Рождественский календарь

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Рождественский календарь, 1903 год

Рождественский календарь (адвент-календарь с нем. Adventskalender) — традиционный календарь для отслеживания времени от адвента до прихода Рождества, распространенная в Европе среди католиков и лютеран[1]. За последние несколько лет он широко распространился за пределами западно-европейских стран, в которых основными ветками христианской религии является католицизм и протестантизм. Для православных христиан вернее будет использование названия «рождественский календарь», или «новогодний»[1].

История

Слово «адвент» происходит от лат. adventus — «пришествие». У католиков и лютеран так называют предрождественский период, то есть время ожидания пришествия Христа. Этот период является западным аналогом Рождественского поста, только вот богослужебное наполнение и отчасти правила подготовки к Рождеству Христову у него другие. Например, в наше время в предрождественском периоде латинского обряда пост не является обязательным, за исключением отдельных регионов.

Продолжительность адвента около четырёх недель, что включает, как правило, четыре воскресенья, то есть три полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день недели приходится Рождество Христово. Поэтому западные образцы адвент-календарей — а это большинство продаваемых у нас в стране видов этих товаров — рассчитаны на открытие в течение декабря вплоть до дня празднования Рождества Христова по западной традиции (25 декабря), и обычно в них 24 ячейки.

Первое упоминание об этом времени как важном для христианина относится к IV веку нашей эры[2].

Автором современного адвент-календаря считается семья Герхарда Ланга. В 1908 году художник Рихард Кеплер создал дизайн первого адвент-календаря по замыслу, принадлежавшему Герхарду Лангу. Он был напечатан в Мюнхене в типографии «Reichhold & Lang» и состоял из двух частей: картонного поля, похожего на циферблат часов с двадцатью четырьмя ячейками, и набора картинок со стихами на обороте. Каждый день нужно было вырезать одну из них и наклеивать на предназначенное для нее место с цифрой.

Заготовка Рождественского календаря, сделанная в подарок.

Прообразом подобных календарей считается лютеранский обычай начала XIX века. Чтобы детям было легче ориентироваться и отсчитывать дни до праздника, на стене делали примерно 24 отметки мелом, которые дети стирали каждый день по одной. При этом дети должны были читать молитву и вспоминать, что плохого и хорошего они сделали за этот день.

Эта традиция распространилась по Европе, и не только, в самых разных вариантах. Например, можно было каждый день подкладывать пучки соломы в вертеп или сжигать отрезки свечей, складывать календарь-лестницу и другое.

Когда он был ребенком, мать сделала ему подобие календаря со сладостями на каждый день. Повзрослев, Герхард решил распространить эту идею, привлек профессионального художника и напечатал календарь, который состоял из двух частей: картонного поля, похожего на циферблат часов с двадцатью четырьмя ячейками, и набора из 24 картинок со стихами на обороте. Каждый день нужно было вырезать одну картинку и наклеивать на предназначенное для неё место с цифрой.

Набор иллюстраций был посвящен теме Священного Писания и носил познавательный, напоминающий характер. На карточках календаря Ланга были яркие, лубочные изображения: дети, рождественские празднества, христианские мотивы. Ребёнок рассматривал картинки и задумывался о том, что он сделал хорошего и плохого».Максим Палеолог, кандидат исторических наук, доцент Института гуманитарных наук.

Позже Ланг придумал сделать окошки с дверцами. Идея таких красочных, увлекательных календарей оказалась коммерчески выгодной и была подхвачена другими издательствами.

В XX веке религиозный смысл календарей с сюрпризами был в значительной степени утрачен, из рождественских они стали новогодними, просто яркими игрушками со сладкой начинкой. В годы Второй мировой войны выпускались даже календари с военной тематикой.

Складной рождественский календарь. Куплен в в Мальме в 1959 году.

В наше время адвент-календари переживают очередную волну популярности во всем мире. Изготавливают их не только для детей, но и для взрослых. Их формат используется во многих сферах: от кондитерской до парфюмерии и одежды. Такие календари стали нашей обыденностью.

В США адвент-календари появились благодаря солдатам Второй мировой войны, которые отправляли их семьям[3].

Поэтому стоит обсудить возможность использования не только этих наборов, но и самого названия «адвент-календарь» для православных. Переделать рынок нам вряд ли под силу, и так уж сложилось, что подобные товары называются именно адвент-календарями. Сюда же можно отнести одноименные макеты, предлагаемые на рукодельных форумах. Как бы ни хотелось избежать западного наименования, если вы будете искать «рождественский» или «новогодний» календарь, то скорее всего, найдете обычные календари, соответствующие теме. В этом названии, в большинстве случаев, давно нет религиозного смысла.

В современной культуре

Примерно за месяц до Нового года родители дарят своим детям наборы с шоколадом, игрушками, увлекательными заданиями, распределенными по ячейкам, которые нужно открывать по одной каждый день в течение месяца или пары недель. Формы подобных календарей многообразны. Это может быть одна большая коробка с окошками, поезд с вагончиками, набор домиков, кубиков, просто конверты. Предвкушение сюрприза каждый день приносит немало приятных волнений обладателю такого подарка.

В наше время такие календари фактически утратили свое изначальное религиозное предназначение, теперь это всего лишь игрушка или же, если говорить о подарочных наборах для взрослых, — выгодное и интересное приобретение.

Дизайн Адвент-календаря

Традиционные адвент-календари изображают сцену с яслями, Святого Николая и зимнюю погоду, в то время как другие варьируются по тематике, от спорта до технологий. Они бывают самых разных форм: от простого бумажного календаря с клапанами, закрывающими каждый из дней, до тканевых кармашков на заднем плане и раскрашенных деревянных коробочек с отверстиями для мелких предметов.

Норвежский адвент-календарь.

Многие адвент-календари имеют форму большой прямоугольной открытки с «дверцами», по одной на каждый день декабря, предшествующий Сочельнику (24 декабря) или Рождеству (25 декабря) включительно. Двери последовательно открываются каждый день перед Рождеством, начиная с начала адвент-сезона в этом году, или просто 1 декабря, как в случае с многоразовыми адвент-календарями.

Часто двери распределены по календарю в произвольном порядке. Дверцы календаря открываются, чтобы показать изображение, стихотворение, фрагмент истории (например, историю о Рождестве Иисуса) или небольшой подарок, например игрушку или шоколадное изделие. Часто на каждой двери напечатаны стих из Библии и христианская молитва, которые христиане включают в свои ежедневные адвент-богослужения.

Существует множество разновидностей адвент-календарей; в некоторых европейских деревнях создают адвент-календари на зданиях или даже так называемые «живые» адвент-календари, где для каждого дня Адвента украшены разные окна.

Нордический календарь

В странах Северной Европы рождественский календарь называется «Йоль-календарь» (дат. норв. julekalender, швед. julkalender, исл. jóladagatal, фар. jólakalendari, фин. joulukalenteri) и существует в форме ежедневных теле- и радиопрограмм, выходящих с 1 по 24 декабря, как для детей, так и для взрослых.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Наталья Ярасова. Адвент-календарь (рождественский календарь) – подарок со смыслом. Азбука веры. Дата обращения: 1 октября 2024.
  2. Вера Березина. В ожидании чуда. История календарей Адвента. Формула Рукоделия (04/12/2019). Дата обращения: 14 января 2024.
  3. Олеся Остапчук. Религиозный символ как инструмент маркетинга: история адвент-календарей за 200 лет (15 дек 2019). Дата обращения: 15 января 2024.

Литература

  • Sandra Binder: Wann ist denn endlich Weihnachten? Die Geschichte des ersten Adventskalenders. Holzgerlingen, SCM Hänssler 2009, ISBN 978-3-7751-4899-3
  • Esther Gajek: Adventskalender, von den Anfängen bis zur Gegenwart. Süddeutscher Verlag, München 1988, ISBN 3-7991-6422-7
  • Münchner Bildungswerk (Hrsg.): Klaubauf, Klöpfeln, Kletzenbrot: Der Münchner Adventskalender. Volk Verlag, München 2012, ISBN 978-3-86222-049-6. (Mit zahlreichen farbigen Abbildungen)
  • Tina Peschel: Adventskalender. Geschichte und Geschichten aus 100 Jahren. (= Museum Europäischer Kulturen — Schriftenreihe, Band 7) Verlag der Kunst, Husum 2009, ISBN 978-3-86530-114-7.
  • Werner Galler: Adventskalender. In: Christa Pieske: ABC des Luxuspapiers, Herstellung, Verbreitung und Gebrauch 1860—1930. Museum für deutsche Volkskunde, Berlin 1983, ISBN 3-88609-123-6, S. 76—78.