Народная песня

Праздник урожая в родовом экопоселении «Кореньские родники». Белгородская область

Наро́дная пе́сня — музыкально-поэтическое произведение, являющееся наиболее распространённым видом вокальной народной музыки. Она представляет собой одну из древнейших форм музыкально-словесного творчества, отражающую мировоззрение и духовный мир создавшего её народа. Как продукт коллективного устного творчества, народная песня существует в множестве вариантов[1].

Песня «Камаринской мужик»

История

Истоки народной песни уходят в глубокую древность. Её традиции отличаются исключительной устойчивостью, переживая смену общественных формаций[2].

В каждую историческую эпоху сосуществуют пласты разного времени: древнейшие, трансформированные и вновь созданные на их основе произведения. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор, основу которого составляет музыка крестьянской среды, долго сохранявшая относительную самостоятельность и отличавшаяся от профессиональной музыки[2].

Колыбельная

Описание

Для народной песни характерно преобладание строфической, или куплетной формы. Композиция песни часто членится на структурно самостоятельные разделы — запев и припев (рефрен), что особенно типично для хорового исполнения. Музыкальная основа народной песни строится по принципу варьируемого повторения: различным по содержанию поэтическим строфам (куплетам), как правило, соответствует единая мелодия, которая незначительно изменяется при каждом новом проведении на протяжении песни[1].

Важнейшей чертой традиционной крестьянской песенности, в особенности архаичных жанров, связанных с трудовой деятельностью и обрядами, является использование так называемых напевов-формул. Это краткие мелодические модели, соответствующие, как правило, одной стиховой строке или двустишию. Одна и та же мелодическая формула могла применяться для исполнения множества текстов разного содержания, но объединённых общей бытовой или ритуальной функцией. Например, многочисленные свадебные песни в рамках одной локальной традиции часто исполнялись на одну или две мелодические формулы[1][2].

Ключевой чертой народной песни является неразрывная связь слова и мелодии в едином творческом процессе. Его основой служит традиция, следующая устоявшимся в каждом песенном коллективе нормам — музыкально-поэтическим типам. Внутри жанров эти типы, ритмические и мелодические, делятся на ведущие и второстепенные, порождая многообразие вариантов[1].

Песенный репертуар обогащается через варьирование основных моделей, наложение новых слов на старую мелодию и изменение мелодии при сохранении текста. Также в народной среде бытуют песни на стихи поэтов с фольклорными напевами, упрощённые варианты авторских мелодий, воспринятые как народные, и «бродячие» мелодии, общие для разных народов. Благодаря этому в фольклоре каждого народа формируются уникальные песенные шедевры, занимающие важнейшее место в его культуре[1][2].

Жанровые особенности народной песни

Народная песня отличается исключительным богатством жанров, различных по своему генезису, художественному характеру и функциям в народной жизни. Существенной чертой большинства традиционных жанров является их непосредственная связь с бытом и трудовой деятельностью[2].

В соответствии с этим выделяются трудовые песни, сопровождавшие различные виды работ: бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие. Наиболее архаические пласты трудовых песен неразрывно связаны с сезонными циклами и являются составной частью календарного фольклора. Основой трудовых песен является чёткий музыкальный метр, который синхронизирует и оптимизирует коллективные трудовые процессы, подчиняя двигательные ритмы исполнителей единому темпу. Таким образом, ритмическая структура в данном жанре первична и имеет первостепенное значение[2][3].

Обрядовые песни, неотъемлемые от земледельческих и семейных ритуалов и празднеств. К ним относятся календарные (колядки, масленичные, веснянки, купальские) и семейно-обрядовые (свадебные, похоронные) песни, а также игровые календарные песни. Плясовые песни, органично связанные с многообразными формами народной хореографии[1][2].

Наибольшего музыкального развития в фольклоре различных народов достиг жанр лирической песни. Для него характерны сольное, ансамблевое и хоровое исполнение. Именно в рамках лирической песни кристаллизовались высшие формы народного многоголосия, а также сложные мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры[1].

Разнообразие тематики и образного строя лирической народной песни обусловлено, в первую очередь, социальной стратификацией её создателей и носителей. Каждая социальная группа (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты) обладает собственной, уникальной песенной лирикой, отражающей её мировоззрение и жизненный уклад[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Музыкальная энциклопедия / глав. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — С. [453] (стб. 905—906). — 552 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Большая советская энциклопедия, 3 издание. В 30 томах / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17. — 616 с.
  3. Фраёнова Е. М. Трудовые песни. Большая российская энциклопедия: электронная версия (20 декабря 2023). Дата обращения: 15 ноября 2025.