Сорока (головной убор)
Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин, который был широко распространён в центральной и южной России, а также у некоторых групп карелов, вепсов, марийцев, мордвы и кряшен. Этот головной убор считался самым богатым из женских головных уборов, но к началу XX века вышел из массового употребления[1].
Конструкция
Конструкция убора представляла собой каркасную основу с высокой передней частью и широким задним полотнищем. Основу изготавливали из проклеенного холста или картона, обтягивали тканью и обшивали тесьмой. Характерной особенностью являлся высокий гребень, напоминающий по форме крыло птицы[1].
Декоративные элементы сороки отличались особой роскошью. Передняя часть убора украшалась вышивкой, жемчугом, бисером и золотным шитьём. Сзади располагалось длинное украшенное полотно — позатыльник, который мог достигать длины до пояса. Праздничные варианты дополнялись нарядными подвесками и лентами[2].
Способ ношения и региональные особенности
Способ ношения сороки был сложным и требовал определённых навыков. Убор надевался на заранее заплетённые косы, закреплялся на голове с помощью специальных завязок. Под сороку обычно надевали повойник или платок, который служил дополнительным украшением[1].
Региональные особенности проявлялись в деталях кроя и декоре. В северных губерниях сорока имела более строгий силуэт, в центральных районах — более пышный и нарядный вид. На юге России встречались варианты с более мягкими линиями и богатым растительным орнаментом. Если поверх сороки повязывался платок, головной убор именовался «сорокой с повоем». Платок, появившийся в составе убора со второй половины XIX века, нередко тоже украшался — например, золотной бахромой или вышивкой по краю[2].
Одним из самых ярких и самобытных вариантов сороки считается «сорока новосильских казаков», бытовавшая в ряде сёл бывшего Новосильского уезда Тульской губернии (например, в селе Вышняя Залегощь). Этот головной убор поражал сложностью конструкции и зрелищностью — он напоминал то ли головной убор индейского вождя, то ли пышный хвост павлина[3].
По свидетельствам этнографов (в частности, Николая Михайловича Могилянского, исследовавшего регион в 1902 году), новосильская сорока состояла из четырнадцати отдельных частей — её надевание превращалось в длительную, кропотливую процедуру, требовавшую немалой сноровки и времени. Основу, как и в других вариантах, составляла кичка — холщовая шапочка с твёрдым возвышением на лбу; поверх неё последовательно крепились остальные элементы[3].
Ключевая особенность новосильской сороки — исключительная насыщенность декором. Очелье (передняя часть) богато украшалось золотным шитьём, бисером, блёстками, позументом. Боковые «крылья» и задняя часть («хвост») также покрывались вышивкой, дополнялись лентами, искусственными цветами, перьями. Нередко использовались пушки — шарики из гусиного пуха, а также махры — помпоны и кисти из разноцветного гаруса, пёрышек селезня, конского волоса или шерстяных нитей. Всё это создавало эффект объёмной, многоярусной композиции, визуально увеличивавшей размер головы и придававшей облику женщины особую торжественность и величественность. Высокая стоимость материалов (золотные нити, бисер, дорогие ткани) сыграла с этим головным убором злую шутку: к началу XX века новосильская сорока практически исчезла. Скупщики скупали старинные уборы, чтобы выжечь из них драгоценные металлы, а женщины всё чаще предпочитали более простые и практичные варианты — например, платки. В результате до наших дней сохранилось крайне мало подлинных экземпляров новосильской сороки, и её облик восстанавливается преимущественно по этнографическим описаниям и редким фотографиям[3].
Символика и традиции
Сорока была обязательным элементом одежды замужней женщины. Считалось большим грехом и позором «засветить» хотя бы прядь волос. Первый раз сороку полагалось надевать в день венчания или на следующий день после брачной ночи[3].
Обряд надевания сопровождался пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась с «своей волей волюшкой, девичьей красой» и стала замужней женщиной. После рождения ребёнка женщина меняла статус, и ей полагался другой головной убор: чепец или повойник[4].
Социальное значение
Социальное значение сороки было велико. Этот головной убор свидетельствовал о замужестве женщины и её социальном статусе. Богато украшенная сорока являлась показателем достатка семьи и передавалась по наследству как семейная реликвия[2].
В современной культуре сорока сохранилась как важный элемент традиционного русского костюма, используемый в этнографических музеях и фольклорных ансамблях. Этот головной убор остаётся ярким свидетельством богатой истории русского народного костюма и мастерства народных рукодельниц.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Жилина Наталья Викторовна, Смирницкая Екатерина Вольфовна. Кика. Большая Российская энциклопедия. Дата обращения: 26 октября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Бавбекова И.А. Традиционный головной убор русских и его художественно-стилистические особенности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2022. — № 4. — С. 177—183.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Материалы IV областных краеведческих чтений, посвященных Году российской истории, 300-летию Тульского оружейного завода, 235-летию со дня образования Тульской губернии, 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года. — Тула: Гриф и К, 2012. — С. 7—13, 20-25. — 277 с.
- ↑ Петров Игорь Георгиевич. Одежда как символический заместитель человека в чувашских обычаях и обрядах // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии : журнал. — 2010. — № 15. — С. 14—23.