Пахомов, Алексей Фёдорович
Алексей Фёдорович Пахомов | |||||
---|---|---|---|---|---|
| |||||
Дата рождения | 19 сентября (2 октября) 1900 | ||||
Место рождения |
деревня Варламово, Кадниковский уезд, Вологодская губерния, Российская империя |
||||
Дата смерти | 14 апреля 1973 (72 года) | ||||
Место смерти | Ленинград, РСФСР, СССР | ||||
Гражданство |
Российская империя СССР |
||||
Жанр | иллюстрация | ||||
Учёба | Училище рисования барона А. Штиглица | ||||
Стиль | карандашный рисунок | ||||
Награды |
|
||||
Звания |
|
||||
Премии |
|
||||
Медиафайлы на Викискладе |
Алексей Фёдорович Пахо́мов (19 сентября [2 октября] 1900 — 14 апреля 1973) — советский художник-живописец, график, педагог; Народный художник СССР (1971).
Биография
Родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в деревне Варламово[1] (ныне — в Харовском районе Вологодской области).
С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых) был направлен в Начальное училище в Кадников, а в 1915 году — в Петроград, в Центральное училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). В училище попал в мастерскую Николая Андреевича Тырсы, а после службы в армии перешёл в мастерскую Владимира Васильевича Лебедева. Работал учителем рисования в школе Кадникова (1918). В 1920—1925 годах учился во ВХУТЕМАС в Петрограде. Его учителями были Александр Иванович Савинов, Сергей Васильевич Чехонин и Василий Иванович Шухаев.
Многочисленные авангардистские течения, господствовавшие в первой четверти XX века, оказали заметное влияние на преподавателей и саму систему обучения в училище. По воспоминаниям художника, Н. Тырса часто доказывал, что ученик А. Пахомов находится в плену прошлого, в плену старых, рутинных художественных понятий. О царившей в училище атмосфере говорят лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить — это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем своё прошлое», «Пролетарий — творец будущего, а не наследник прошлого». Пройдя через увлечения современными течениями в искусстве, он, тем не менее, неизменно обращался к работе с натуры, выполняя многочисленные наброски и зарисовки. Карандашные наброски не ценил, считая их вспомогательным материалом для будущих серьёзных работ. Однако Н. Тырса и В. Лебедев убедили его, что такого рода рисунки, выполненные выразительно, с чувством и знанием предмета изображения, могут являться произведениями самостоятельной художественной значимости. Советы учителей сыграли важную роль в формировании собственного стиля и творческого мировоззрения художника.
Творчество
В конце 1920-х Годов начал работу в книжной графике, у своего учителя Владимира Васильевича Лебедева, ставшего художественным редактором издательства «Детская литература» и привлекшего в него ряд талантливых молодых живописцев. Как мастер В. Лебедев привносил немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно переделывая их рисунки. В 1936 году с распространением офсетной печати А. Пахомову удалось уговорить В. Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» Самуила Яковлевича Маршака с иллюстрациями А. Пахомова. После этого он стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж». За время работы с В. Лебедевым у художника сложился в эти годы свой собственный, узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг. Занимал одно из ведущих мест среди художников детской книжной графики Ленинграда 1920-х—1940-х годов.
Член «Объединения новых течений в искусстве» (1922—1923), художественного объединения «Круг художников» (1926—1932), член правления ЛОСХ (1932—1949).
Как живописец создал много значительных работ, занявших своё место в истории ленинградского искусства XX века. В их числе: «Жница» (1928, ГРМ), «Девушка в голубом» (1929, ГРМ), «Стрелки из лука» (1930,ГРМ), «Портрет ударницы Молодцовой» (1931, ГРМ).
Историки ленинградского искусства отмечают принадлежность художника к ленинградской школе пейзажной живописи, мастера которой далеко не ограничивались одним только пейзажным жанром.
«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод „живописным реализмом“, понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из неё черпая свои темы и образы… опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать „графическим реализмом“ творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством Владимира Васильевича Лебедева, Николая Андреевича Тырсы и Николая Фёдоровича Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата».
Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920—1930-х годов.
Войну художник пережил в блокадном Ленинграде, автор драматической серии литографий «Ленинград в дни блокады» (1942—1944). В 1944 году принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Русском музее (Владимир Михайлович Конашевич, Вячеслав Владимирович Пакулин, Алексей Фёдорович Пахомов, Константин Иванович Рудаков и Александр Алексеевич Стрекавин). Позднее, в феврале 1945 года, они экспонировались в Москве.
Преподавательская деятельность
С 1942 года преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (с 1949 — профессор). Руководил персональной мастерской станковой графики.
К началу 1960-х годов, несмотря на известность и официальное признание, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ его юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали его ранние цветные иллюстрации. Он решил вновь использовать в иллюстрации цвет, возвратился к собственным, разработанным ещё в 1920-е годы, приёмам. В результате появились книги с цветными иллюстрациями: «Липунюшка» Льва Николаевича Толстого (цв. карандаш), «Бабушка, внучка да курочка» (акварель) и другие.
Известны живописные и графические портреты художника, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе Пеном Варленом[3] (1963).
Действительный член АХ СССР (1964). Член Союза художников СССР. Автор книги: «Про свою работу» (Л., 1971).
Умер 14 апреля 1973 года в Ленинграде и был похоронен на Богословском кладбище города.
Семья
Сын Андрей Алексеевич Пахомов (1947—2015) — художник-график, член-корреспондент Российской академии художеств.
Дочь Елена Алексеевна Пахомова.
Память
- Похоронен на Богословском кладбище.
- Мемориальная доска с горельефом А. Ф. Пахомову установлена на д. 14 по Каменноостровскому проспекту.
- Выставка «Жизнь. Любовь. Работа» (Санкт-Петербург, Белый зал Детской библиотеки истории и культуры Петербурга, декабрь 2021 г.)
Награды и звания
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945)
- Народный художник РСФСР (1963)
- Народный художник СССР (1971)
- Сталинская премия второй степени (1946, за серию литографий «Ленинград в дни блокады», 1942—1944)
- Государственная премия СССР (1973, посмертно, за оформление и иллюстрации к сборнику рассказов Л. Н. Толстого «Филипок. Страницы из „Азбуки“»)
- Медаль «За оборону Ленинграда»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Примечания
- ↑ Пахомов Алексей Фёдорович (1900—1973)
- ↑ Памятные дни и годы. Записки художника. — СПб.: Арсис, 1994. — С. 201—205.
- ↑ Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л.: Художник РСФСР, 1976. — С. 26.
Ссылки
- Алексей Фёдорович Пахомов на сайте С. Я. Маршака «Недописанная страница»
- Пахомов на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки
- Иллюстрации Пахомова А. Ф. в детских книгах
- Глезеров С. В Петербурге открылась выставка работ художника Алексея Пахомова // Санкт-Петербургские ведомости. — 2021. — 15 дек.
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 2 октября
- Родившиеся в 1900 году
- Родившиеся в Харовском районе
- Родившиеся в Вологодской губернии
- Умершие 14 апреля
- Умершие в 1973 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Награждённые медалью «За оборону Ленинграда»
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Народные художники СССР
- Народные художники РСФСР
- Заслуженные деятели искусств РСФСР
- Лауреаты Сталинской премии II степени
- Лауреаты Государственной премии СССР
- Художники по алфавиту
- Художники XX века
- Художники СССР
- Художники России
- Педагоги по алфавиту
- Педагоги СССР
- Педагоги России
- Педагоги XX века
- Графики СССР
- Литографы СССР
- Акварелисты СССР
- Художники русского авангарда
- Графики русского авангарда
- Члены общества «Круг художников»
- Члены Союза художников СССР
- Выпускники Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии
- Выпускники ВХУТЕМАСа
- Преподаватели Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина
- Действительные члены Академии художеств СССР
- Члены КПСС
- Похороненные на Богословском кладбище