Сведомский, Александр Александрович

Эта статья прошла проверку экспертом
Александр Александрович Сведомский
Портрет
Дата рождения 7 (19) сентября 1848(1848-09-19)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 2 (15) июня 1911(1911-06-15) (62 года)
Место смерти Рим, Италия
Гражданство  Российская империя
Жанр академизм, живописец

Алекса́ндр Алекса́ндрович Сведо́мский (7 (19) сентября 1848, Санкт-Петербург, Российская империя — 20 мая (2 июня1911, Рим, Италия) — русский живописец-пейзажист второй половины XIX — начала XX века, мастер исторической и религиозной живописи, брат Павла Сведомского, живущий вместе с ним и работающий в Риме. Работы Александра Сведомского выставлялись на крупных художественных выставках России и Европы. Некоторые его полотна хранятся в музеях и частных коллекциях[1][2].

Биография

Александр Александрович Сведомский родился 19 сентября в 1848 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Детство провёл, как и его брат, в родовом имении Михайловский Завод Осинского уезда Пермской губернии[3].

Получил образование в Дюссельдорфской Академии художеств, где изучал основы академической живописи, а также в Мюнхене, где брал уроки у Эдуарда Гебхардта и Михая Мункачи. Путешествовал вместе с младшим братом, Павлом Александровичем Сведомским, по художественным центрам Европы. В начале 1870-х годов вместе с братом отправился в Италию. Братья поселились в Риме, где прожили значительную часть жизни и активно работали. Там же они открыли совместную художественную мастерскую. Летом братья с семьями приезжали в родовое дворянское имение — «Завод Михайловский»[3][4].

Александр Александрович Сведомский скончался 15 июня 1911 года в Риме. Он был похоронен на Римском некатолическом кладбище Тестаччо, рядом со своим братом Павлом[2].

Творческая деятельность

В основном Александр Сведомский писал пейзажные работы с вкраплением жанровых сюжетов. Работал в жанре академизма. Ирония стала общей отличительной характеристикой всего позднего академизма, где присутствуют скрытые смыслы, знаки и символы. Пейзажам художника свойственно не её угадывание, она - не дополнительная окрашенность его пейзажей, а скорее как раскрывающая смыслы[5].

Несмотря на то, что творчество братьев Сведомских рассматривают в неразрывном контексте, тем не менее в творчестве Александра Сведомского наблюдается нечто, выходящее за рамки уже сложившихся направлений и видов пейзажного жанра, и определяется как особый способ художественной рефлексии, не противоречащий академическому творчеству. Способом самовыражения Александра Сведомского становится утверждение собственной пейзажной схемы, основанной на авторском представлении о пространственно-временных взаимодействиях пейзажных форм в изобразительном поле[5].

Одним из значимых этапов его карьеры стало участие, совместно с братом, в росписи Владимирского собора в Киеве (18851896). Под руководством Виктора Васнецова и Михаила Нестерова братья Сведомские внесли большой вклад в создание монументальной живописи собора[2][6].

Также в картинах художника представлены сцены из античной истории, библейские сюжеты, жанровые сцены, аллегорические образы. Творческие работы Александра Александровича Сведомского представлены в различных музеях и коллекциях по всему миру, включая Государственную Третьяковскую галерею, Пермскую государственную художественную галерею, Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник[2].

Известные произведения художника[2]:

  • «Автопортрет» (1884) — представлен в Сарапульском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
  • «Ворота в городе Вольтерра, Этрурия» (1884) — находится в музее искусства в Колумбусе.
  • «На дворце гостиницы в Риме» (1878)— расположена в Пермской государственной художественной галерее.
  • «Море» (конец XIX или начало XX века) — Художественная культура Русского Севера.
  • «Улица в древней Помпее» (1882) — Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • «На берегу Тибра» (1886) — Государственная Третьяковская галерея.

Семья

Александр Сведомский был женат на Анне Николаевне Кутуковой (1871—1925), певице и пианистке. У них была дочь Анна Джизмонди (1898—1973), которая также стала певицей и вышла замуж за итальянского адвоката Паоло Мануэля-Джизмонди. Их сын, Микеле Джизмонди (1928—2001), стал адвокатом и археологом, а также мэром Сан-Ремо. Он активно сохранял наследие семьи, включая произведения и архивы братьев Сведомских[4].

Память

Произведения художника находятся в музеях России и Италии, а также в частных коллекциях. Дворянская усадьба Сведомских является памятником истории и культуры областного значения, располагается в селе Завод-Михайловский Чайковского района Пермской области[2][7].

Галерея

Примечания

  1. Наследие художников Александра и Павла Сведомских в Перми. Культурное наследие Прикамья. Дата обращения: 29 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Валерий Рублёв. Живописец Сведомский Александр Александрович. Яварда. Дата обращения: 29 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 Нечаев. С.Ю. Русская Италия. — Аргументы недели, 2023. — С. 19. — 311 с.
  4. 4,0 4,1 Сведомские Александр и Павел. Русский путь. Дата обращения: 29 апреля 2025.
  5. 5,0 5,1 Изместьева Н. Н. Александр Александрович и Павел Александрович Сведомские // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. — 2022.
  6. Как Владимирский собор в Киеве расписывали знаменитости — Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский. artchive. Дата обращения: 29 апреля 2025.
  7. Музей-усадьба художников Сведомских. Администрация Чайковского городского округа. Дата обращения: 29 апреля 2025.