Сказки (Ханс Кристиан Андерсен)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Сказки (Ханс Кристиан Андерсен)

Ска́зки (Ханс Кри́стиан А́ндерсен) — уникальные произведения датского писателя Ханса Кристиана Андерсена, которые вносят новшества в жанр литературной сказки. Сказки Андерсена воспитывают в читателях доброту, сочувствие, чуткость и доброжелательность. Сказочник описывает самые важные вещи в простом и ясном стиле, оживляя всё, о чём он пишет[1].

За период своей творческой деятельности Ханс Кристиан Андерсен опубликовал 4 сборника сказок, которые представляют собой завершённое целое: «Сказки, рассказанные детям» (18351842), «Новые сказки» (18451848), «Истории» (18521855), «Новые сказки и истории» (18551872). В эти сборники вошли 156 сказок[2].

Темы, идеи сказок

Сюжеты произведений Андерсена были навеяны главным образом воспоминаниями о его собственном детстве, а не литературными трудами. Центральной и повторяющейся темой сказок Андерсена является борьба светлых человеческих чувств с тёмными силами. Его произведения можно назвать гимном человеколюбию, самоотверженности, смелости и героизму[3].

Каждая из его сказок обладает поучительным, назидательным и мудрым содержанием. Сказки представляют собой своего рода притчи, которые важно читать не только детям, но и подросткам, и взрослым. Они способствуют развитию лучших качеств личности, избеганию ошибок, совершённых героями сказок, а также формированию новых ценностей[2].

Образы, персонажи

В сказках Андерсена встречаются короли, принцессы и роскошные дворцы, наполненные разнообразными дорогими вещами. Сказочник относится с презрением к придворным, чиновникам и всем, кто не трудится. В его произведениях действуют железные дороги, летающие воздушные шары, ожившие предметы, игрушки и растения, каждое из которых ведёт себя по-своему. Автор переносит человеческие черты и недостатки на предметы[1].

В произведениях писателя можно встретить самых разных персонажей: отважный солдат, крёстный, старушка Йоханна, ветер, куст бузины, старый фонарь на улице, молодой студент и многие другие. Нередко произведения начинаются с описания внешности героев. Сама завязка сюжета зачастую прослеживается в портретах главных героев. Портретные характеристики в сказках Андерсена раскрывают образ и характер главных героев. Описания персонажей отличаются живостью и яркостью образов, достигаемых при этом весьма лаконичными художественными средствами. Портретные характеристики героев сказок писателя преимущественно несут в себе позитивные, добрые черты[4].

Поэтика сказок

Начало сказочного творчества Андерсена принято относить к 1835 году, когда писатель приступил к обработке сказок, услышанных им в детстве. Андерсен подчёркивал собственную оригинальную манеру повествования — так, как он рассказал бы сказки детям[2]. Писатель часто развлекал детей в семьях, где бывал, рассказывая им истории, которые либо придумывал сам, либо брал из известных сказок, но при этом оживлял старую историю своими шутками, юмором и интересными фактами. Эти устные рассказы писателя очень нравились и детям, и взрослым[5].

Так был найден собственный стиль для популярного в эпоху романтизма жанра сказки. Трудность его реализации заключалась в необходимости перевода устной речи в письменную. Для этого Андерсену пришлось создать новый письменный язык[2].

Список сказок Андерсена

1820-е годы

1830-е годы

1840-е годы

1850-е годы

1860-е годы

1870-е годы

Сказки в стихах (1830—1850-е годы)

Литература

  1. Неустроев В. П. Андерсен и проблема романтической традиции // Русско-европейские литературные связи. М., 1985. С. 326—332.
  2. Сергеев А. В. Андерсен Ханс Христиан : (Герои сказок Андерсена) : Гадкий Утёнок, Герда, Дюймовочка, Йоханнес, Карен, Король, Учёный, Ханс, Эльза // Энциклопедия литературных героев : Зарубеж. лит. 18-19 в.в. — М. : Олимп; АСТ, 1997. — С. 9-14.
  3. Сильман Т. Сказки Андерсена. Предисловие // Андерсен Г. Х. Сказки и истории : в 2 т. / сост. Л. Брауде. Л., 1969. Т. 1. С. 5 — 22.
  4. Сурпин М. Л. Сказки Г. Х. Андерсена в России // Ученые записки Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского. Русский язык и литература. 1958. Вып. 28. С. 167—206.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Корепина Л. Ф. Сказки Г. Х. Андерсена в курсе литературного чтения. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки : Журнал. — 2010. — № 11. — С. 79—83.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Бенин Н. Поэтика и художественная природа сказок Андерсена. worldliterature.wordpress.com. Дата обращения: 21 мая 2024.
  3. Сергеев А. В. Эволюция жанра сказки в творчестве Андерсена // Stepanos : сборник. — Москва: Филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019. — ISSN 2309-9917.
  4. Лесукова М. В. Портретные характеристики в сказках Андерсена. Инфоурок (28 ноября 2017). Дата обращения: 21 мая 2024.
  5. Edvard Collin. Det Collinske Hus og H.C. Andersen (датск.). Дата обращения: 21 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!