Легитимизм
Легити́мизм — политический принцип, вынесенный французским дипломатом Ш. М. Талейраном на Венском конгрессе 1814—1815 годов с целью обоснования и защиты территориальных интересов Франции, включая сохранение границ, установленных на 1 января 1792 года, и предотвращение территориального расширения Пруссии. Этот принцип предполагал, что никакая корона или территория не могут быть переданы другим лицам, пока их законный владелец формально от них не отказался, и что территории, отобранные у законного правителя, должны быть возвращены. Талейран утверждал, что основными интересами Европы является окончательное прекращение мысли о возможности приобретения прав путём завоеваний и восстановление основы Легитимизма, из которого вытекают порядок и устойчивость. Принцип Легитимизма не был принят на Венском конгрессе из-за противоречия с планами аннексии со стороны Пруссии и других государств, участвовавших в конгрессе[1].
Также термин «Легитимизм» можно относить к приверженности «законной» династии Бурбонов во Франции, особенно после вступления на престол в результате Июльской революции 1830 года представителя младшей ветви династии Бурбонов — Луи Филиппа. В более общем смысле термин «Легитимизм» нередко используется для обозначения поддержки любой свергнутой монархии[1][2].
Значение
Легитимизм — это политическая теория в Западной Европе, особенно во Франции, которая признаёт историческое право династий на определение основных принципов организации государства. На Венском конгрессе Талейран предложил эту теорию с целью защиты территориальных интересов Франции, включая сохранение границ, установленных на 1 января 1792 года, и предотвращение территориального расширения Пруссии. Принцип легитимизма был принят Венским конгрессом, поскольку он противостоял аннексионистским планам Пруссии и России[3].
Термин «легитимизм» также используется для обозначения приверженности «законной» старшей линии династии Бурбонов во Франции. Он возник и распространился после Июльской революции 1830 года, когда на престол Франции взошёл Луи Филипп Орлеанский. После вырезания старшей линии французских Бурбонов в 1883 году часть сторонников легитимизма признали Орлеанскую династию, но другие поддержали претензии испанских принцев из дома Бурбонов на французский престол. До 1939 года они поддерживали карлистов, а затем старшую линию потомков Альфонса XIII. Современным легитимистским претендентом на французский престол является правнук Альфонса Луиса, герцог Кадисский, который известен как Людовик XX. В более общем контексте легитимистом называют любого сторонника свергнутых монархий[3].
Содержание, смысл и сущность
Термин «легитимизм» происходит от латинского слова «lex» (в родительном падеже «legis»), что означает «закон». Таким образом, легитимизм отражает приверженность закону, идеологии, которая выступает за соблюдение законности в высшей власти страны. Понятие «легитимизма» впервые появилось во Франции в XIX веке, хотя, конечно, под другими наименованиями это явление имело место и ранее. Упоминания о первых легитимистах можно найти уже в истории Древнего Рима, когда сторонники свергнутого царя Тарквиния Гордого сражались с республиканцами в VI веке до н. э[4].
В результате переворота 2 августа 1830 года французский король Карл X был свергнут, а на престол взошёл Людовик Филипп I, который не был законным наследником Карла X. Свергнутый король со своим законным наследником покинули Францию и ушли в эмиграцию. С этого момента сторонников восстановления старшей линии династии Бурбонов во Франции стали называть легитимистами — приверженцами закона, законного короля, в отличие от сторонников «короля де-факто», который пришёл к власти незаконно. Таким образом, этот термин — легитимизм — был впервые широко использован в истории[4].
Основной принцип легитимизма заключается в соблюдении законности в передаче высшей власти. Высшая власть считается законной лишь в случае её законного приобретения. Таким образом, становится ясным, что с юридической точки зрения идеология легитимизма имеет смысл только в случае, если под законом понимается нечто иное, чем просто повеление лица или института, обладающего властью[4].
Легитимизм становится невозможным, когда институт государства превращается в объект божественного поклонения, выступая как новый символ современности. Легитимизм противостоит идеологиям фашизма и этатизма, потому что он противопоставляется нарушению основных заповедей Бога: не признавать других богов кроме Бога и не создавать себе идолов. Фашизм и этатизм превозносят государство и власть до уровня божественного, поэтому они противоречат легитимизму. Фашизм и этатизм исходят из позитивистской концепции права, считая закон — это беспрекословные указания власти, независимо от содержания этих указаний. Для фашистов и этатистов государственная воля — непогрешима, и ради интересов государства, по их мнению, можно совершать любые злодеяния и преступления — цель оправдывает средства. Позитивизм утверждает, что власть определяет право. Эта интерпретация права была разработана Огюстом Контом, Рудольфом фон Иерингом, Гансом Кельзеном[4].
Тем временем, легитимизм становится невозможным, если человек и его воля превозносятся до уровня божественного, и поэтому он противоречит любой философии, основанной на антропоцентризме. Легитимизм не принимает гуманистических теорий естественного права, таких как теории Гуго Гроция, Джона Локка, Иммануила Канта. Либерализм вытекает из антропоцентрической теории естественного права. Эта идеология свободы человеческой воли, не связанной с понятием греха, провозглашает человека ценностью сам по себе, независимо от качества и направления его действий, что позволяет свободно интерпретировать право и справедливость на основе категорий «представлений цивилизованного общества», «просвещённого сознания», «общепризнанных принципов свободы и демократии»[4].
Демократическая процедура становится неполной в силу того, что для Бога существует только Одно Божество — Святая Троица, состоящая из Единого Отца, Сына и Святого Духа. Воля Божия истинно и непреложно отражена в Священном Писании, куда нельзя вносить изменения. Понятия Истины и Справедливости являются абсолютными и неизменными, не поддающимися модификации для соответствия общественному мнению или мнению большинства избирателей. Они являются Истиной и Справедливостью не потому, что нравятся или не нравятся, а потому, что они определены Богом как таковые в Священном Писании и Священном Предании. В контексте этого, идеология легитимизма противопоставляется либерализму, поэтому она не принимает учение, которое Константин Победоносцев назвал «великой ложью нашего времени»: легитимизм отвергает демократизм и демократический пафос. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский: демократия — это ад, а на Небе — Царство[4].
Идеология
Идеология легитимизма возможна только при принятии теории Божественного права, согласно которой правила поведения отражают Справедливость, данную Богом человеку через совесть. В этом случае человек не создаёт правила в рамках государственных институтов, а лишь осознаёт их, а законодательная деятельность направлена на поиск понимания Божественного права и организацию общественной жизни в соответствии с ним. В русской православной традиции выдающимися теоретиками Божественного права были святитель Филарет (Дроздов), Лев Тихомиров, Василий Катков, Иван Ильин. Примером изложения русской истории с точки зрения легитимизма служит «История Государства Российского» Николая Карамзина. В католической традиции главным идеологом легитимизма стал Жозеф де Местр, бывший посланником Пьемонта в России[4].
Легитимизм основан на понимании Божественного происхождения естественного права и утверждает, что династическая христианская монархия является установленной Богом формой верховной власти на земле, что подтверждается Священным Писанием. Царская власть была обещана богоизбранному еврейскому народу ещё во времена пророка Моисея. Установление царской власти было осуществлено по воле Божией, явно выраженной через пророка Самуила. В Библии указывается, что царь несёт ответственность перед Богом и должен руководствоваться волей Небесного Отца. Монархия, установленная в Ветхом Завете, являлась частью закона, который Иисус Христос пришёл не отменить, а исполнить. Учение о царской власти присутствует и в Новом Завете. Когда Господь призывает отдавать кесарево кесарю, это не отрицает земной власти, а показывает различие между божественным и человеческим, а также целями их существования, что можно увидеть из Библейских текстов, включая Послания апостола Павла к Римлянам и к Тимофею. Кроме того, важным источником учения о царской власти является Священное Предание, настоятельно призываемое к соблюдению апостолом Павлом во 2-ом послании Фессалоникийцам[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Легитимизм . old.bigenc.ru. Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ Легитимизм . Толковый словарь русского языка. Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Значение слова "легитимизм" . mnogoslovs.ru. Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Любич А. Легитимизм: содержание, смысл и сущность . legitimist.ru (7 ноября 2009). Дата обращения: 30 мая 2024.