Российские автомобильные дороги
Госуда́рственная компа́ния «Росси́йские автомоби́льные доро́ги» — российская государственная корпорация. Эта структура осуществляет свою деятельность с целью выполнения задач заказчика на этапах проектирования, строительства, модернизации, капитального ремонта и обслуживания дорожного полотна, а также для развития полос отвода и придорожных зон автодорог, принадлежащих государственной компании. Кроме того, она осуществляет функции концедента при заключении и реализации концессионных контрактов, касающихся автомобильных дорог, подконтрольных государственной компании. Действие этой организации определяется законодательным актом РФ от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ, который устанавливает порядок функционирования государственной компании «Российские автомобильные дороги» и предусматривает изменения в другие законодательные документы страны[1].
История
Крупные масштабные проекты в XVIII—XIX веках[2]
В эпоху Петра I контроль над дорогами был передан Камер-коллегии, главному налоговому органу, ответственному за сбор дорожных пошлин. Местные дороги в губерниях и провинциях были в ведении земских комиссаров, выбиравшихся местными помещиками и подчиненных Камер-коллегии. Одним из самых значительных дорожных проектов в период Петра I было строительство «прешпективной» — прямой дороги из Петербурга в Москву. Строительство такой дороги продолжалось до 1746 года. Процесс надзирала Канцелярия по строительству государственных дорог под руководством генерала В. В. Фермора[3].
Ещё в начале своего царствования Екатерина II приняла решение о том, что дорожное дело должно стать важной государственной задачей. Она повысила значение Канцелярии государственных дорог до уровня центрального учреждения. Указ от 18 февраля 1764 года обязывал её «прилагать усилия для приведения всех государственных дорог в наилучшее состояние». В 1775 году была осуществлена реформа губерний. Большинство центральных органов власти, включая управление по строительству государственных дорог, постепенно упразднилисьтся, их функции передались губерниям и уездам. Губернские власти должны были заниматься только завершением строительства государственных дорог, в то время как ответственность за их содержание переходила к уездным органам власти — земскому исправнику и нижнему земскому суду.
Во второй половине XIX века значение грунтовых и шоссейных дорог в России сократилось из-за развития железнодорожного транспорта. Если в 1840–1860 годах ежегодно вводилось в строй до 266 вёрст шоссейных дорог, то в 60-х годах это число уменьшилось в 2,5 раза. Так, в период с 1860 по 1867 год в среднем строилось 105 вёрст дорог ежегодно. С 1867 по 1876 годы строительство дорог почти не велось, а с 1876 по 1883 годы вводилось в эксплуатацию не более 15 вёрст шоссе каждый год[2].
Открытие автомобиля стало переломным фактором в формировании автотранспорта, что не перестаёт стремится к совершенству и в настоящий момент. В завершении XIX столетия были придуманы первые машины, что повергло к формированию транспортной сети и инфраструктуры в пользу автотранспорта[4].
Российские дороги в ХХ веке
Быстрое развитие индустрии на рубеже XIX–XX веков и появление первых автомобилей на дорогах России привели к изменениям в отношении правительства к дорожной инфраструктуре. Перед Первой мировой войной ежегодно проводились автопробеги, местные власти активно работали над улучшением дорог. Многие чиновники и генералы помогали выделению средств на строительство дорог, а также решали организационные задачи. Принятые в начале XX века меры государства, земств, коммерческих и финансовых кругов позволили расширить сеть дорог, улучшить их состояние и внедрить новые технологии[2].
В результате таких постоянных реорганизаций и преобразований дорожной отрасли в стране, произошло замедление темпов развития инфраструктуры и дорожного строительства. Несогласованные действия различных ведомств привели к неэффективности и хаосу в организации работ по строительству и обслуживанию дорог.
Ситуация начала улучшаться лишь в середине 1920-х годов, когда были приняты меры по усилению координации деятельности различных отраслей и ведомств. Создание специализированных учреждений и структур, таких как Главное управление по дорожному строительству (ГУДС) и Центральное управление автомобильных дорог (ЦУАД), способствовало более эффективному управлению дорожной сетью[4].
Важным шагом было также развитие законодательства и нормативных актов в области дорожного хозяйства, что способствовало более чёткому регулированию отношений между различными участниками строительства и обслуживания дорог. Эти меры позволили создать более устойчивую и развитую дорожную систему, способную обеспечить нужды страны в транспортной инфраструктуре.
Большая программа дорожного строительства намечалась на третью пятилетку (1938–1942 годов), но её выполнению помешала Великая отечественная война. В годы войны значительная часть дорожной техники была передана Красной Армии, многие дорожники ушли на фронт. В ходе боевых действий оказались разрушены 91 тысяча километров автомобильных дорог, 90 тысяч мостов общей протяжённостью 980 километров, поэтому после окончания войны, первостепенной задачей, вставшей перед дорожными службами, стал ремонт и восстановление дорог[5].
Длина автомобильных дорог в Российской Федерации на начало 2002 года составляла 904,7 тыс. км, включая 759,3 тыс. км дорог с асфальтовым покрытием и 145,4 тыс. км грунтовых дорог. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 588,7 тыс. км, из них 537,3 тыс. км с асфальтовым покрытием (91%) и 51,4 тыс. км грунтовых. Федеральные дороги общего пользования простираются на 46,6 тыс. км, включая 46,3 тыс. км дорог с асфальтовым покрытием (99,3%), в то время как территориальные дороги общего пользования – на 542,1 тыс. км, из них 491 тыс. км с асфальтовым покрытием (90%)[2].
С развитием автомобильной отрасли возникла необходимость в создании инфраструктуры, обеспечивающей передвижение автотранспорта. Строительство дорог, мостов, автострад и парковок для автомобилей стало основным аспектом развития автомобильной индустрии. Внедрение новых технологий, таких как системы безопасности, уменьшение выбросов и развитие электрических автомобилей, привнесло изменения в ландшафт автомобильной индустрии.
Важные изобретения в истории строительства автомобильных дорог включают[6]:
- Асфальтовое покрытие: изобретение асфальтобетона в начале XX века было революционным для дорожного строительства. Асфальтовое покрытие обеспечивает прочную, гладкую и водонепроницаемую поверхность, что повышает качество дорог.
- Строительство автомагистралей: создание высокоскоростных автомагистралей и шоссе в XX веке стало ключевым событием в развитии дорожного строительства. Эти дороги обеспечивают безопасное и быстрое передвижение между крупными городами и регионами.
- Применение современных технологий в дорожном строительстве: использование новейших технологий, таких как геотекстиль, геосетки, гидроизоляционные материалы, создаёт долговечные и устойчивые дорожные покрытия, способные выдерживать высокие нагрузки и изменения погоды.
- Использование экологически чистых материалов: разработка экологически чистых материалов для дорожного строительства, включая переработанные материалы и новые типы асфальта и бетона, содействует уменьшению негативного воздействия дорожной инфраструктуры на окружающую среду.
- Умные дороги и инфраструктура: концепция умных дорог и интеллектуальной инфраструктуры включает использование сенсоров и систем искусственного интеллекта для управления дорожным движением, оптимизации маршрутов и предотвращения аварий[4].
Органы управления
Органами управления Государственной компании являются[1]:
- наблюдательный совет Государственной компании;
- председатель правления Государственной компании;
- правление Государственной компании.
Классификация автомобильных дорог
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги[7].
Управление автомобильными дорогами федерального значения
- М1 «Беларусь»[8];
- М3 «Украина» (за исключением подъездов к Калуге и Брянску)[9];
- М4 «Дон»[10];
- М11 «Нева»[11];
- М12 «Восток»[12];
- А107 «Московское малое кольцо»[13];
- А108 «Московское большое кольцо»[14];
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Электронный фонд правовых и нормативно - технических документов : сайт. — 2022. — 14 июль.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Кораблёв Р. А. Развитие и современное состояние работ по организации дорожного движения. — М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ» - Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет», 2016. — С. 103.
- ↑ Пичета В. Три века. Россия от смуты до нашего времени : исторический сборник. — СПб., 1913.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Тагиева Г. Н., Сапаргулыева Г., Ымамбердиев О. А. История развития и современные особенности строительства автомобильных дорог // Вестник науки : журнал. — 2024. — 25 мая (№ 3). — С. 660-663.
- ↑ Лихорадова В.Н., Бочарова И.М., Шевченко В.Н. Развитие дорожного строительства в России во второй половине XIX - начале ХХ веков // Известия ВГПУ. — 2021. — № №2(291).
- ↑ Ушаков В.В., Ольховиков В.М. Строительство автомобильных дорог. — М., 2013. — ISBN 978-5-406-01770-8.
- ↑ Федеральный закон об автомобильных дорогах // Федеральное дорожное агентство Росавтодор. — 2014. — 23 март.
- ↑ Трасса М-1 «Беларусь» с картой (25 мая 2023). Дата обращения: 5 мая 2024.
- ↑ Трасса М-3 «Украина» с картой (14 июня 2023). Дата обращения: 5 мая 2024.
- ↑ Трасса М-4 «Дон» с картой (22 марта 2023). Дата обращения: 19 мая 2024.
- ↑ Трасса М-11 «Нева» с картой (25 июня 2023). Дата обращения: 19 марта 2024.
- ↑ Трасса М-12 «Восток» с картой (14 мая 2023). Дата обращения: 30 апреля 2024.
- ↑ Пользователям автодорог (25 сентября 2022). Дата обращения: 6 мая 2024.
- ↑ Федеральная автомобильная дорога А108 (9 сентября 2009). Дата обращения: 25 сентября 2020.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |