Русские на войне
Русские на войне | |
---|---|
англ. Russians at War | |
Жанр | документальный фильм |
Режиссёр | Анастасия Трофимова |
Продюсер |
Корнелия Принсип Салли Блейк Филипп Левассёр |
Автор сценария |
Роланд Шлимме |
Оператор | Анастасия Трофимова |
Композитор | Амин Бухафа |
Кинокомпания |
Capa Presse Raja Pictures |
Длительность | 129 мин. |
Страна | Канада |
Язык | русский |
Год | 2024 |
IMDb | IMDb |
https://trofimova.works/raw |
«Русские на войне» — документальный фильм канадского режиссёра Анастасии Трофимовой, который впервые был показан 5 сентября 2024 года на 81-м Венецианском международном кинофестивале. Фильм привлёк внимание зрителей и критиков своей уникальной тематикой и подходом к изображению военных событий[1]. Продюсеры картины — Салли Блейк и Филипп Левассер из парижской студии Capa Presse, а также канадка Корнелия Принсипи, номинированная на премию «Оскар» в 2024 году за фильм «Убить тигра». Бюджет фильма составил примерно 227 тысяч евро.
Сюжет.
По словам создателя ленты, она провела семь месяцев на передовой вместе с российским батальоном в ДНР[2].
Фильм начинается в новогоднюю ночь в Москве: город празднует наступление 2023 года. Главная героиня, документалистка Трофимова, случайно знакомится в метро с мужчиной в костюме Деда Мороза. Этот мужчина — Илья, родом из Донецка, который участвует в военных действиях на стороне России. Он приехал в Москву на короткий отпуск, чтобы провести время с семьей. Трофимова решает отправиться вместе с ним, чтобы снять документальный фильм о жизни и буднях военных. Она подчеркивает, что проект является независимым, и съемки проводятся без официального разрешения.
Далее действие переносится на территорию Луганской Народной Республики, в тыловой район, находящийся на значительном расстоянии от фронта. Здесь батальон Ильи проходит реорганизацию, и вместе с ним Трофимова продолжает путь. Она общается с военными, которые делятся своими взглядами на происходящее. Кто-то из них оказался на службе ради стабильного заработка, а другие надеются, что их участие убережет их семьи от необходимости участвовать в конфликте. Трофимова передвигается с медицинской бригадой, которая работает в поле и помогает раненым.
Съемочная группа вместе с батальоном продвигается ближе к линии фронта. Постепенно они оказываются на краснолиманском направлении, всего в нескольких километрах от зоны активных боевых действий. Военные доставляют гуманитарную помощь местным жителям, которые остались в своих домах несмотря на сложные условия. В одной из сцен они навещают пожилую женщину, которая рассказывает о жизни в условиях постоянного напряжения.
Летом батальон переводят на бахмутское направление, и Трофимова снова присоединяется к ним. Несмотря на отсутствие официальной аккредитации, она продолжает снимать жизнь и повседневные задачи военных. Солдаты говорят о предстоящих операциях, готовясь к очередному этапу своего пути. В фильме появляются кадры с дронами, сцены с техникой и слышны переговоры по рациям, которые передают напряженность и взаимодействие участников операции.
В завершение фильма Трофимова возвращается в Россию, где встречается с семьями героев своей истории, которые делятся своими мыслями и переживаниями. Они говорят о стойкости, поддержке и важности мужества в этот непростой период. В финальных кадрах фильма зрители видят подготовку к наступающему Новому 2024 году
Режиссёр
Анастасия Трофимова родилась в Москве и получила образование в Канаде и Нидерландах.
В 2014 году она посетила непризнанную «ДНР» вместе с Елизаветой Глинкой, которая занималась эвакуацией детей. С 2015 года Трофимова была аккредитована как журналист в «ДНР».
С 2015 года в сотрудничестве с телеканалом RT она создала несколько фильмов о ИГИЛ и войне в Сирии. Также Анастасия работала с западными журналистскими организациями, следуя высоким стандартам журналистики[3].
Восприятие
Критики в основном выделяют визуальную привлекательность фильма, однако озвучивают и обвинения в его пропагандистском направлении, представляющем войну России с Украиной с односторонней позиции[3]. Показ фильма на Венецианском международном кинофестивале вызвал негативную реакцию среди украинско-канадского сообщества, Министерства иностранных дел Украины и ряда кинематографистов, как в стране, так и за рубежом[4]. Автора картины, Анастасию Трофимову, упрекнули в смягчении изображений российских военных преступлений.
Как подчеркивает Пэт Маллен, вице-президент Ассоциации кинокритиков Торонто, Трофимова часто использует риторику, присущую российским властям. Кристофер Вурлиас из издания Variety пишет о том, что портрет российских солдат в фильме вызывает сочувствие, но это может восприниматься слишком однобоко[5].Ирина Карпова из «Новой газеты» отмечает, что Трофимова создала уникальный документ, приближаясь к судьбам солдат, не изображая их в образах чудовищ или героев, а показывая как обычных людей.
Примечания
- ↑ Russian-Canadian director responds to TIFF documentary backlash, says journalists ‘follow the story where it (англ.). The global and mail. Дата обращения: 5 октября 2024.
- ↑ «Бросить вызов стереотипам». На Венецианском кинофестивале показали фильм «Русские на войне» . Антифашист. Дата обращения: 5 октября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Venice Documentaries Attempt to Reckon With Russia’s ‘Historical, Transformative, Apocalyptic’ War in Ukraine (англ.). Christopher Vourlias. Дата обращения: 5 октября 2024.
- ↑ Director Of ‘Russians At War’ Doc Bats Back Suggestions Of Whitewashing: “We Have To Humanize Everyone. This Is A Huge Tragedy For Our Region” – Venice . Deadline. Дата обращения: 5 октября 2024.
- ↑ Russians at War Tells an Anti-War Story from the Other Side (англ.). pov. Дата обращения: 5 октября 2024.
Ссылки
- Russians at War (англ.). Venice International Film Festival (2024-09-6). Дата обращения: 6 сентября 2024.
- Pjotr Sauer. Russian documentary accused of falsely showing invading soldiers as victims (англ.). The Guardian (2024-09-7). Дата обращения: 5 сентября 2024.