Среднее специальное учебное заведение
Сре́днее специа́льное уче́бное заведе́ние (ССУЗ) — предоставляют специализированное обучение по разнообразным направлениям, предоставляющих среднее профессиональное образование[1]. В их число входят технические, педагогические, ветеринарные, медицинские и транспортные специальности. Средние специальные учебные заведения обеспечивают средний уровень профессиональной квалификации, занимая положение между программами профессиональных училищ и высших учебных заведений[2].
Средние профессиональные образовательные организации предлагают выбор специальностей доступных после завершения основного общего образования и после получения полного среднего образования[2]. В знак признания важности среднего профессионального образования 25 июля 2022 года указом Президента Российской Федерации Владимира Путина учреждён «День среднего профессионального образования», ежегодно отмечаемый 2 октября[3].
История
Начало системы среднего профессионального образования в России связана с реформам, предпринятыми Петром I. Во время путешествия Петра Великого по европейским государствам в 1697-1698 годах, император осознал необходимость создания в России специализированных образовательных институтов для подготовки квалифицированных специалистов. В начале XVIII века основаны первые учреждения обеспечивающие профессиональную подготовку. Среди них выделяются: Школа математических и навигацких наук в Москве основанная в 1701 году для подготовки кадров в сфере морского дела, Артиллерийская школа в 1701 году и Инженерная школа в 1712 году, предназначенные для обеспечения армии офицерами и инженерами[4].
Императрица Екатерина II продолжила курс развития профессионального образования. Нормативный документ «Устав народным училищам Российской империи» утверждённый 1786 году предусматривал открытие народных училищ, которые стали фундаментом для систематизированного профессионального обучения. В первой половине XIX века система среднего профессионального образования находилась в стадии формирования. К середине столетия в России действовало несколько профессиональных учебных заведений. Перед Первой мировой войной (1914-1918 годы) возник новый тип среднего специального учебного заведения — техникум, обеспечивающий более углублённую профессиональную подготовку[4].
В 1970-е годы наблюдался значительный рост числа средних профессиональных учебных заведений по различным направлениям. В этот период сформировались основные типы подобных учреждений: техникумы (промышленные, строительные и другие), училища (педагогические, медицинские и другие), а также военно-учебные заведения и совхозы-техникумы ориентированные на нужды аграрного сектора. С конца 1980-х годов появились профессиональные лицеи — новый вид образовательных учреждёний, предлагающих подготовку по углублённым профессиональным программам[5].
Среднее профессиональное образование
Система среднего профессионального образования (СПО) представляет собой организованную структуру обеспечивающую подготовку квалифицированных специалистов среднего уровня квалификации. Поступление в учреждения СПО возможно после окончания девяти или одиннадцати классов общеобразовательной школы, обучение осуществляется в специализированных образовательных организациях[6].
История СПО в России начинается в конце XVII — начале XVIII веков с создания учебных заведений ориентированных на подготовку кадров для государственной службы вооружённых сил и военно-морского флота. В Советском Союзе учреждения СПО имели статус средних специальных учебных заведений. В XX и XXI веках в Российской Федерации произошла реорганизация системы СПО, в результате которой основными типами образовательных учреждений стали техникумы и колледжи. В 2005 году Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило официальный список специальностей относящихся к системе СПО[7].
Федеральный закон № 273-ФЗ принятый 29 декабря 2012 года закрепил уровни профессионального образования, а так же среднее профессиональное образование[8]. В 2022 году запущен федеральный проект «Профессионалитет» нацеленный на интеграцию образовательных организаций СПО и предприятий реального сектора экономики[9].
См. также
Литература
- Среднее профессиональное образование : [арх. 18 октября 2022] // Социальное партнёрство — Телевидение [Электронный ресурс]. — 2016. — С. 118. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2.
Примечания
- ↑ Среднее профессиональное образование. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 3 июня 2025.
- ↑ 2,0 2,1 ВУЗы и СУЗы. Муниципальное образование Верх-Катунский сельсовет Бийского района Алтайского края. Дата обращения: 3 июня 2025.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2022 № 496 «О Дне среднего профессионального образования». Официальное опубликование правовых актов (25 июля 2022). Дата обращения: 3 июня 2025.
- ↑ 4,0 4,1 День среднего профессионального образования в России. РИА Новости (2 октября 2023). Дата обращения: 3 июня 2025.
- ↑ Щеглова Т. М. Развитие системы отечественного среднего профессионального образования // Историко-педагогический журнал : журнал. — 2022. — № 1. — С. 45—60.
- ↑ Среднее профессиональное образование. Большая российская энциклопедия (12 марта 2024). Дата обращения: 3 июня 2025.
- ↑ Приказ Минобрнауки РФ от 12.04.2005 N 112 «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования». Контур.Норматив. Дата обращения: 3 июня 2025.
- ↑ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. Дата обращения: 3 июня 2025.
- ↑ Федеральный проект «Профессионалитет». Институт развития профессионального образования. Дата обращения: 3 июня 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |