Русские на войне

Материал из «Знание.Вики»
Русские на войне
англ. Russians at War
Жанр документальный фильм
Режиссёр Анастасия Трофимова
Продюсер Корнелия Принсип
Салли Блейк
Филипп Левассёр
Автор
сценария
Роланд Шлимме
Оператор Анастасия Трофимова
Композитор Амин Бухафа
Кинокомпания Capa Presse
Raja Pictures
Длительность 129 мин.
Страна  Канада
Язык русский
Год 2024
IMDb IMDb
https://trofimova.works/raw

«Русские на войне» — документальный фильм канадского режиссёра Анастасии Трофимовой, который впервые был показан 5 сентября 2024 года на 81-м Венецианском международном кинофестивале. Фильм привлёк внимание зрителей и критиков своей уникальной тематикой и подходом к изображению военных событий[1]. Продюсеры картины — Салли Блейк и Филипп Левассер из парижской студии Capa Presse, а также канадка Корнелия Принсипи, номинированная на премию «Оскар» в 2024 году за фильм «Убить тигра». Бюджет фильма составил примерно 227 тысяч евро.

Сюжет.

По словам создателя ленты, она провела семь месяцев на передовой вместе с российским батальоном в ДНР[2].

Фильм начинается в новогоднюю ночь в Москве: город празднует наступление 2023 года. Главная героиня, документалистка Трофимова, случайно знакомится в метро с мужчиной в костюме Деда Мороза. Этот мужчина — Илья, родом из Донецка, который участвует в военных действиях на стороне России. Он приехал в Москву на короткий отпуск, чтобы провести время с семьей. Трофимова решает отправиться вместе с ним, чтобы снять документальный фильм о жизни и буднях военных. Она подчеркивает, что проект является независимым, и съемки проводятся без официального разрешения.

Далее действие переносится на территорию Луганской Народной Республики, в тыловой район, находящийся на значительном расстоянии от фронта. Здесь батальон Ильи проходит реорганизацию, и вместе с ним Трофимова продолжает путь. Она общается с военными, которые делятся своими взглядами на происходящее. Кто-то из них оказался на службе ради стабильного заработка, а другие надеются, что их участие убережет их семьи от необходимости участвовать в конфликте. Трофимова передвигается с медицинской бригадой, которая работает в поле и помогает раненым.

Съемочная группа вместе с батальоном продвигается ближе к линии фронта. Постепенно они оказываются на краснолиманском направлении, всего в нескольких километрах от зоны активных боевых действий. Военные доставляют гуманитарную помощь местным жителям, которые остались в своих домах несмотря на сложные условия. В одной из сцен они навещают пожилую женщину, которая рассказывает о жизни в условиях постоянного напряжения.

Летом батальон переводят на бахмутское направление, и Трофимова снова присоединяется к ним. Несмотря на отсутствие официальной аккредитации, она продолжает снимать жизнь и повседневные задачи военных. Солдаты говорят о предстоящих операциях, готовясь к очередному этапу своего пути. В фильме появляются кадры с дронами, сцены с техникой и слышны переговоры по рациям, которые передают напряженность и взаимодействие участников операции.

В завершение фильма Трофимова возвращается в Россию, где встречается с семьями героев своей истории, которые делятся своими мыслями и переживаниями. Они говорят о стойкости, поддержке и важности мужества в этот непростой период. В финальных кадрах фильма зрители видят подготовку к наступающему Новому 2024 году

Режиссёр

Анастасия Трофимова родилась в Москве и получила образование в Канаде и Нидерландах.

В 2014 году она посетила непризнанную «ДНР» вместе с Елизаветой Глинкой, которая занималась эвакуацией детей. С 2015 года Трофимова была аккредитована как журналист в «ДНР».

С 2015 года в сотрудничестве с телеканалом RT она создала несколько фильмов о ИГИЛ и войне в Сирии. Также Анастасия работала с западными журналистскими организациями, следуя высоким стандартам журналистики[3].

Восприятие

Критики в основном выделяют визуальную привлекательность фильма, однако озвучивают и обвинения в его пропагандистском направлении, представляющем войну России с Украиной с односторонней позиции[3]. Показ фильма на Венецианском международном кинофестивале вызвал негативную реакцию среди украинско-канадского сообщества, Министерства иностранных дел Украины и ряда кинематографистов, как в стране, так и за рубежом[4]. Автора картины, Анастасию Трофимову, упрекнули в смягчении изображений российских военных преступлений.

Как подчеркивает Пэт Маллен, вице-президент Ассоциации кинокритиков Торонто, Трофимова часто использует риторику, присущую российским властям. Кристофер Вурлиас из издания Variety пишет о том, что портрет российских солдат в фильме вызывает сочувствие, но это может восприниматься слишком однобоко[5].Ирина Карпова из «Новой газеты» отмечает, что Трофимова создала уникальный документ, приближаясь к судьбам солдат, не изображая их в образах чудовищ или героев, а показывая как обычных людей.

Примечания

  1. Russian-Canadian director responds to TIFF documentary backlash, says journalists ‘follow the story where it (англ.). The global and mail. Дата обращения: 5 октября 2024.
  2. «Бросить вызов стереотипам». На Венецианском кинофестивале показали фильм «Русские на войне». Антифашист. Дата обращения: 5 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 Venice Documentaries Attempt to Reckon With Russia’s ‘Historical, Transformative, Apocalyptic’ War in Ukraine (англ.). Christopher Vourlias. Дата обращения: 5 октября 2024.
  4. Director Of ‘Russians At War’ Doc Bats Back Suggestions Of Whitewashing: “We Have To Humanize Everyone. This Is A Huge Tragedy For Our Region” – Venice. Deadline. Дата обращения: 5 октября 2024.
  5. Russians at War Tells an Anti-War Story from the Other Side (англ.). pov. Дата обращения: 5 октября 2024.

Ссылки