Музыкально-компьютерные технологии (учебно-методическая лаборатория)
Учебно-методическая лаборатория "Музыкально-компьютерные технологии" (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) | |
---|---|
Год основания | 2002 |
Руководитель | Горбунова Ирина Борисовна |
Бакалавриат | 09.03.02 «Информационные технологии в музыке и саунд-дизайне» |
Магистратура | 09.04.02 «Цифровые технологии в музыке и саунд-дизайне» |
Аспирантура |
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2). 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2). 13.00.01 — общая педагогика (5.8.1 — общая педагогика, история педагогики и образования). 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (естественные и точные науки, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2). 17.00.02 — музыкальное искусство (5.10.3 — виды искусства (с указанием конкретного искусства). 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (5.8.7 — методология и технология профессионального образования). 05.25.05 — информационные системы и процессы (2.3.8 — информатика и информационные процессы). 05.13.18 — математическое моделирование, численные методы и комплексы программ (5.12.4 — когнитивное моделирование). 24.00.01 — теория и история культуры (5.10.1 — теория и история культуры, искусства). 13.00.03 — коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (5.8.3). |
Преподаватели | Белов Г. Г., Мезенцева С. В., Камерис А. И., Панкова А. А., Гончарова М. С., Бажукова Е. Н., Ясинская О. Л., Павлова Л. Э. |
Юридический адрес | Санкт-Петербург, наб. реки Мойка, д. 48, корпус 1, ауд. 239, телефон 8 (812) 571-96-02 |
Сайт | http://muslab.spb.ru/ |
Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» (УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии») — разработчик ряда уникальных, перспективных направлений на стыке культуры, искусства, компьютерных наук и информационных технологий в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена[1][2]. Руководитель — Горбунова Ирина Борисовна[3].
История лаборатории
Лаборатория создана в 2002 году в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.
Основными задачами, поставленными перед лабораторией, стали:
- разработка нового образовательного направления — музыкально-компьютерные технологии (МКТ) как новая образовательная и творческая среда в общем, профессиональном и специальном (инклюзивном) музыкальном образовании;
- реализация методической системы музыкально-компьютерного педагогического образования на разных ступенях обучения, которые отражают содержание, формы и методы использования МКТ в профессиональном, общем и инклюзивном музыкальном образовании;
- внедрение IT-технологий в музыкально-образовательный процесс.
В 2010 году лабораторию посетил президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев во время церемонии открытия Года учителя в России рамках работы первой Педагогической ассамблеи (21 января 2010 года)[4]. В лаборатории Дмитрий Анатольевич с помощью музыкально-компьютерных технологий наиграл аккомпанемент произведения П. И. Чайковского «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»[5][6].
Я помню уроки музыки, было одно пианино, на котором играл преподаватель. Играл он хорошо, а мы на это просто смотрели и слушали. Если бы у каждого был такой инструмент, может быть я научился играть на каком-нибудь из них.Медведев Д. А.
Направления деятельности УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии»
- МКТ в профессиональном музыкальном образовании (как средство для расширения творческих возможностей)[7].
- МКТ в системе общего и дополнительного образовании (как одно из средств обучения)[8].
- МКТ как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями[9].
- МКТ как новое направление в подготовке специалистов гуманитарно-технологического профиля.
- МКТ в сфере цифровых искусств[10].
- МКТ как инструмент исследования семантического пространства музыки[11].
- Разработка концепции «Музыкально-компьютерный постфольклоризм»[12].
- Моделирование процесса музыкального творчества с использованием МКТ[13].
- Формирование интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки, создание интонационного каталога музыки народов мира[14].
Образовательные программы, реализуемые в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии»
2002 — программа профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях» (526 часов).
2004 — профиль подготовки бакалавров образования 050610 «Музыкально-компьютерные технологии».
2006 — программа магистерской подготовки 050610М «Музыкально-компьютерные технологии в образовании».
2008 — для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики и тифлопедагогики) разработаны и введены в образовательный процесс ряд учебных программ, среди которых программа «Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями зрения и слуха» и другие.
2010 — программа профессиональной переподготовки «Преподавание электронных музыкальных инструментов в средних профессиональных образовательных учреждениях» (502 часа).
2013 — программа профессиональной переподготовки «Преподавание электронных клавишных синтезаторов» (модульная); программа профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» (модульная).
2014 — модуль программы бакалавриата «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей», дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» и «Основы художественной информатики» (Институт детства РГПУ им. А. И. Герцена).
2017 — программа профессиональной переподготовки «Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании» (252 часа).
2019 — модуль магистерской программы «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи».
2019 — программа профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» (с выдачей диплома на право ведения профессиональной деятельности в сфере технологий создания и художественной обработки звуковой информации).
2020 — программа профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании» (252 часа).
2021 — программа профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» — с присвоением квалификации «Звукорежиссёр» (252 часа)[15].
2022 — разработана программа магистерской подготовки 09.04.02 «Цифровые технологии в музыке и саунд-дизайне» для внедрения в образовательный процесс в 2022 ученом году[16].
2022 — разработана дополнительная общеразвивающая программа «Информационные технологии в музыке» (1080 часов).
2022 — разработана программа бакалаврской подготовки 09.03.02 «Информационные технологии в музыке и саунд-дизайне» для внедрения в образовательный процесс в 2023 учебном году[17].
Профессиональная переподготовка
В настоящий момент на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» разработаны и реализуются следующие программы профессиональной переподготовки, имеющие дистанционную поддержку в системе Moodle[18]:
- Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий (256 часов)[19].
- Преподавание электронного клавишного синтезатора (252 часа)[20].
- Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании (252 часа).
- Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании (252 часа).
- Технологии создания и художественной обработки звуковой информации — с присвоением квалификации «Звукорежиссёр» (252 часа).
Повышение квалификации
В настоящий момент на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» разработаны и реализуются следующие программы повышения квалификации, имеющие дистанционную поддержку в системе Moodle:
- «Музыкально-компьютерные технологии» (72 часа)[21].
- «Компьютерное музыкальное творчество» (72 часа)[22].
- «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» (72 часа)[23].
- «Электронный музыкальный синтезатор» (72 часа)[24].
- «Искусство исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе» (72 часа)[25].
- «Информационные технологии в музыкальном образовании» (72 часа).
- «Планшетные и облачно-ориентированные технологии в музыкальном образовании» (36 часов)[26].[27]
- «Интерактивные сетевые технологии обучения музыки (программа Soft Way to Mozart)» (24 часа)[28].
- «Музыкальная звукорежиссура» (72 часа).
- «Технологии создания аудиовизуальных проектов» (72 ч.).
- «Цифровые технологии в современной концертной практике» (72 часа).
- «Музыкальная информатика» (36 часов)[29].
- «Дистанционные технологии в музыкальном образовании» (16 часов)[27].
- «Дистанционные технологии и электронное обучение в музыкальном образовании» (72 часа)[27].
- «Создание аудиовизуального контента в системе дистанционного музыкального образования» (24 часа)[27].
- «Создание электронной образовательной среды для дистанционного музыкального обучения» (32 часа)[27].
- «Создание цифрового образовательного контента в условиях реализации дистанционного обучения» (72 часа).
- «Методика преподавания музыкальных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения» (72 часа).
- «Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» (72 часа)[30].
- «Создание цифрового образовательного контента в условиях реализации дистанционного обучения» (72 часа).
- «Методика преподавания музыкальных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения» (72 часа).
Подготовка кадров высшей квалификации
Подготовка кадров высшей квалификации в области функционирования МКТ в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, информационных технологий в музыке и компьютерного моделирования элементов музыкального творчества осуществляется в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» по следующим научным направлениям, посвящённым функционированию МКТ и созданию новых форм этих технологий:
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2).
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2).
13.00.01 — общая педагогика (5.8.1 — общая педагогика, история педагогики и образования).
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (естественные и точные науки, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2).
17.00.02 — музыкальное искусство (5.10.3 — виды искусства (с указанием конкретного искусства).
13.00.08 — теория и методика профессионального образования (5.8.7 — методология и технология профессионального образования).
05.25.05 — информационные системы и процессы (2.3.8 — информатика и информационные процессы).
05.13.18 — математическое моделирование, численные методы и комплексы программ (5.12.4 — когнитивное моделирование).
24.00.01 — теория и история культуры (5.10.1 — теория и история культуры, искусства).
13.00.03 — коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (5.8.3).
Развитие системы инклюзивного музыкального образования на основе использования МКТ
На базе лаборатории разработана методическая система, определяющая равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Она опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трёх дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мышечно-двигательной), и на возможности МКТ, не имеющие аналога в прошлом.
Отсутствие одного из них, хотя и затрудняет «путь к музицированию» (Бергер Н. А.), но позволяет компенсировать недостающее слагаемое (в частности, использование данного способа привлекло к практическому музицированию детей даже с 4-й и 5-й степенями тугоухости), что делает возможным применять данную методическую систему в инклюзивном образовании[31].
Данные положения подтверждает многолетний опыт преподавания по разработанной методике в школе № 33 г. Санкт-Петербурга для слабослышащих детей, в школе для слабослышащих детей «СПб Ардис» (Яцентковская Н. А.)[32], в Интернате № 1 г. Санкт-Петербурга для слабовидящих детей, в ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» г. Санкт-Петербурга (Воронов А. М.)[33], в Музыкальных классах Охтинского лицея г. Санкт-Петербурга (Говорова А. А.)[9], в Курском музыкальном колледже-интернате слепых (Морозов С. А., Договор о сотрудничестве между РГПУ им. А. И. Герцена и федеральным казенным профессиональным образовательным учреждением «Курский музыкальный колледж-интернат слепых» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации)[34] и другие.
Мероприятия УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии»
- Ежегодная Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование: творчество, наука, технологии», проводимая совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова — с 2002 года[35]
- Ежегодная Международная научно-практическая конференция «Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования», которая проводится сотрудниками лаборатории совместно с различными учреждениями Санкт-Петербурга — с 2008 года.
- Ежегодная Международная конференция «Междисциплинарный дискурс Восток-Запад: XXI век. Инновации, наука, технологии, образование», проводимая совместно с Бакинской музыкальной академией им. У. Гаджибейли — с 2019 года[36].
- Постоянно действующий городской семинар «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве», в рамках которого с докладами выступили композиторы, а также учёные из ряда университетов России и мира).
- Аспирантские семинары.
Примечания
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |
- ↑ Официальный сайт УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии . Дата обращения: 2023.05.23.
- ↑ Официальный сайт РГПУ им. А. И. Герцена .
- ↑ Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория // Электронный научный журнал "Медиамузыка". — 2012. — № 1.
- ↑ Дмитрий Медведев открыл Год учителя в России . Президент России.
- ↑ Открытие Года учителя: Дмитрий Медведев за трибуной и клавиатурой . РИА Новости.
- ↑ elmus.spb.ru - открытие года Учителя в РГПУ им. А.И. Герцена .
- ↑ Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2007. — № 1. — С. 47—51.
- ↑ Гончарова М. С., Горбунова И. Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании // ЭНЖ "Медиамузыка". — 2016. — № 6.
- ↑ 9,0 9,1 Говорова А.А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении музыке учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: некоторые проблемы и перспективы применения // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — Т. 60, № 5. — С. 109—111.
- ↑ Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе digital Humanities // Общество: философия, история, культура. — 2015. — № 3. — С. 44—47.
- ↑ Горбунова И. Б. Формирование комплексной модели семантического пространства музыки и музыкально-компьютерные технологии: актуальное значение и перспективы развития // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2014. — № 4 (33). — С. 96—100.
- ↑ Горбунова И. Б., Мезенцева С. В. Разработка концепции «Музыкально-компьютерный постфольклоризм // ЭНЖ "Медиамузыка". — 2021. — № 12.
- ↑ Горбунова И. Б., Романенко Л. Ю., Чибирев С. В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий // Вестник ИрГТУ. — 2013. — № 4 (75).
- ↑ Горбунова И. Б. , Алиева И. Г. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира // Общество: философия, история, культура.. — 2016. — № 9.
- ↑ Технологии создания и художественной обработки звуковой информации . Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
- ↑ Магистратура: 09.04.02 Цифровые технологии в музыке и саунд-дизайне . Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
- ↑ Программы бакалавриата: 09.03.02 Информационные технологии в музыке и саунд-дизайне . Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
- ↑ Профессиональная переподготовка . Официальный сайт РГПУ им. А. И. Герцена.
- ↑ Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий . Дата обращения: 13 июня 2023.
- ↑ Преподавание электронного музыкального инструмента в средних профессиональных образовательных учреждениях .
- ↑ Музыкально-компьютерные технологии .
- ↑ Компьютерное музыкальное творчество .
- ↑ Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий .
- ↑ Электронный музыкальный синтезатор .
- ↑ Искусство исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе .
- ↑ Планшетные и облачно-ориентированные технологии в музыкальном образовании .
- ↑ 27,0 27,1 27,2 27,3 27,4 Дистанционные технологии и электронное обучение в музыкальном образовании .
- ↑ Интерактивные сетевые технологии обучения музыке (Программа «Soft way to Mozart») .
- ↑ Музыкальная информатика .
- ↑ Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием компьютерных технологий .
- ↑ Бергер Н. А. Музыкально-компьютерные технологии в инклюзивном образовании : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "050700 - Педагогика". — Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 79 с.
- ↑ Яцентковская Н. А. Интеграция образовательной области «технология» и дисциплин художественно-эстетического цикла для развития деятельностных и коммуникативных умений у детей с нарушением слуха (на базе музыкально-компьютерных технологий) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 61. — С. 495—498.
- ↑ Воронов А.М., Криводонова Ю.Е. Обучение музыкально-компьютерным технологиям людей с нарушением зрения // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 5 (60). — С. 106—109.
- ↑ Морозов С.А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов-инвалидов по зрению в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 3 (64). — С. 178—180.
- ↑ Официальный сайт Международной научно-практической конференции "Современное музыкальное образование - 2022: творчество, наука, технологии" . Дата обращения: 2023.05.23.
- ↑ Международная конференция МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДИСКУРС ВОСТОК-ЗАПАД: XXI ВЕК. ИННОВАЦИИ, НАУКА, ТЕХНОЛОГИИ, ОБРАЗОВАНИЕ .