Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан)

Материал из «Знание.Вики»
Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре
итал. Basilica di San Lorenzo Maggiore
Общий вид базиликиОбщий вид базилики
Страна  Италия
Город Милан
Конфессия католицизм
Епархия Архиепархия Милана
Архитектор Мартино Басси
Дата основания 372 год
Состояние действующая
Сайт sanlorenzomaggiore.com
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Сан-Лоре́нцо-Маджо́ре (итал. Basilica di San Lorenzo Maggiore) — римско-католический храм (базилика), возведённый в память о святом Лаврентии в Милане, столице Ломбардии не позднее конца IV века, вероятно, при епископе Амвросии Медиоланском, одном из четырёх Учителей Церкви.

Полное название — Коллегиальная великая базилика Святого Лаврентия (итал. basilica collegiata prepositurale di San Lorenzo Maggiore), известная в раннехристианскую эпоху как «дворцовая базилика» (basilica palatina), а в наше время также как «Святой Лаврентий с колоннами» (San Lorenzo alle Colonne). Это одна из старейших церквей города, построенная ещё в римские времена, но впоследствии несколько раз перестроенная. Находится недалеко от средневековых ворот Порта Тичинезе и рядом с древнеримской колоннадой[1]. Как и Базилика профетарум (лат. Basilica Рrophetarum — Базилика пророков, позднее: Сан-Диониджи (итал. Basilica di San Dionigi, не сохранилась), «Базилика Девственниц» (лат. Basilica Virginum, позднее базилика Сан-Симпличано) и Базилика святых апостолов (позднее Базилика Сан-Надзаро-ин-Броло), является одной из четырёх древнейших «амброзианских базилик» города позднеримского периода, когда Медиолан (современный Милан) был столицей Западной Римской империи (с 286 по 402 год)[2].

История

Планировка базилики

Базилика представляет собой «одно из самых замечательных свидетельств существования древнего Медиоланума — столицы Западной Римской империи (с 286 по 402 год), где античное и раннехристианское искусство соединяются в гармоничное целое». Позднейшие пристройки придали римскому центрическому храму вид базилики. По обе стороны от храма установлены бронзовые статуи Святому Лазарю (1728) и Константину Великому (реплика статуи в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме), а также шестнадцать древнеримских колонн пышного коринфского ордера, поддерживающих антаблемент, привезённых, возможно, из терм (или дворца) императора Максимиана (III век)[3]. Колонны были привезены сюда в IV веке и поставлены в ряд, составляющий фасад квадрипортика (четырёхстороннего портика) ещё незавершённой базилики Сан-Лоренцо[4].

Базилика в общих чертах сохранила необычный центрический план позднеимперской эпохи, относящийся к периоду между 390 и 410 годами. Вместе с колоннадой, когда-то являвшейся, как предполагают, частью оформления входа, это один из главных монументальных комплексов позднеримской эпохи в Милане, в период, когда римский город Медиолан (современный Милан) был столицей Западной Римской империи (с 286 по 402 год)[5].

Первоначальное название «палатинская (дворцовая) базилика», позднее изменённое на «Сан-Лоренцо», происходит от близости римского императорского дворца, называемого в то время Палатиумом. Период между XI и XII веками оказался очень неспокойным. Открытое пространство за базиликой, называемое Ветра (Vetra), использовалось как место для казней преступников. Эта практика продолжалась до 1840 года.

Здание сильно пострадало от двух пожаров в 1071 и 1075 годах, купол рухнул в 1103 году, восстановленный, он снова рухнул вместе с частью здания в следующем пожаре в 1124 году. Затем церковь перестроили в романском стиле, сохранив при этом внутреннюю планировку[6].

На протяжении Средневековья базилика Сан-Лоренцо оставалась свидетельством римского наследия в Милане; в эпоху Возрождения храм стал символом утраченных классических канонов, которые стремились возродить итальянские гуманисты. Конструкцию поддержки монументального купола храма изучали, в частности, Донато Браманте, Антонио Филарете, Леонардо да Винчи и Джулиано да Сангалло.

В 1585 году в базилике произошло чудо, предсказанное, согласно преданию архиепископом Борромео, Карло Карло Борромео: перед образом Мадонны дель Латте («Мадонны кормящей»), выставленным на площади Пьяцца делла Ветра, была исцелена больная женщина. После этого пожертвования на храм увеличились, что позволило ускорить работы по реконструкции базилики. В 1626 году, по завершении всех проектов, икона Мадонны дель Латте была перенесена в главный алтарь, где и находится до настоящего времени[7].

В 1830-х годах австрийское правительство Ломбардии начало перепланировку Ветры: были снесены пристроенные к базилике дома, в которых жили ремесленники; русло ручья Ветра было перекрыто; казни отменены. После бомбардировок 1944—1945 годов разрушенные дома не восстанавливались, что позволило создать площадь, откуда открывается прекрасный вид на комплекс. В 1934 году на месте снесённых домов образовался своего рода внутренний двор с функцией общественной площади перед базиликой.

Архитектура

Главный фасад и памятник Константину Великому

Первый храм на этом месте построен византийским архитектором из камней находившегося рядом древнеримского амфитеатра. Отсюда необычный план церкви, соответствующий восточнохристианской, византийско-сирийской архитектурной традиции. Название «базилика» (церковь удлинённого плана) закрепилось за раннехристианской постройкой и не соответствует планировке храма. Здание представляет собой в плане тетраконх, или квадрифолий, — сложное сочетание четырёхлистника (подкупольного квадрата, окружённого четырьмя полукружиями апсид), обходных галерей с аркадами на древнеримский манер, октогона с куполом (надстроенным Мартино Басси в 1573 году), атриума и малого октогона капеллы Сант-Аквилино. Внутри четыре экседры (в интерьере они выглядят нишами) открываются в центральный, квадратный в плане зал.

Вход в храм осуществляется через колонный трёхарочный портик-лоджию, ведущий в основную часть здания: октогон, вписанный в наружный квадрат с четырьмя полукруглыми апсидами, сочленёнными четырьмя массивными пилонами. Впечатляющий огромный центральный зал свидетельствует о былой мощи древнеримской архитектуры. Его со всех сторон его охватывает обходная галерея — деамбулаторий. Зонтичный купол также восходит к поздней античности, в его массив вставлены полые трубки и глиняные амфоры для облегчения веса и улучшения акустики, украшения купола не сохранились.

С внешней стороны здания по четырём углам высятся квадратные башни-колокольни. Они относятся к XII веку. Всё это было увенчано куполом, о котором мы мало знаем, так как он был впоследствии неоднократно перестроен. Интерьер освещается большими окнами и, вероятно, был облицован мрамором в нижней части и мозаиками на сводах и арках. Из двух боковых пристроек меньшая находилась на востоке, напротив входа: капелла Сант-Ипполито в виде греческого креста, позднее сделанная восьмигранной, посвящённая святому Ипполиту Римскому. Другая капелла, пристроенная с южной стороны, выполняла функцию императорского мавзолея: традиция приписывает её создание Галле Плацидии, дочери римского императора Феодосия Великого, в 425—437 годах — правительнице Западной Римской империи.

Капеллы Сант-Ипполито и Сант-Аквилино (Святого Аквилина Миланского, переосвящённая капелла Святого Генезия) сохранили несколько позднеантичных мозаик: фрагменты с фигурами апостолов и патриархов колен Израилевых, замечательного качества по выразительности фигур и проработке теней, что сближает их с мозаиками Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне и базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме[8]. Среди мозаик капеллы Сант-Аквилино есть изображение «Христа-законодателя» Traditio legis (лат. , передача, вручение Закона). Иисус восседает на троне в окружении апостолов, а у Его ног лежит ящик со свитками.

Фундамент капеллы Сант-Ипполито также восходит к раннехристианской эпохе. В капелле имеется много остатков римского Милана, ранее использовавшихся в других местах, а затем перенесённых в базилику, например, некоторые каменные блоки[9]. В приделе храма хранятся мощи Святой Наталии.

Примечания

  1. Italia. — Torino: Michelin et Cie, 1995. — Р. 152
  2. Ричард Краутхаймер. Три христианские столицы. Топография и политика, 2000. — С. 83
  3. Milano. — Firenze: Bonechi Edizioni, 1966. P. 112—113
  4. Дж. Маджи. Весь Милан. — Флоренция: Bonechi Edizioni, 1998. — С. 111—112
  5. Basilica di San Lorenzo Maggiore
  6. Basilica di San Lorenzo a Milano: storia
  7. Gian Alberto Dell’Acqua. La basilica di San Lorenzo in Milano. — Milano: Banca Popolare di Milano, 1985
  8. Biscottini P. La basilica di San Lorenzo Maggiore. — Milano: Skira, 2000. — ISBN 88-8118-717-5. — P. 67
  9. La basilica di San Lorenzo Maggiore

Ссылки