Музей Ижевского автомобильного завода
| Музей Ижевского автомобильного завода | |
|---|---|
| | |
| Дата основания | февраль, 1983 год |
| Основатели | Николай Иванович Слесаренко |
| Адрес | Россия, Ижевск |
| Директор | Нина Алексеевна Сулыга |
| Сайт | ladaizhevsk.ru/?r=staticContent&uri=museum |
Музе́й Иже́вского автомоби́льного заво́да — выставочный центр, в котором находится более 500 экспонатов автомобилей. Образован в феврале 1983 года в городе Ижевск, Удмуртская Республика. Главной частью экспозиции является выставка автомобилей, а также целый ряд уникальных опытных образцов машин. Особое место в экспозиции занимают современные автомобили, сходившие с конвейера автозавода: лифтбек LADA Granta, первые серийные LADA Vesta и LADA Vesta SW Cross, а также спортивные версии автомобилей[1].
История
История Музея Ижевского автомобильного завода берёт своё начало в 1983 году. Изначально, это была лишь небольшая выставка в одном из коридоров инженерного корпуса. Идея создания музея принадлежит главному конструктору завода, Николаю Ивановичу Слесаренко, человеку, чьё имя неразрывно связано с разработкой множества знаменитых образцов продукции завода. Его инициатива, поддержанная руководством, стала первым шагом к созданию полноценного музея, призванного увековечить богатую историю и достижения коллектива[2].
В последующие годы музей постоянно расширялся. К первоначальным экспонатам добавились новые, отражающие новые достижения предприятия. Были созданы тематические разделы, посвящённые различным периодам в истории завода, конкретным моделям оружия и техники, трудовым династиям. Были проведены масштабные работы по реконструкции и переоборудованию музейных помещений. Сейчас это уже не просто коридор, а просторное и современное здание, оснащённое интерактивными экспонатами, мультимедийными презентациями и виртуальными турами[2].
Площадь первого выставочного зала оказалась очень ограниченной. В это пространство вмещалось лишь три автомобиля: «Москвич-412», «Иж-Комби» и фургон Иж-2715. В начале 2008 года сбылись мечты многих автолюбителей, когда на первом этаже инженерного корпуса было выделено под экспонаты и отремонтировано большое помещение для организации полноценного заводского музея. Здесь можно было увидеть на фоне стен самые яркие и знаковые автомобили: Москвич-408; Москвич-412 (тюнингованная модель, участвовавшая в ралли); Иж-2715; Иж-27156 «каблучок»; Иж-21251 «комби»; Иж-13, 14, 19[2].
Просторный выставочный зал с аккуратно расположенными автомобилями до сих пор вызывает восхищение у всех настоящих почитателей Ижевского автомобильного завода. Музей также хранит опытные образцы, которые по-прежнему пробуждают большой интерес у посетителей. Прототипы представляют собой настоящую редкость, доступную исключительно в заводском музее. Когда-то на ижевских малолитражках уверенно выступали на международных ралли участники состязаний, завоевывая призовые места. За команду завода соревновались такие знаменитости, как Стасис Казимирович Брундза и Анатолий Георгиевич Брум. В музее выставлен «Иж-ралли» 1972 года[2].
У музея существует ряд проблем. Неверно хранятся многие автомобили, обладающие исторической ценностью, а множество оригинальных моделей остаются на территории завода[3].
Экспонаты музея
На территории музея можно увидеть различные образцы автомобильной техники, проследить историю развития завода, модельный ряд выпускаемой продукции. Ижевский автомобильный завод (ИжАвто), расцвет которого пришёлся на 1970-е годы годы, представлял собой уникальное сочетание советской инженерной мысли и передовых зарубежных технологий. В отличие от многих других советских автозаводов, ИжАвто активно использовал импортное оборудование. Сборочные линии были поставлены ведущими европейскими компаниями: французским «Renault» и немецким «Erfurt». Это позволило ИжАвто достичь относительно высоких, по меркам того времени, темпов производства и качества сборки, хотя и с учётом специфики советской экономики и наличия ограничений в доступе к комплектующим[4].
С 1965 года по 2009 год с конвейеров ИжАвто сошло 11 серийных моделей автомобилей, начиная от малолитражек и заканчивая более крупными транспортными средствами. Среди наиболее известных моделей можно выделить «Москвич-412», производство которого было освоено на ИжАвто, а также собственные разработки завода, такие как семейство «Иж-2125» («Комби»), «Иж-2126», «Ода», и другие. Эти автомобили, не всегда отличались передовыми технологиями, но занимали свою нишу на советском рынке, предлагая доступный и относительно надёжный транспорт. Однако помимо серийных моделей, ИжАвто активно занимался разработкой и созданием прототипом с различными техническими особенностями, многие из которых так и не были запущены в массовое производство. Это обуславливалось рядом факторов: недостатком финансирования, сложностями с обеспечением необходимыми комплектующими, а также консерватизмом плановой экономики, которая часто отдавала приоритет проверенным решениям, нежели инновациям[4].
Примечания
- ↑ Ижевский автомобильный завод. Лада. Ижевский Автомобильный Завод (сайт). Дата обращения: 20 декабря 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Елена Кардопольцева. 46 лет назад в Ижевске выпустили первый автомобиль. IZHLiFE (сайт) (6 декабря 2012). Дата обращения: 10 декабря 2024.
- ↑ Алексей Шадрин. Музей Ижевского автомобильного завода. Стриж. Интернет газета (сайт) (21 марта 2015). Дата обращения: 12 декабря 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Дмитрий Стрелков. Мы спросили за вас: какие машины выпускал Ижевский автозавод в прошлом?. Susanin (сайт) (9 августа 2023). Дата обращения: 27 декабря 2024.
Литература
Иванова Е. А. LadaИжевск: история Ижевского автозавода / ред. М. С. Рябов. — Ижевск: Парацельс Принт, 2015. — 223 с. — ISBN 978-5-905460-11-1.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |