Мальсагов, Дзияудин Габисович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Дзияудин Габисович Мальсагов
Мальсагов, Дзияудин Габисович.jpg
Дата рождения 1913 год(1913)
Место рождения Старый Ачхой, Ачхой-Мартановский район, Терская область, Российская империя
Дата смерти 5 апреля 1994(1994-04-05)
Место смерти Грозный, Ичкерия
Гражданство  Российская империя СССРФлаг России Россия
Род деятельности юрист, историк, общественный деятель, правозащитник
Отец Габис
Супруг(а) Валентина Петровна
Дети
  • Зоя;
  • Любовь;
  • Замбек;
  • Алик.
Внешние изображения
Вдова Мальсагова Валентина Петровна на церемонии открытия мемориальной доски в память о своём муже

Дзияуди́н Га́бисович (Габишевич) Мальса́гов (1913 год, Старый Ачхой, Ачхой-Мартановский район, Терская область, Российская империя5 апреля 1994 года, Грозный) — чеченский юрист, историк, правозащитник, общественный деятель.

Биография

Ранние годы

Чеченец. Родился в 1913 году в селе Старый Ачхой. В 1915 году его отец был арестован за революционную деятельность. После окончания школы Дзияудин стал учителем начальных классов. Впоследствии был назначен директором неполной средней школы Сунженского, а затем — Старопромысловского района[1].

Получил юридическое образование. С 1931 по 1937 годы работал прокурором, следователем, народным судьёй Курчалоевского и Шалинского районов. В 1937 году стал первым заместителем наркома юстиции Чечено-Ингушской АССР[1][2].

Депортация

27 февраля 1944 года, по собственным словам, стал свидетелем трагедии в Хайбахе. В депортации получил должность первого заместителя председателя Талды-Курганского областного суда. В январе 1945 года он написал письмо о Хайбахской трагедии Сталину. В конце февраля того же года его за это письмо уволили с работы и предупредили, что после повторного письма его убьют[1].

Восстановление республики

В 1956 году, после разоблачения культа личности Сталина, Мальсагов получил разрешение заняться адвокатской деятельностью. Менее чем через год он стал заместителем председателя Алма-Атинского суда[1].

В июле 1956 года в Алма-Ату приехал Н. С. Хрущёв. Мальсагов добился встречи с Хрущёвым и передал ему письмо, в котором была описана трагедия в Хайбахе. (До этого в 1953 году он писал письмо аналогичного содержания Маленкову[3].) Началось негласное расследование. Была создана комиссия, в которую вошли работники ЦК КПСС, прокуратуры и Совета Министров СССР[4]. Было найдено большое число документов, найдены свидетели событий. Комиссия выехала в Хайбах и нашла документальные подтверждения произошедшего. Однако результаты расследования были засекречены и никогда не публиковались[1].

Из протокола допроса Д. Г. Мальсагова[5]:

С Н. С. Хрущёвым я встретился в июле 1956 года, когда он приезжал в Алма-Ату. Хрущёв проводил совещание партактива в оперном театре. Я участвовал в работе этого совещания. Мне представилась возможность лично вручить ему заявление о геноциде чеченского народа в Хайбахе, Малхесты и других селах… Хрущёв пригласил в свою комнату, внимательно прочитал заявление и спросил у меня, знаю ли я, какая ответственность ложится на меня, если не подтвердятся изложенные в заявлении факты… Я сказал: “Нужно спросить Председателя КГБ СССР Серова и министра МВД СССР Круглова…”… После этой встречи с Н. С. Хрущёвым была создана комиссия по расследованию Хайбахского преступления во главе с ответственным работником ЦК КПСС Тикуновым… Тикунов приезжал в Казахстан, где я жил. Это было после моей встречи с Н. С. Хрущёвым… В 1956 году эта комиссия выехала в с. Хайбах, в бывшую Чечено-Ингушетию. При осмотре этого места участие принимал и я. При раскопках на месте бывшей конюшни сразу же обнаружили останки людей. Нашли много пуль и гильз от оружия, которым расстреливали чеченцев. Это расследование длилось свыше 6 месяцев. После была составлена справка по результатам расследования… Была проведена огромная работа, допрошены более ста человек.

В это время как раз обсуждался вопрос о возвращении чеченцев и ингушей на родину. У возвращения вайнахов было немало противников, в том числе в высших эшелонах власти, которые в своё время участвовали в проведении депортации. Вскрывшиеся факты поколебали их позиции[1].

Во время своей поездки по делу Хайбаха Мальсагов посетил своё село. Свой дом он нашёл разрушенным[1].

В декабре 1956 года был создан оргкомитет по восстановлению Чечено-Ингушетии. В его состав были включены, кроме Мальсагова, Муслим Гайрбеков, Тангиев, Яндиев, Тепсаев и другие видные представители чеченского и ингушского народов. Гайрабеков был руководителем организационного комитета, а Мальсагов его заместителем[6]. 16 января 1957 года на его имя пришла правительственная телеграмма, в которой ему предлагалось вернуться в Грозный и начать работу по восстановлению Чечено-Ингушетии[1].

Чеченцы и ингуши за бесценок продавали свои дома и имущество, чтобы получить у чиновников разрешение выехать на родину, толпились на вокзалах, предлагая проводникам пачки денег, чтобы их посадили на поезд[1][6].

Однако в Грозненской области, как называлась Чечено-Ингушетия после депортации вайнахов, многих не радовало их возвращение. Местное руководство во главе с первым секретарём обкома КПСС Александром Ивановичем Яковлевым всячески препятствовало этому[1][7].

Также сложным оказался вопрос восстановления территориальной целостности республики. Усилиями членов оргкомитета удалось добиться возвращения в её состав значительной части отторгнутых земель[1][8].

Его жена вспоминала:

Он ездил по районам, помогал возвращенцам с жильём, заботился об их трудоустройстве. Его редко можно было увидеть дома[1].

Чтобы нейтрализовать его бурную деятельность, его направили на учёбу в Москву слушателем в Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Там он познакомился с диссидентами Алексеем Костериным и Сергеем Писаревым, сестрой и братьями известного революционера Николая Фёдоровича Гикало[1].

Во время пребывания в Москве занимался наукой — изучал в архивах и библиотеках документы по истории Гражданской войны на Тереке[1].

В то же время он внимательно следил за происходящим у себя на родине. Грозненские власти продолжали свою линию по саботажу восстановления республики. Тогда Мальсагов написал письмо в ЦК КПСС, где изложил факты, свидетельствующие о действиях местных органов власти. Из ЦК приехала комиссия. В кабинете Яковлева состоялось заседание, на котором присутствовал и Мальсагов. В результате бурного обсуждения была признана справедливость его критики местных властей[1].

После беспорядков в Грозном Яковлев был снят с должности. Мальсагов готовился к защите кандидатской диссертации, которая должна была состояться в мае 1959 года[1].

Годы заключения

25 марта 1959 года Мальсагов был арестован по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде. Он был объявлен организатором беспорядков, и Верховный суд Чечено-ингушской АССР 30 сентября 1959 года приговорил его к 5 годам исправительно-трудовых лагерей[1][9].

После суда был отправлен в Тайшет, а оттуда в Мордовию. К нему, как к опытному юристу, за помощью обращались другие заключённые. Он написал за время пребывания в Мордовии более 300 заявлений от имени других заключённых. Он был очень уважаемым человеком в колонии. Его единогласно избрали председателем Совета коллектива колонии[1].

В тюрьме с ним случился сердечный приступ и он три месяца после него пролежал в больнице. Жена хотела добиться помилования для него, но он отказался:

Помилование — это признание моей вины. Я никакого преступления против партии и государства не совершал, мне нечего подавать ходатайство о помиловании. Я добиваюсь своей законной реабилитации[1].

Его семья осталась без средств к существованию. Его жена купила в комиссионном магазине печатную машинку и подрабатывала, набирая тексты. Но это был очень нестабильный доход. Семье Мальсаговых помогали Алексей Костерин, писатель Саидбей Арсанов и другие. После письма Костерина в ЦК КПСС Валентину Петровну взяли на завод лаборанткой[1].

Супруга Мальсагова окончила вечернее отделение историко-филологического факультета Чечено-Ингушского педагогического института и стала работать учительницей истории[1].

После освобождения

Мальсагов был освобождён и реабилитирован в декабре 1963-го года[5]. После освобождения у него были проблемы с устройством на работу. Наконец нашёлся человек, который не побоялся взять его на работу — директор «Культторга» Мунаев[1].

В 1970—1980-х годах Мальсагов работал юрисконсультом, а затем — начальником управления мелиорации сельского хозяйства Чечено-Ингушетии. Заочно окончил сельскохозяйственный институт в Орджоникидзе[1].

В годы перестройки

«Барский дом», в котором жила семья Мальсаговых

В феврале 1990 года он написал о событиях в Хайбахе. Эту статью на свой страх и риск опубликовал редактор газеты «Комсомольское племя» Руслан Сагаев. Но после того, как о статье узнали в обкоме партии, тираж был изъят из киосков. Те номера, что люди успели купить, они передавали из рук в руки, снимали копии и переписывали[1].

Последние годы Мальсагов долго и тяжело болел. Несколько раз имел беседы с Джохаром Дудаевым, пытаясь убедить его в порочности избранного им пути. Скончался 5 апреля 1994 года[1].

Память

Память о Д. Г. Мальгасове связана с его деятельностью по восстановлению ЧИАССР[10][11][12][13][14][15]. В 2010 году в Грозном на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, был сделан доклад, посвящённый роли Д. Г. Мальсагова в восстановлении ЧИАССР[16].

Мемориальная доска на доме, в котором проживал Дзияудин Мальсагов

В 1998 году на фасаде так называемого «Барского дома», в котором жил Дзияудин Мальсагов, была установлена мемориальная доска в его честь. В годы второй чеченской войны она была уничтожена. Усилиями его вдовы 7 августа 2012 года мемориальная доска была установлена вновь. Новую доску сделал сын мастера, сделавшего первую мемориальную доску[17].

До начала боевых действий в Грозном была улица имени Мальсагова (ныне Дагестанская)[18].

Дзияудин Мальсагов является одним из действующих лиц фильма «Приказано забыть», посвящённого событиям в Хайбахе.

Семья

От первого брака у Мальсагова была дочь Зоя, которая стала впоследствии известным в республике врачом. Второй женой была Мальсагова Нура, в браке с которой родилась дочь Любовь. Третья жена Валентина Петровна. В этом браке у них родились два сына — Замбек и Алик. В августе 1996 года младший сын стал жертвой боевых действий в Грозном. Валентина Петровна проживает в Грозном, в «Барском доме», в котором жила с мужем с 1957 года. Дети Зоя и Замбек живут за рубежом[1]. Дочь Люба проживает в городе Грозном.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 Берсанова, 2014.
  2. Ибрагимов М. М. Природа межнациональных конфликтов в Чечено-Ингушетии в период восстановления её автономии Архивная копия от 18 октября 2021 на Wayback Machine// Актуальные проблемы истории народов Северного Кавказа. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием г. Грозный, 19 октября 2019 г. — Махачкала: АЛЕФ, 2019. — ISBN 978-5-00-128291-4
  3. Бурзаканов Я. У., Бегуев С. А. Влияние внутриполитической борьбы на реабилитационные процессы в СССР (1953—1956 ГГ.)// Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». Кавказский мир: проблемы образования, языка, литературы, истории и религии. Грозный, 25-26 сентября 2018 года. / Ответственный редактор М. Р. Нахаев. — Махачкала. 2018
  4. Гардалоева С. Е. Роль представителей чеченской интеллигенции в восстановлении Чечено-Ингушской АССР и реабилитации репрессированных народов Архивная копия от 28 октября 2021 на Wayback Machine // Восстановление автономии Чечено-Ингушетии — торжество исторической справедливости. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию восстановления Чечено-Ингушской АССР г. Грозный, 24-25 марта 2017 г. Сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию восстановления Чечено-Ингушской АССР, (г. Грозный, 24-25 марта 2017 г.).] /Сост. Бугаев А. С..- Грозный: Изд-во АН ЧР. 2017.
  5. 5,0 5,1 Александр Черкасов. Крот истории (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 января 2015. Архивировано 3 марта 2016 года.
  6. 6,0 6,1 Исакиева З. С. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЧЕНО ИНГУШСКОЙ АССР И РЕАБИЛИТАЦИИ ЧЕЧЕНСКОГО И ИНГУШСКОГО НАРОДОВ// Успехи современной науки и образования 2016, № 12, Том 8
  7. Ибрагимов М. М. Восстановление автономии чеченского народа и его возвращение на историческую родину // Единство. Гражданственность. Патриотизм. Сборник научных трудов к 100-летию Республики Башкортостан. — Уфа: Мир печати, 2019. — ISBN 978-5-9613-0609-5.
  8. Архипова Е. В. Изменения российско-грузинской границы в 1944—1957 годах: объективные и субъективные факторы в процессе принятие решений Архивная копия от 18 октября 2021 на Wayback Machine // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2006, № 11.
  9. Жертвы политического террора в СССР. Дата обращения: 3 марта 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  10. Исакиева З. С. К 60-летию восстановления чечено-ингушской автономии Архивная копия от 17 октября 2021 на Wayback Machine// The Tenth International Congress on Social Sciences and Humanities 2nd April, 2017. — Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. -ISBN-13 978-3-903115-90-3
  11. Мамсурова М. Ш. Деятельность представителей чеченской интеллигенции в процессе реабилитации депортированных народов и восстановлении ЧИАССР Архивная копия от 18 октября 2021 на Wayback Machine// Актуальные проблемы истории народов Северного Кавказа. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием г. Грозный, 19 октября 2019 г. — Махачкала: АЛЕФ, 2019. — ISBN 978-5-00-128291-4.
  12. Мамсурова М. Ш. Вклад представителей чеченской интеллигенции в восстановление Чечено-Ингушкской АССР и реабилитации депортированных народов Архивная копия от 28 октября 2021 на Wayback Machine//Наука и молодежь. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов. Грозный, 27-28 октября 2016 года. — Грозный: Чеченский государственный университет , 2016
  13. Эльбуздукаева Т. У., Яндарова С. Х. Политический аспект социализации чеченцев и ингушей в области образования и культуры в местах спецпоселения в 40-50-е гг. ХХ в Архивная копия от 17 октября 2021 на Wayback Machine // Вестник Владикавказского научного центра. 2016. Том 16 № 4.
  14. Цуцулаева С.С Восстановление автономии и проблемы реабилитации чеченского народа Архивная копия от 28 октября 2021 на Wayback Machine// 6 ЕЖЕГОДНАЯ ИТОГОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ЧЕЧЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Грозный, 02 марта 2017 года. — Грозный. 2017
  15. Восстановление автономии Чечено-Ингушетии — торжество исторической справедливости. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию восстановления Чечено-Ингушской АССР г. Грозный, 24-25 марта 2017 г. Сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию восстановления Чечено-Ингушской АССР, (г. Грозный, 24-25 марта 2017 г.). Архивная копия от 28 октября 2021 на Wayback Machine /Сост. Бугаев А. С..- Грозный: Изд-во АН ЧР. 2017.
  16. Ахмадова И. Х. Роль Мальсагова Д. Г. в восстановлении ЧИАССР // Народы Чеченской Республики в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., г. Грозный, 18-19 мая 2010 г. / Гл. ред. Гапуров Ш. А.; отв. ред. Магамадов С. С. — Грозный: Изд-во АН ЧР, 2010. С. 89. — ISBN 978-5-91857-006-7
  17. Вазаев, 2012.
  18. Адуев, 2010.

Литература

  • Берсанова Залпа. Судьбы учёных: сборник документальных очерков. — Элиста: ЗАОр «НПП Джангар», 2014. — Т. 1. — С. 201—238. — 464 с. — ISBN 9785945875692.
  • Инуркаева Л. Д., Гадаев У. Ш., Орсаханов А. Р., Ченчиева М. Х. Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1953-1962): сборник документов и материалов / Музаев М. Н.. — Нальчик: Эль-Фа, 2013. — Т. 1. — 491 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-905770-32-6.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!