Президентский мост (Ульяновск)
Президентский мост | |
---|---|
Область применения | Автотранспорт |
Пересекает | реку Волгу |
Место расположения | Ульяновск |
Конструкция | |
Тип конструкции | Металлический, двухъярусный, балочный |
Основной пролёт | 22 × 221 м |
Общая длина | 5825 м |
Ширина моста | 25 м |
Эксплуатация | |
Начало строительства | 1986 год |
Открытие |
24 ноября 2009 года (первая очередь) |
54°21′36″ с. ш. 48°26′34″ в. д. / 54.36000° с. ш. 48.44278° в. д. (G) (O) (Я) |
Президе́нтский мост — мост через реку Волгу, который соединяет два берега города Ульяновск. Является ключевой транспортной артерией для соединения Центральной России с Сибирью, Дальним Востоком и Уралом[1].
С момента открытия в 2009 году долгое время был одним из самых протяжённых мостов в Российской Федерации. На данный момент по своей протяжённости входит в пятёрку лидеров, имеет общую протяженность 12 970 метров, а длина его надводной части 5 824 метра[2].
Президентский мост через реку Волгу в Ульяновске — крупнейший инженерный проект, существенно повлиявший на транспортную инфраструктуру города и региона. Его строительство, растянувшееся на десятилетия, отражает сложные экономические и политические реалии России конца XX — начала XXI веков. Этот отчет предоставляет всесторонний анализ истории проектирования и строительства моста, его технических характеристик, функционального значения и экономического влияния на регион[3].
История
Работа по проектированию второго моста города Ульяновска началась в 1980 году, изначально рассчитывалось завершить работы по его возведению за 9 лет. Но из-за отсутствия финансирования непосредственное строительство моста началось в 1986 году специально сформированным для этой цели мостоотрядом «Ульяновскстроймост»[4].
Строительство моста прерывалось на несколько лет из-за отсутствия Федерального финансирования, период заморозки строительства пришелся на 1995 года и продлился до 2002 года. В 2002 году мост был включён в целевую федеральную программу «Модернизация транспортной системы России» при поддержке которой строительство возобновилось.
Официальное открытие Президентского моста прошло в 2009 году, на торжественном открытии присутствовали первые лица, президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев и президент Азербайджана Ильхам Алиев. В общей сложности строительство Президентского моста заняло 23 года[5]
Ранние планы и проектирование (до 1986 года)
Проектирование второго мостового перехода через Волгу в Ульяновске началось в 1980 году. Необходимость строительства диктовалась растущей нагрузкой на единственный на тот момент мост — Императорский мост (построенный в 1913 году — 1916 годах), который не справлялся с увеличивающимся транспортным потоком[4].
Начало строительства и период застоя (1986 год — 1998 год)
Строительство началось в 1986 году, после утверждения проекта распоряжением Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1988 года № 1251-Р. Первоначальный бюджет составлял 400 миллионов рублей (в ценах 1984 года), а планируемый срок строительства — 9 лет[6]. Первая опора была забетонирована в 1988 году, а первое пролётное строение смонтировано 10 августа 1991 года. Однако, распад СССР и последовавшие экономические трудности привели к приостановке строительства с апреля 1995 года по апрель 1998 года из-за отсутствия финансирования. Руководителем «Ульяновскмостострой» в этот период был Николай Дмитриевич Сентюрин[7].
Продолжение строительства (1998 год — 2009 год)
Строительство возобновилось в 1998 году после Постановления Правительства РФ № 1176. С 2002 года генеральным подрядчиком выступало ЗАО «Балтийская строительная компания-Санкт-Петербург». Субподрядчиками были ООО «Ремстроймост» (ГК «Волгатрансстрой») с 2002 года и ОАО «Волгомост» (группа «СОК») с 2005 года. Металлоконструкции были изготовлены Воронежстальмостом. Мост был включен в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России» на 2002—2010 годы.
Завершение строительства и ввод в эксплуатацию (2009 год — 2011 год)
Официальное открытие первой очереди состоялось 24 ноября 2009 года при участии президента России Дмитрия Медведева и президента Азербайджана Ильхама Алиева. Название «Президентский мост» связано с этим событием, а также с участием отца Ильхама Алиева, Гейдара Алиева (первого заместителя председателя Совета министров СССР), в принятии решения о строительстве. Второй пусковой комплекс первой очереди, открытый 30 ноября 2011 года, полностью интегрировал мост в транспортную систему Ульяновска. Интересен факт временного открытия движения по мосту 13 ноября 2009 года из-за аварии на 31 Арсенале Министерства Обороны РФ, повлекшей за собой перекрытие Императорского моста[5].
Технические характеристики
Длина Президентского моста над Волгой составляет 5824 метра, общая протяжённость — почти 13 километров (12 970 метров). Длина пролётов моста составляет 221 метр, а вес — более 4 тысяч тонн, также имеется ограничение по весу транспортных средств: максимальная масса — 80 тонн, максимальная нагрузка на ось — менее 11 тонн[8].
Скоростное ограничения для движения по мосту: летом не более 90 км/ч, а зимой — 60 км/ч, это связанно с сильным боковым ветром и образованием наледи при понижении температур[9].
Пропускная способность моста — 30 тысяч автомобилей в день. Верхний и нижний ярусы моста отличаются по ширине. Ширина верхнего яруса приближается к 25 метрам, нижнего — 12 метров[10].
Общие размеры и конструкция
Президентский мост — совмещённый металлический двухъярусный балочный мост. Длина надводной части составляет 5824 метра, общая длина мостового перехода — около 13 км. Длина одного стандартного пролетного строения — 220 метров, вес — более 4000 тонн. Ширина моста (верхний ярус) — 25 метров, включая автомобильную трассу, тротуары по 1,5 метра и велодорожку шириной 1 метр в обе стороны. Высота опор варьируется от 11 метров у левого берега до 60 метров у правого. Проектирование металлической эстакады выполнено ОАО «Гипротрансмост», проект производства работ — ОАО «Институт Гипростроймост». Ширина подходов к мосту составляет 34,5 метра[11].
Материалы и технологии
Левобережная развязка, открытая в сентябре 2021 года, включала инновационные технологии, такие как высокотехнологичные композитные ограждения, поставленные НЦК (Нанотехнологический Центр Композитов) через своего партнера, торгово-производственную компанию «Стандартпарк». Эти композитные ограждения обладают преимуществами перед традиционными металлическими ограждениями: меньший вес, коррозионная стойкость, сниженное обслуживание, долговечность и более простая замена элементов[12].
Интересные факты
- Строительство моста началось далеко от берега, опора под номером 14 расположилась ближе к середине реки Волги. Первое объединение двух пролетов моста прошло в 1992 году, спустя 12 лет с начала строительства.
- Строительство Президентского моста застало три исторических периода развития страны, проектирование проходило в РСФСР, начало строительства и застой пришелся на период СССР, а ввод в эксплуатацию пришел уже в Российской Федерации.
- Транспорт по мосту пустили в условиях чрезвычайной ситуации, за несколько дней до официального торжественного открытия. Эта вынужденная мера была принята из-за аварии на 31-м арсенале Министерства обороны Российской Федерации 13 ноября 2009 года. Тогда движение по мосту на собственном автомобильном транспорте пустили для эвакуации жителей Левобережья, спустя несколько часов движение перекрыли уже до момента официального открытия.
- У правого и левого берега реки Волги имеется значительный перепад высоты, что усложняло строительство Президентского моста.
- Президентский мост имеет два уровня, верхний уровень используется для движения автомобильного транспорта. Нижний ярус предполагалось использовать для пуска скоростного поезда, который предположительно разгрузил бы транспортные развязки, но нижний ярус так и не был открыт по настоящее время.
- Изначально движение по верхнему ярусу моста было доступно только для автомобильного транспорта, но в 2011 году было открыто движения по мосту велосипедного транспорта, которое осуществляется по технической полосе[13][14].
Функциональное значение и влияние на транспортную инфраструктуру
Президентский мост значительно снизил нагрузку на старый Императорский мост, улучшив транспортную ситуацию в городе и повысив безопасность движения. Мост обеспечивает быстрый и удобный транспортный коридор между двумя частями города, улучшая доступность социальных и экономических объектов. Мост является важным участком транспортного коридора, соединяющего европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, способствуя развитию региональной экономики. Он стал частью международного коридора «Транссиб»[15].
Строительство моста стимулировало развитие инфраструктуры в районах, прилегающих к мосту, включая строительство левобережной развязки, завершенной на 60 % к февралю 2021 года и открытой в сентябре 2021 года. Финансирование развязки осуществлялось из федерального бюджета. Первоначально планировалось использовать нижний ярус моста для скоростного трамвая, однако этот проект не был реализован[15].
Экономические аспекты проекта
Общая стоимость строительства в ценах 2008 года составила 38,4 миллиарда рублей. Финансирование проекта осуществлялось из федерального бюджета и, частично, из региональных источников. Проект столкнулся с серьёзными проблемами финансирования, что привело к значительным задержкам в строительстве[16].
Строительство моста способствовало развитию экономики региона, улучшив транспортную доступность и стимулировав развитие прилегающих территорий. Более подробный анализ экономического эффекта требует отдельного исследования[16].
Примечания
- ↑ Президентский мост в Ульяновске . vtrip.ru. Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ Самый долгий мост. Как строился Президентский и в чем его уникальность . ulpravda.ru. Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ Назаренко, Маргарита. Строили 23 года. Сегодня семь лет со дня открытия Президентского моста. Фото . Уралпресса (23 ноября 2016). Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Мосты Ульяновска: Императорский vs Президентский . travelask.ru. Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Ожидание VS реальность. Каким планировали и каким построили Президентский мост . ulpravda.ru. Дата обращения: 21 октября 2023.
- ↑ Распоряжения СССР 1917-1992 . wfi.lomasm.ru. Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ Постановление СМ РСФСР от 21 апреля 1988 года . Гарант. Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ Не чертова дюжина, а только начало – 13 лет назад в Ульяновске открыли Президентский мост Читайте на WWW.UL.KP.RU: https://www.ul.kp.ru/daily/27473/4680973/ . Комсомольская правда (22 ноября 2022). Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ Теперь 90 км/ч. На Президентском мосту сняли зимнее скоростное ограничение . ulpressa.ru (21 апреля 2019). Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ Президентский мост высота над водой . sunnyfresh.ru. Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ Президентский мост в Ульяновске . bridgesall.ru (7 марта 2013). Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ При строительстве Левобережной развязки Президентского моста в г. Ульяновск, установлены композитные перильные ограждения производства НЦК. . nccrussia.com. Дата обращения: 28 октября 2024.
- ↑ Не чертова дюжина, а только начало – 13 лет назад в Ульяновске открыли Президентский мост . ul.kp.ru. Дата обращения: 21 октября 2023.
- ↑ President's Bridge . structurae.net. Дата обращения: 21 октября 2023.
- ↑ 15,0 15,1 Строительство левобережной развязки Президентского моста в Ульяновске завершено на 60% . Губернатор и правительство Ульяновской области (10 февраля 2021). Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ 16,0 16,1 Юдина, Дарья. В Ульяновске Президентский мост отметил юбилей . mosaica.ru. Дата обращения: 29 октября 2024.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |