в Макондо и просил убежище у последних из рода Буэндиа, но те не узнали его, и он был убит.
Четвёртое поколение
Ремедиос Прекрасная
Дочь Аркадио и Санты Софии де ла Пьедад. Прозвище получила из-за необыкновенной красоты, была очень инфантильная. Вознесётся на небо порывом ветра, когда будет снимать простыни в саду.
Хосе Аркадио Второй
Сын Аркадио и Санты Софии де ла Пьедад. Близнец Аурелиано Второго, братья появились на свет через 5 месяцев после расстрела их отца Аркадио. Обожали разыгрывать окружающих, путая их благодаря своей одинаковой внешности. В течение двух месяцев даже делили с братом одну женщину — Петру Котес. Хосе Аркадио Второй работал надсмотрщиком в банановой компании, дорос до профсоюзного лидера, участвовал в демонстрации рабочих, смог пережить расстрел демонстрантов, но сошёл с ума. Остаток жизни посвятил разбору пергаментов в комнате Мелькиадеса. Умер в один день с братом-близнецом, и даже после смерти окружающие перепутали братьев и похоронили Хосе Аркадио Второго в могиле Аурелиано Второго.
Аурелиано Второй
Сын Аркадио и Санты Софии де ла Пьедад. Вырос такого же огромного роста как и его дет Хосе Аркадио Буэндиа, был самым богатым в Макондо. Но деньги копить не умел, спускал их на бесконечные застолья. Женился на Фернанде дель Карпио, имел троих детей. Любил покушать и разжирел до такой степени, что не мог нагнуться. За время дождя в Макондо похудел и снова стал похожим на брата-близнеца. Дождь уничтожил весь скот и состояние Аурелиано Второго, он умер в один день с братом в бедности от рака горла.
Фернанда дель Карпио
Появилась в Макондо на соревнованиях за титул самой красивой девушки, но потерпела фиаско, вышла замуж за Аурелиано Второго. Отобрала лидерство у Урсулы и начала твёрдой рукой управлять семьёй Буэндиа. Она мать троих детей от Аурелиано Второго, осталась в семье Буэндиа после смерти мужа и сохраняла дом до самой своей смерти.
Пятое поколение
Рената Ремедиос
Рената Ремедиос — первая дочь Фернанды и Аурелиано Второго, домашние звали её Меме. Умела играть на клавикордах и имела постыдную связь с учеником механика банановой компании Маурисьо Вавилоньи. Когда Фернанда узнала об этой связи, то увезла Меме в монастырь. Там она родила сына, которого назвала Аурелиано в честь деда. Умерла в старости в госпитале Кракова.
Хосе Аркадио
Сын Фернанды и Аурелиано Второго, он был выращен Урсулой, которая отправила его в Рим учиться на Папу Римского. Семинарию бросил, вернулся в Макондо, нашёл клад и проматывал его в пышных застольях. Был утоплен четырьмя детьми, которые жили с ним.
Амаранта Урсула
Младшая дочь Фернанды и Аурелиано Второго, очень похожа на Урсулу. Родила ребёнка со свиным хвостиком от племянника, сына Меме. Училась в Бельгии и вернулась в Макондо, чтобы вернуть городу жизнь. Умерла во время родов своего единственного сына, это и был конец рода Буэндиа.
Шестое поколение
Аурелиано Вавилонья
Сын Ренаты Ремедиос (Меме) и Маурисьо Вавилоньи, был прислан в семью Буэндиа из монастыря, где его мать Меме была спрятана бабушкой от сплетен. Бабушка прятала его в мастерской полковника Аурелиано три года. В детстве много времени посвятил чтению пергаментов Мелькиадеса, был влюблён в свою тетку Амаранту Урсулу.
Седьмое поколение
Аурелиано
Сын Аурелиано Вавилоньи и его тёти Амаранты Урсулы, родился со свиным хвостиком. Это и был конец семьи Буэндиа: Аурелиано был съеден муравьями, которые заполонили дом из-за потопа. Именно так был предсказано в пергаментах Мелькиадеса[5].
Критика
«Сто лет одиночества» считается критиками романом, написанным в стиле магического реализма. Маркеса считают автором литературного и культурного мира, именно Маркес стал основоположником глобализации задолго до возникновения самой глобализации. Его роман, рассказывающий об истории колумбийской деревни, стал близким, понятным и доступным людям разных стан мира[2].
Колумбийский литературовед Рубен Дарио Флорес Арсила считает, что именно благодаря роману Маркес был признан классиком при жизни. Роман многогранен, Гарсия Маркес увидел интерес читателя XX века к своему я через рассказы о простых людях[1].
Рука мастера проявляется в том, что причудливый мир писателя может стать близким каждому, невзирая на национальную принадлежность и место жительства. Основное место действия в романе — Макондо — собирательный образ поселения, плод воображения Маркеса, стало родным для миллионов людей во всем мире
Экранизация и постановки
1986 год — постановка Московского Молодёжного театра под руководством Вячеслава Спесивцева. Маркес увидел спектакль через несколько лет после премьеры и высокого его оценил[6].
Я не верил, что мой роман можно поставить на сцене, но после того, как увидел работу Вячеслава Спесивцева, я больше так не думаю. Жалею только об одном, что Нобелевские премии не вручают за лучшие театральные постановки – спектакль Спесивцева точно так же достоин этой награды, как и мой роман. Я разрешаю ставить спектакли по всем моим произведениям. Но! – только Спесивцеву, и только в театре Спесивцева!
Март, 2019 — компания Netflix объявляет об экранизации романа в формате сериала на испанском языке. Произведение будет экранизировано впервые. Продюсерами сериала выступят сыновья писателя Родриго Гарсиа и Гонсало Гарсиа Барча[7].
2019 год — в Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовач вышел спектакль «Один день в Макондо» по знаменитому роману Маркеса «Сто лет одиночества». Режиссёр Егор Перегудов[8].
2021 год — культовый спектакль досконально восстановил режиссер Василий Спесивцев в Московском Молодёжном театре[6]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Шамшин А. Полвека триумфа «Ста лет одиночества» . ТАСС (05 июня 2017). Дата обращения: 9 октября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Варламов Алексей. Чтобы понять Маркеса, его нужно читать в оригинале . Российская газета (20.04.2014). Дата обращения: 9 октября 2023.
- ↑ 3,0 3,1 Шаповал Александра. Магия и время: 5 главных романов Габриэля Гарсиа Маркеса . Вечерняя Москва (06 марта 2014). Дата обращения: 9 октября 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Меньшенина Елена. История одной книги. Габриэль Гарсия Маркес: «Сто лет одиночества» . АИФ (18.04.2014). Дата обращения: 9 октября 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Новиков В. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века. В 2 книгах.. — Москва: Олимп, АСТ издательство, 1997. — 1755 с.
- ↑ 6,0 6,1 Сто лет одиночества . Московский молодежный театр под руководством В.Спесивцева. Дата обращения: 10 октября 2023.
- ↑ Netflix приобрела права на экранизацию романа "Сто лет одиночества" . 6 марта 2019. Дата обращения: 9 октября 2023.
- ↑ Шендерова Алла. Девять часов одиночества . Коммерсантъ (15.01.2019). Дата обращения: 10 октября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Страницы с использованием параметра «подпись» в шаблоне «Карточка»
- Литературные произведения по алфавиту
- Навигационные шаблоны по авторам
- Знание.Вики:Готовые статьи по литературе
- Все статьи
- Зарубежная литература
- Габриэль Гарсиа Маркес
- Литература XX века
- Романы 1967 года
- Романы Габриэля Гарсиа Маркеса
- Литературные произведения
- Литературные произведения XX века