Памятники Александру Куприну

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Памятник А. И. Куприну на родине в селе Наровчат (Пензенская область)
Произведения монументального искусства
Памятники Александру Куприну
Страна Россия
Пензенская область, Ленинградская область, Республика Крым Наровчат, Гатчина, Балаклава
Основные даты
1981—2023

Памятники Александру Куприну — скульптурные и скульптурно-архитектурные сооружения, увековечивающие память выдающегося русского писателя Александра Ивановича Куприна в России. Память классика русской литературы, автора крупных повестей «Олеся», «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Яма», «Юнкера», была увековечена уже в год его смерти, в 1938 году. На могиле писателя в Ленинграде, на Литераторских мостках Волкова кладбища, была установлена надгробная плита из черного полированного гранита. В 1950 – 1990-е годы его именем были названы улицы в Пензе, Коломне, Гатчине, Севастополе, Киеве, Донецке, Одессе, Наровчате, а также библиотеки в Мариуполе, Дружковке, Гатчине, Армавире, Балаклаве, Перми, Пензе, Симферополе. Увековечиванию памяти содействовало открытие музея Куприна в Наровчате, и мемориальных досок и памятников монументального искусства в разных городах. Важное место в мемориальном контексте занимает Донецк, Одесса, Киев, Наровчат, Петербург, Москва, Гатчина, Балаклава, Коломна, с историей которых тесно была связана деятельность писателя[1].

Памятники Куприну на родине писателя в Наровчате

Первый памятник Куприну в России

Память классика русской литературы, автора крупных повестей «Олеся», «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Яма», «Юнкера», была увековечена уже в год его смерти, в 1938 году. На могиле писателя в Ленинграде, на Литераторских мостках Волкова кладбища, была установлена надгробная плита из черного полированного гранита. В 1950 – 1990-е годы его именем были названы улицы (Пенза, Коломна, Гатчина, Севастополь, Киев, Донецк, Одесса, Наровчат и другие) и библиотеки (Мариуполь, Дружковка, Гатчина, Армавир, Балаклава, Пермь, Пенза, Симферополь и другие). Увековечиванию памяти содействовало открытие музея Куприна в Наровчате, а также мемориальных досок и памятников монументального искусства в разных городах. Важное место в мемориальном контексте занимает Донецк, Одесса, Киев, Наровчат, Петербург, Москва, Гатчина, Балаклава, Коломна, с историей которых тесно была связана деятельность писателя.

Первый в России памятник Александру Куприну был открыт на родине писателя в селе Наровчат Пензенской области в 1981 году, одновременно с открытием музея[2]. Скульптор — член Союза художников России Владимир Георгиевич Курдов, на тот момент автор памятника Александру Радищеву и бюста Дениса Давыдова. Памятник представляет собой мраморный бюст, точнее скульптурный портрет, установленный на узкий четырехгранный постамент. Тогда же для экспозиции музея Курдовым был выполнен бюст из чугуна (в настоящее время находится в фондах ОГЛММ). В его трактовке образа Куприна лаконизм и обобщенность нашли реальное воплощение: широкое скуластое лицо с длинными опущенными татарскими усами. Насыщая скульптурную форму внутренним содержанием, автор обнаружил красоту, раскрывающуюся через внутреннюю сосредоточенность образа, возвышенное спокойствие лика, всепонимающий взгляд умудрённого жизнью человека[3].

Памятник А. И. Куприну. Наровчат. 1981

Формирование образа Куприна в монументальном искусстве

Образ Куприна в монументальном искусстве стал формироваться в последние годы, когда Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области (ОГЛММ)[4] объявило в 2000 году Купринский творческий конкурс «Гранатовый браслет»[5], в том числе и в художественной номинации. Скульпторы на этапе подготовительной работы изучали фотографии в фондах музея, обращались к мемуарам современников, оставивших отзывы о внешности писателя.

Образ Куприна в воспоминаниях современников

Многие современники, близко знавшие писателя, давали подробную портретную зарисовку, отмечали сходство Куприна с татарским ханом, коренастую мускулистую фигуру, «простецкую внешность», выделяли в облике Куприна такие детали и черты, которые являются важными в скульптурном портрете[6][7]. Ивану Соколову-Микитову вспоминалось лицо, светившееся скрытой духовной красотой[8]:

«Мне нравилось его татарское, смуглое породистое лицо, светившееся скрытой духовной красотой, <…> изящные крупные раковины ушей…»

Мемуаристка Ариадна Тыркова-Вильям обратила внимание на физический облик Куприна[9]:

«Куприн был широкоплечий. Ловкий, хороший гимнаст. А лицо у него было некрасивое, простецкое, армейское…»

Хорошо знавшая его писательница Надежда Тэффи дала подробное описание внешности «вольного зверя в пиджаке»[10]:

«…Был он среднего роста, крепкий, плотный, с короткой шеей и татарскими скулами, узкими глазами, перебитым монгольским носом. Ему пошла бы тюбетейка, пошла бы трубка. Было в нем звериное и нежное».

Александр Дейч в своих воспоминаниях выделил крепкую фигуру, руки, взгляд[11]:

«Представьте себе коренастую, крепко сложенную фигуру с большими мускулистыми руками, короткой толстой шеей и большой головой с чуть приплюснутым носом. Узкие, немного прищуренные глаза смотрели пронизывающе и лукаво на собеседника».

Модели скульптора В. Б. Курочкина

Для скульптора внешность Куприна интересна, но сложна для воплощения. Перед ваятелями стояла задача сделать привлекательным памятник «низенькому, квадратному, с толстой шеей».

Творческий конкурс «Гранатовый браслет»[12] выявил талантливого молодого скульптора Владимира Курочкина[13], давно работавшего над купринской темой. Владимир Борисович в 1990 году окончил Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого, с 1993 года — член Союза художников России. Выбрав скульптуру как главное направление творческой жизни, Курочкин окончил МГАХИ имени В. И. Сурикова (мастерская профессора А. И. Рукавишникова). Сегодня он известен как автор многочисленных работ, среди которых памятник Чехову в Звенигороде. Работая в жанре реалистического портрета, художник в 1999—2001 годах обратился к личности Куприна, выполнив в мягком материале три модели:

  • Куприн за рабочим столом. Куприн средних лет (1999, 75х78х96)
  • Куприн, сидящий на стуле со шляпой в руке (2001, 80х60х70)
  • Бюст Куприна. Молодой поручик (2001)
Модель памятника Куприну. Скульптор В. Б. Курочкин

Первая модель «Куприн за рабочим столом» вызывает интерес попыткой воссоздать облик Куприна петербургско-гатчинского периода 1910-х годов, с одной точной деталью, понятной верным читателям: халат поверх костюма. Стол оживлён стаканом в подстаканнике, бубликами. Оторвавшись от рукописи, что лежит перед ним, приподняв голову, Куприн уже нацелен на собеседника. Сюжет отсылает зрителей к широко известной фотографии писателя. Памятник предназначался для Петербурга, где Куприн жил с перерывами более десяти лет с 1901 по 1911 годы, и где росла его литературная слава; где из скромного провинциала он превратился в скандально известного короля литературного Петербурга, завзятого посетителя ресторана «Вена» и цирка Чинизелли; где на Разъезжей сочинял «Поединок», а в 1911 году проживал на Фонтанке в доме № 133 в пору завершения работы над «Гранатовым браслетом». Петербургский архитектор Ф. К. Романовский сделал привязку к месту, создав оригинальный проект: памятник представляет собой крупную рельефную мемориальную доску, нависающую в виде небольшого выступающего углового балкона на фасаде дома № 133 Набережной Фонтанки. Определился масштаб и материал: бюст поясной 1,5 натуры, литье в бронзе, полированный гранит для мемориального портала и кронштейна. Проект оказался нереализованным из-за отсутствия средств[14].

Модель памятника молодому поручику импонирует располагающей простотой образа с подробным описанием внешности, заимствованным у мемуариста Николая Константиновича Вержбицкого: «Куприн приземистый, со склонностью к полноте, довольно небрежно одетый», с пристально-проверочным взглядом. В бюсте Куприна автор сконцентрировал внимание не только на лице с упрямым носом и крупными чертами, не только на глазах, которые смотрят живо и пристально, «готовые залезть к вам в душу» по выражению Николая Вержбицкого, испытавшего на себе их воздействие[15]. Писатель изображен в шинели, которая доминирует над немногочисленными деталями. Строгий бюст дает представление о широкоплечем человеке с неизгладимыми следами стройной военной выправки, который, как его герой Ромашов, «всегда подтянут, прям, ловок и точен в движениях».

Литьевая модель бюста в 2004 году, на ХХ Купринском празднике, была подарена скульптором селу Наровчат. Гипсовый бюст Куприна установлен в фойе Наровчатского районного дома культуры.

Скульптурно-архитектурный ансамбль «Памятник Куприну»

Памятник А. И. Куприну. Наровчат. 2015

В 2015 году по инициативе и на средства общественной организации «Наровчатское землячество» (председатель В. М. Журавлев) на родине писателя был открыт крупномасштабный бронзовый памятник Куприну[16]. Общий проект архитектурно-скульптурного ансамбля разработан скульптором Александром Саркисовичем Хачатуряном и архитектором Дмитрием Николаевичем Димаковым, фигура писателя выполнена скульптором Карэном Борисовичем Саркисовым.

Для установки памятника выбрана бывшая Соборная площадь, находящаяся между родительским домом Куприна и Покровским собором, где крестили маленького Сашу — и это придает особый метафоричный смысл всему образному строю ансамбля. Площадь обрамляют чугунного художественного литья фонари, выполненные под старину, они несут метафорическую нагрузку и напоминают о годах писательской славы Куприна и символизируют связь провинции и столицы.

Главной частью ансамбля является портретная фигура писателя, помпезно поднятая на высокий пьедестал. Для её создания авторами использована документальная фотография 1916 года, на которой Куприн запечатлен сидящим в вольной позе на скамье, в пальто и шляпе. В бронзе он одет в историческое пальто, сидит на садовой скамейке и опирается локтем на её спинку, в руке его трость, рядом на скамье лежит почтительно снятая с головы шляпа. Лицом фигура обращена в сторону родного дома — Куприн вернулся в родной Наровчат[17].

Памятник А. И. Куприну. Рельеф «Суламифь»

Архитектурно-скульптурный ансамбль дополняют вертикальные рельефы с изображением сцен из произведений Куприна «Храбрые беглецы», «Царев гость из Наровчата», «Поединок», «Суламифь». Рельефы выполнены в форме открытой книги, на страницах которой герои и цитаты: Миша Нельгин бежит в родной Наровчат, который для него, «вроде Москвы, но несколько красивее»; подпоручик Ромашов — «наш, пензенский, из Наровчата»; наровчатский помещик Хохряков из рассказа «Царев гость их Наровчата» кланяется императору[18].

Памятники Куприну в Гатчине

Память «всероссийского гатчинского жителя» увековечена в городе Гатчина Ленинградской области. В Гатчине Куприн жил долгое время сначала наездами в 1906—1908 годах, затем в 1911 году купил дом, в котором прожил со второй семьей до отъезда в эмиграцию в 1919 году. Писатель навестил любимую им Гатчину летом 1938 года после возвращения из эмиграции. Реалии гатчинской жизни нашли отражение в произведениях Куприна: «Купол св. Исаакия Далматского», «Гатчинский призрак», «Одиночество», «Последний из буржуев», «Потерянное сердце», «Костя Попов», «Шестое чувство» и других.

В Гатчине на месте утраченного дома Куприна (улица Елизаветинская, № 19, ныне улица Достоевского)[19] установлена мемориальная доска с профильным барельефом писателя (1970, заменена в 1983, скульптор В. В. Шевченко, архитектор В. С. Васильковский).

Бюст А. И. Куприна. Гатчина

Возле здания Гатчинской центральной городской библиотеки имени А. И. Куприна (улица Володарского, № 17)[20] в 1990 году открыт на круглом гранитном постаменте бюст «всероссийского гатчинского жителя» с четко вылитыми из латуни чертами лица. Скульптор Валерий Шевченко, точно уловив портретное сходство, наградил Куприна горьковатой усмешкой, в которой всегда было, по воспоминаниям современников, что-то «звериное и нежное», «мягкая кошачья вкрадчивость хищника».

В 2023 году в Гатчине, на улице Красной, недалеко от Покровского собора, создан сквер «Гатчинский дворик», в котором установлена городская скульптура «Куприн читает газету». Скульптор Михаил Попов для небольшого пространства создал живой и теплый образ писателя, основанный на гатчинских реалиях. После революции, в 1919 году Куприн редактировал газету «Приневский край», редакция которой находилась в старинном доме семьи Ольдерогге, где сегодня поблизости и обустроен скверик. Фигуры домашних животных писателя из его произведений «Сапсан» и «Ю-Ю» дополняют и создают общий ансамбль «Гатчинского дворика»[21].

Памятники Куприну в Балаклаве

Большое внимание к увековечиванию памяти Куприна проявила общественность Балаклавы (район города Севастополя, Крым), где неоднократно бывал писатель в 1904—1905 годах.

Куприн в бухте листригонов

Памятный знак Куприну в Балаклаве

По воспоминаниям первой жены Марии Карловны Куприной-Иорданской, Балаклава во времена Куприна — небольшой рыбацкий поселок, «крошка-город». Александр Иванович с удовольствием гулял по набережной, заходил в кофейню, оживленно и дружелюбно общался с рыбаками, выходил с ними в море. Влюбленный в Балаклаву Куприн писал жене: «Какая драгоценная находка, твой, Машенька, подарок мне — Балаклава. Здесь все новое, свое — природа, жизнь, люди»[22]. У голубого залива Куприн хотел навсегда обосноваться и приобрёл участок земли на склоне горы.

В интервью 1908 года Куприн говорил о вдохновляющей ауре этого местечка на берегу моря[23]:

«Тянет меня в Балаклаву, эту красивую игрушку нашего южного берега <…> Обстановка этого городка удивительно располагает к работе, ровной, спокойной и вдумчивой <…> Там я писал, между прочим, свой «Поединок».

В Балаклаве писатель набрал впечатлений для цикла «Листригоны», рассказов «Гусеница», «Сон». Позже воспоминания отразились в произведениях эмиграционного периода «Колесо времени», «Мыс Гурон», «Светлана».

Памятный знак певцу листригонов

В 1990 году в Балаклаве к 120-летию Куприна открыт памятный знак в честь автора «Листригонов», представляющий собой рельеф с изображением раскрытой книги и портрета писателя[24]. Памятный знак установлен на улице Куприна, на специально подготовленной стенке, выложенной камнем, на месте дома П. И. Ремизова, где жил Куприн с семьей в свои приезды 1904—1905 годов. Авторы — скульптор В. Суханов и архитектор В. Иванов.

Конкурс проектов

Памятник Куприну. Балаклава. Набережная

В 2005 году местная инициативная группа объявила конкурс проектов памятника любимому писателю. В Севастополе, в библиотеке, носящей имя А. И. Куприна, прошли общественные слушания проектов, авторы которых представили Куприна и пафосным, и помпезным, и официозным, и шутником-балагуром. Предлагали воссоздать его в окружении балаклавских рыбаков, участником бытовых сцен, в рыбацкой робе, рядом с рыбацкими сетями, лодкой или парусом. Но жюри решило, что скульптура как монументальный вид искусства призвана запечатлеть значимое и быть долговечной. Памятник не только материализует память, но украшает город, место, для которого предназначен. Скульптура не должна давить монументальностью, но давать ощущение той эпохи, в которой жил и творил «добрый рассказчик» Куприн. Памятник Куприну обязан был гармонировать с жизнью уютного городка, где жили «листригоны», где писателя привлекала поразительная тишина и где на набережной во всю ее ширь расставлялись сети[25].

Памятник на Набережной

В 2009 году памятник Куприну был открыт[26]. Авторы — народный художник Украины Станислав Чиж и заслуженный архитектор Украины Григорий Григорьянц. Бронзовый памятник представляет собой фигуру Куприна в полный рост, без постамента. Писатель изображен прямо на Набережной, в начале её — у самого моря. Авторы проекта, отказавшись от постамента и какого-либо искусственного антуража, удачно использовали установленную на Набережной металлическую ажурную решетку и стоящий рядом фонарь в стиле ретро. Фигура не привязана к стене какого-либо дома, она — в пространстве. Решение образа, созданного С. Чижом, притягивает своей естественностью. Писатель слегка облокотился на чугунную ограду. Фигура не статична, скорее готова к движению: взгляд «пленника моря» потянулся к бухте, куда когда-то заходили рыбацкие лодки с друзьями-рыбаками. Он словно видит узкое горло залива[27]:

«Там лежит длинная, пологая гора, увенчанная старыми развалинами. Если приглядишься внимательно, то ясно увидишь всю её, подобно сказочному гигантскому чудовищу, которое припав грудью к заливу и глубоко всунув в воду свою темную морду с настороженным ухом, жадно пьёт и не может напиться».

Скульптурный портрет реалистичен. По мнению его создателя, Станислава Чижа, Куприн был светским человеком, писателем, журналистом, а потому в решении художника Куприн одет в привычную «тройку» с галстуком, со шляпой в руке. Если вспомнить белые костюмы Куприна и мягкие светлые шляпы, то образ совпадает в восприятии[28].

Куприн об искусстве ваяния

Писатель умел чувствовать символическую глубину и метафоричность памятников. В статье «Нация» (1920) он изложил свои впечатления о московском и петербургском памятниках Александру Пушкину, оценив их как ничтожные, не передающие живости, пламенности и благородства поэта. В 1931 году Куприн присутствовал на открытии памятника д` Артаньяну на родине легендарного мушкетёра во французском городе Ош. Русский писатель с восторгом написал о работе скульптора Мишле в очерке «Четвёртый мушкетёр». Он увидел в статуе образ пылкого гасконца. В эмиграции Куприн не раз посещал мастерскую скульптора Наума Аронсона и создание скульптурного портрета оценивал как трудное и магическое действо[29]:

«Искусство ваяния внушало мне чувство удивления, близкое к священному ужасу... Порог мастерской ваятеля я всегда переступаю с обнаженной головой. Ваяние первобытно, просто, наивно, как и десять тысяч лет назад. Материалом осталась та же глина, орудиями — десять пальцев да какая-то жалкая щепочка. <…> Не могу без волнения созерцать процесс лепки, когда ваятель мнёт, жмёт, тискает, ковыряет огромный кусок сырой глины».

Куприн всегда с восхищением относился к работе скульпторов, о чем свидетельствует его очерк «У русских художников» (1926) с комплиментами ваятелям[30]:

«Меня поражает смелость, почти дерзость ваятеля. Случалось ли вам видеть, как энергичная молодая мать моет своего 5-летнего ребёнка? <…>Беспощадные материнские пальцы залезают разом и в глаза, и в уши, и в рот. Так и хочется крикнуть мучительнице: сударыня, нельзя же так зверски поступать с беззащитным младенцем.

Друзья ваятели! Приравнивая ваши рабочие жесты к бесстрашным, но верным движениям материнских пальцев, я делаю вам, может быть, самый изысканный комплимент изо всех, которые вы когда-либо слышали».

Литература

  • Пензенская энциклопедия: Главный редактор А. Ю. Казаков. 2-е издание, уточненное и дополненное. — Пенза: Областной издательский центр, 2019
  • Купринская энциклопедия: Главный редактор Т. А. Кайманова. — Пенза, 2016
  • Сохряков А. Г. Наровчатская энциклопедия. — Пенза: Областной издательский центр, 2010
  • Кайманова Т. А. Куприн и Мнемозина: Образ Куприна в монументальном искусстве, или поиск скульптора, «мечтающего каменными образами» // Сура. 2006. № 4
  • Димаков Д. Н. Художественная концепция архитектурно-скульптурного ансамбля: Памятник А. И. Куприну в Наровчате. // Личность и творчество А. И. Куприна в контексте русской культуры ХХ-ХХI веков: материалы Всероссийской научно-практической конференции — Пенза, 2013
  • Кайманова Т. А. Куприн на пьедестале Мнемозины // Кайманова Т. А. Куприн без шелухи. — Пенза, 2023
  • Миленко В. Д. Севастополь в судьбе и творчестве писателей Серебряного века. Аркадий Аверченко, Александр Грин, Александр Куприн: учебно-методическое пособие: кн. 1 / — Севастополь: Гит пак, 2010
  • Куприн А. И. У русских художников // Куприн А. И. Полное собрание сочинений в 10 т. Доп. 11 т. — М.: Воскресенье, 2007. Т.10. С. 184

Примечания

  1. Купринская энциклопедия / под редакцией Т. А. Каймановой. — Пенза, 2016. — С. 439 - 441. — 851 с. — ISBN ISBN 978-5-906631-19-0.
  2. Кайманова Т. А. Куприн и Мнемозина: к 25-летию первого памятника А. И. Куприну // Сура : Журнал современной литературы, культуры и общественной мысли. — 2006. — № 4. — С. 165. — ISSN 2077-7604.
  3. Сохряков А. Г. Наровчатская энциклопедия. Дата обращения: 13 декабря 2023.
  4. Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области. Дата обращения: 13 декабря 2023.
  5. Купринский творческий конкурс "Гранатовый браслет". Дата обращения: 13 декабря 2023.
  6. Врут, как зеленые лошади: Куприн в воспоминаниях, письмах, документах (2020). Дата обращения: 18 декабря 2023.
  7. Савин О. М. Слово об Александре Куприне. — Пенза, 1995. — С. 97, 130, 141,166, 176, 209, 284. — 510 с.
  8. Соколов-Микитов И. С. Давние встречи. — Л., 1976.
  9. Тыркова-Вильямс А. В. Воспоминания о Серебряном веке. — М., 1993.
  10. Тэффи Н. А. Смешное в печальном. Рассказы. Авантюрный роман. Портреты современников. — М., 1992..
  11. Дейч А. И. День нынешний и день минувший: литературные впечатления и встречи. — М., 1985.
  12. Купринский творческий конкурс "Гранатовый браслет". Дата обращения: 13 декабря 2023.
  13. Скульптор Владимир Курочкин. Дата обращения: 13 декабря 2023.
  14. Запевалов В. Н. Вернётся ли Куприн на Фонтанку? // Санкт-Петербургские ведомости : газета. — 2004. — 26 июня.
  15. Вержбицкий Н. К. Встречи с А. И. Куприным. — Пенза, 1961.
  16. Открытие мемориала-памятника А. И. Куприну (2015). Дата обращения: 13 декабря 2023.
  17. Димаков Д. Н. Художественная концепция архитектурно-скульптурного ансамбля: Памятник А. И. Куприну в Наровчате / Личность и творчество А. И. Куприна в в контексте русской культуры ХХ–ХХI веков: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией Г. Е. Горланова. — Пенза, 2013. — С. 98.
  18. Димаков Д. Н. Художественная концепция архитектурно-скульптурного ансамбля: Памятник А. И. Куприну в Наровчате. Личность и творчество А. И. Куприна в в контексте русской культуры ХХ–ХХI веков: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Горланов Г. Е.. — Пенза, 2013. — С. 98.
  19. Улица Достоевского (улица Елизаветинска). Дата обращения: 13 декабря 2023.
  20. Улица Володарского. Дата обращения: 13 декабря 2020.
  21. С Куприным по Гатчине. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  22. Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости. — М.: Художественная литература, 1966.
  23. Куприн А. И. [Куприн А. И. Полное собрание сочинений в 10 томах] / под ред. Г. В. Пряхина, Д. Г. Горбунцова. — М.: Воскресенье, 2007. — Т. 10. — С. 315. — ISBN ISBN 978-5-88528-534-6. — ISBN ISBN 5-88528-502-0..
  24. Миленко В. Д. Севастополь в судьбе и творчестве писателей Серебряного века. Аркадий Аверченко, Александр Грин, Александр Куприн : учебно-методическое пособие. — Севастополь, 2010. — 206 с. — ISBN 978-966-2038-06-4.
  25. Пелагея Поленок. Куприн и ныне не там (17 мая 2007). Дата обращения: 13 декабря 2023.
  26. Миленко В. Д. Севастополь в судьбе и творчестве писателей Серебряного века. Аркадий Аверченко, Александр Грин, Александр Куприн : учебно-методическое пособие. — Севастополь, 2010. — 206 с. — ISBN 978-966-2038-06-4.
  27. Куприн. Куприн А. И. Полное собрание сочинений в 10 томах / под ред. Г. В. Пряхина, Д. Г. Горбунцова. — М.: Воскресенье, 2007. — С. 319. — ISBN ISBN 978-5-88528-534-6. — ISBN ISBN 5-88528-502-0.
  28. Кайманова Т. А. Куприн без шелухи. — Пенза: Пензенский государственный университет, 2023. — С. 495—507. — 528 с. — ISBN 978-5-907666-58-0.
  29. Куприн А. И. Полное собрание сочинений в 10 томах. / под ред. Г. В. Пряхина, Д. Г. Горбунцова. — М.: Воскресенье, 2007. — Т. 10. — С. 184. — ISBN 978-5-88528-534-6. — ISBN 5-88528-502-0.
  30. Куприн А. И. Полное собрание сочинений в 10 томах / под ред. Г. В. Пряхина, Д. Г. Горбунцова. — М.: Воскресенье, 2007. — С. С. 184. — ISBN ISBN 978-5-88528-534-6. — ISBN ISBN 5-88528-502-0..