Разумовская, Маргарита Михайловна

Маргарита Михайловна Разумовская
Разумовская, Маргарита Михайловна.jpg
Дата рождения 3 ноября 1926(1926-11-03)
Дата смерти 28 октября 2004(2004-10-28) (77 лет)
Страна  СССР Россия
Научная сфера методика преподавания русского языка
Учёная степень доктор филологических наук
Учёное звание Профессор

Маргари́та Миха́йловна Разумо́вская (3 ноября 1926 года — 28 октября 2004 года) — выдающийся педагог, методист и специалист в области преподавания русского языка, доктор филологических наук и профессор[1]. Она оставила значительный след в сфере обучения русскому языку, став автором многочисленных публикаций, посвящённых методическим аспектам. В сотрудничестве с Павлом Александровичем Лекантом была разработана комплексная учебно-методическая система для учащихся 5-9 классов[2].

Биография

Образование Маргарита Михайловна получила на филологическом факультете МГУ в 1950 году. Начало своей профессиональной деятельности она связала с работой в средней школе, где преподавала русский язык и литературу. После окончания аспирантуры в 1958 году, в стенах Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук РСФСР (НИИ СИМР АПН РСФСР), на протяжении восьми лет возглавляла редакцию русского языка в издательстве «Учпедгиз» («Просвещение»)[1]. В 1963 году она защитила кандидатскую, а в 1984 году — докторскую диссертацию[2].

С 1970 года Маргарита Михайловна руководила лабораторией обучения русскому языку в том же НИИ СИМР АПН, где проработала более двух десятилетий. С 1992 года она занимала должность ведущего сотрудника лаборатории обучения русскому языку Института общего среднего образования РАО[1]. Разумовская внесла существенный вклад в разработку концепции школьного курса русского языка и государственного образовательного стандарта по этому предмету. Результатом многолетних исследований, проводившихся под её руководством, стала серия ценных изданий, среди которых: «Основы методики русского языка в 4-8-х классах» (1978, 1983), «Обучение орфографии в восьмилетней школе» (1974), «Урок русского языка на современном этапе» (1978), «Воспитание учащихся на уроках русского языка» (1984) и другие. Докторская диссертация была посвящена «Теоретическим основам обучения орфографии в средней школе» и защищена в 1984 году[2].

Научная деятельность

Основной фокус научной деятельности Маргариты Михайловны Разумовской был сосредоточен на изучении эффективных методик обучения орфографии и развитию речи учащихся, с особым вниманием к смысловому содержанию изучаемых языковых явлений. Её кандидатская диссертация была посвящена детальному анализу грамматических конструкций в контексте обучения правописанию[3].

Маргарита Михайловна создала новаторскую систему обучения правописанию, принципы которой подробно изложены в книге «Методика обучения орфографии в школе» (1992, 1996). Учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов, созданный под руководством Марии Михайловны Разумовской и Павла Александровича Леканта, получил одобрение Министерства образования Российской Федерации и был рекомендован к использованию с 1995 года. Позднее, в 2002 году, этот учебник был удостоен премии Правительства РФ в области науки и образования[1]. Разумовская занимала важные административные посты в диссертационных советах, была членом редколлегии авторитетного журнала «Русский язык в школе» и входила в состав редакционного совета издательства «Просвещение». Она также являлась членом Учебно-методического совета при Министерстве образования РФ[4].

Научные труды

  • Капинос В. И., Разумовская М. М., Рыжик Т. А., Озерская В. П. «Дидактический материал по русскому языку для VIII класса».
  • Разумовская М. М. «Грамматический анализ при обучении орфографии: пособие для учителя».
  • Разумовская М. М. «Грамматический анализ при обучении орфографии».
  • Разумовская М. М. «Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя».
  • Разумовская М. М. «Методика обучения орфографии в школе».
  • Разумовская М. М. «Особенности новой программы по русскому языку в средних школах и классах с русским языком обучения».
  • Разумовская М. М. «Теоретические основы обучения орфографии в средней школе».
  • Разумовская М. М. и др. «Обучение русскому языку в 5 классе: методические рекомендации».
  • Разумовская М. М. и др. «Обучение русскому языку в 7 классе: методические рекомендации».
  • Разумовская М. М., Галлингер И. В., Дейкина А. Д. «Русский язык: экспериментальный учебник для 4 класса».
  • Разумовская М. М., Кинкулькин А. Т., Тростенцова Л. А. «Коммунистическое воспитание учащихся на уроках русского языка».
  • Разумовская М. М., Львова С. И., Богданова Г. А. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений».
  • Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. «Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений».
  • Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. «Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений».
  • Тростенцова Л. А., Разумовская М. М., Галлингер И. В. «Учебные задания по русскому языку для учащихся 5-х классов (глагол)»[4].

Литература

  1. Развитие филологического образования в Самарском государственном педагогическом университете. Лингвистика. — Самара: изд-во СГПУ, 2006. — С. 102—114. — 192 с.
  2. Категории в исследовании, описании и преподавании языка: Сборник научных трудов к 80-летию Е. С. Скобликовой / Под ред. Н. А. Илюхиной. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. — 376 с.
  3. Научные доклады высшей школы // «Филологические науки». — 2004. — № 4. — С. 123—125.
  4. Богомолов Н. Есть русская интеллигенция // Самарская газета. — 1999. — 2 июня.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Редакция. Памяти М.М. Разумовской // «Русский язык» : журнал. — 2005. — 31 января (№ 2).
  2. 2,0 2,1 2,2 В. Г. Костомаров. Лингвобиографический словарь: около 500 научных биографий специалистов в области изучения и преподавания языков и смежных дисциплин / науч. ред. А. Н. Щукин; авт.-сост.: А. Н. Щукин, Л. В. Московкин, В. Д. Янченко. — М.: Русские язык. Курсы, 2022. — С. 361. — 528 с.
  3. Персоналии. Самарская лингвистическая школа. Дата обращения: 21 апреля 2025.
  4. 4,0 4,1 Острикова Т.А., Карамышевва С.Н. Методика обучения русскому языку и русская филология в очерках об учёных Российской Федерации и зарубежья: библиографический справочник / под ред. Т.А. Остриковой. — Абакан: ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», 2015. — С. 17—18. — 300 с.