Сиблинги

Материал из «Знание.Вики»

Си́блинги — это дети одних родителей, связанные узами второй степени родства. Термин «сиблинги» пришёл в русский язык из английского (siblings)[1]. Он используется для описания родственных связей в этнологии, социальной антропологии и других науках. Примечательно, что этот термин позволяет говорить о братьях и сёстрах, не уточняя их пол, что особенно ценно в научном контексте.

Классификация сиблингов

«Две дочери Альфреда Бенсона» (П. С. Кройер, 1897)

Сиблинги подразделяются на категории:

  • Полнородные сиблинги — те, кто разделяет общих мать и отца.
  • Неполнородные сиблинги — имеющие только одного общего родителя:
    • единоутробные — с общей матерью;
    • единокровные — с общим отцом.

Для неполнородных сиблингов иногда применяется термин «полусиблинг», подчёркивающий неполноту родственной связи.

Системы родства в разных культурах по-разному классифицируют сиблингов:

  • В русском языке сиблинги различаются по полу (братья и сёстры). Интересно, что раньше существовала и возрастная градация: первак, вторак, третьяк, четвертак — как ступени родственной лестницы.
  • У качинов порядок рождения отражается в терминах кам, наунг, ла, ту.
  • Китайская система учитывает относительный возраст: сюн (старший брат) и ди (младший брат)[2].
  • У квакиутль различают сиблингов по относительному полу: виху-якс (одного пола с говорящим) и вивауквах (противоположного пола).

В психологии термин «сиблинги» породил целое семейство понятий[3]:

  • «сиблинговое соперничество» или «конкуренция сиблингов»;
  • «статус сиблинга»;
  • «сиблинг-конфликт»;
  • «подсистема сиблингов».

В генетике для описания потомства одной пары родителей, будь то люди или животные, используется термин «сибсы».

Роль взаимоотношений сиблингов

В рамках теории сиблинговых отношений взаимодействие между братьями и сёстрами оказывает многогранное влияние на формирование личности индивида[4]:

  • Сфера эмоционального становления: взаимоотношения с сиблингами могут варьироваться от проявлений взаимной поддержки и заботы до возникновения чувств соперничества и зависти, что способствует развитию эмоционального интеллекта.
  • Формирование социальных компетенций: в процессе взаимодействия с братьями и сёстрами дети осваивают навыки кооперации, совместной деятельности, разрешения конфликтных ситуаций и принятия различных социальных ролей в семейной структуре.
  • Конструирование идентичности и самовосприятия: сиблинги зачастую выступают в роли поведенческих моделей, предоставляя возможности для сравнения и самоидентификации, что влияет на формирование самооценки и личностной идентичности.
  • Взаимная поддержка и содействие: готовность братьев и сестёр оказывать эмоциональную поддержку и делиться опытом способствует развитию у индивида навыков решения проблем, эмпатии и сопереживания.

Примечания