Кэссетт, Мэри Стивенсон

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Мэри Кэссетт
англ. Mary Cassatt
Мэри Кэссетт в 1914 году Бумага, гуашь. 60 × 41,1 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Мэри Кэссетт в 1914 году
Бумага, гуашь. 60 × 41,1 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Имя при рождении Мэри Стивенсон Кэссетт
Mary Stevenson Cassatt
Дата рождения 22 мая 1844(1844-05-22)
Место рождения Аллегейни
Дата смерти 14 июня 1926(1926-06-14) (82 года)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство  США
Жанр жанровая живопись, портрет
Стиль импрессионизм
Награды Кавалер ордена Почётного легиона

Мэ́ри Сти́венсон Кэ́ссетт [1], Касса́тт[2][3] (англ. Mary Stevenson Cassatt; 22 мая 1844Аллегейни [ныне в черте Питтсбурга], Пенсильвания14 июня 1926, Париж) — американская художница (живописец и график). Одна из наиболее известных представительниц — трёх «великих дам» импрессионизма (наряду с Мари Бракмон и Бертой Моризо).

Биография

Мэри Стивенсон Кэссетт родилась 22 мая 1844 года в городе Аллегейни, штат Пенсильвания. Отец художницы, Роберт С. Кассат, был преуспевающим биржевым брокером по недвижимости, а мать, Кэтрин Джонстон Келсо, была родом из банковской семьи. Её воспитание отражало высокий социальный статус её семьи. Её обучение подготовило её к тому, чтобы она стала настоящей женой и матерью, и включало такие занятия, как домашнее хозяйство, вышивание, музыка, черчение и рисование. В 1850-х годах Кэссетты везли своих детей за границу, чтобы жить в Европе в течение нескольких лет[4].

Изучение искусства

Во время путешествия по Европе семья Кэссетт посетила Парижскую всемирную выставку 1855 года, на которой присутствовали именитые художники — Эжен Делакруа, Гюстав Курбе, Камиль Писсарро и Эдгар Дега. Последний сыграет в жизни и творчестве Мэри Кэссетт особую роль[5].

Несмотря на то, что семья Мэри возражала против её желания стать профессиональным художником, она в 1861 году начала изучать живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии у Томаса Икинса. Ей были не по душе неспешный темп академического обучения и покровительственно-несерьезное отношение к её творчеству со стороны мужчин, как преподавателей, так и студентов.

Вначале Мэри решила продолжить изучение искусства самостоятельно, а в 1866 году она отправляется в Париж. Так как женщины еще не могли посещать Академии живописи, она некоторое время посещала студию Шаплена, где обучались живописи только женщины[6].

В 1868 году она впервые показала свои работы на выставке в парижском Салоне. Разразившаяся франко-прусская война заставила её вернуться на родину. Отец продолжал сопротивляться выбранному дочерью ремеслу и оплачивал ей только основные жизненные потребности. Найти же в небольшом городе меценатов для поддержки её занятий живописью было трудно.

Она вернулась в Европу лишь через три года, когда архиепископ Питтсбурга (городок Аллегени стал частью Питтсбурга) поручил ей сделать копии нескольких работ итальянского художника Антонио да Корреджо (1489—1534). Кассат принимает это поручение и осенью 1871 уезжает в Италию. С деньгами, которые она заработала, Мэри смогла получить возможность путешествовать и серьёзно изучать живопись[6].

Дружба с Дега

Девушка продолжала обучение — одним из её мастеров стал Клод Моне. Но определяющей встречей для Мэри оказалось знакомство с Эдгаром Дега, который обучил художницу работе с пастелью и придал её работам особый тёплый тон[5]. Дега познакомил Мэри с другими импрессионистами, пригласил участвовать в выставках группы. Впоследствии она вспоминала: «Я с восторгом согласилась. Наконец-то я могла работать вполне независимо, не беспокоясь о суждениях жюри». Мэри Кассат приняла участие в четырёх из восьми выставок импрессионистов, показав в общей сложности 45 работ. Картины и пастели Кэссет отличались великолепным рисунком и тёплым колоритом, многие из них изображали мать и дитя, и написаны они были с чисто женской нежностью.

Вскоре после первых успехов в кругу импрессионистов, Кэссет была вынуждена надолго забросить живопись, чтобы ухаживать за своей матерью и сестрой, которые тяжело заболели после переезда в Париж в 1877 году. Через несколько лет сестра скончалась, но мать поправилась, и Мэри возобновила активные занятия живописью в середине 1880-х годов. Как и Дега, художница стала чрезвычайно искусной в использовании пастели, выполняя множество работ в этой технике[5]. Последняя совместная выставка Мэри Кэссетт с импрессионистами прошла в 1886 году. Затем она перестала отождествлять себя с конкретным направлением и посвятила себя любимым темам — детству, отношениям матери и ребёнка.

Последние годы

Поездка 1910 года в Египет с братом Гарднер и его семьей окажутся переломным моментом в жизни Мэри Кэссетт. Великолепное древнее искусство заставило её усомниться в собственном таланте художника. Вскоре после их возвращения домой Гарднер неожиданно скончался от болезни, которой он заболел во время путешествия. Эти два события глубоко повлияли на физическое и эмоциональное здоровье Кэссетт, и она не могла рисовать снова примерно до 1912 года.

Три года спустя она была вынуждена полностью отказаться от рисования, так как диабет медленно урезал её зрение. В течение следующих 11 лет, вплоть до своей смерти Мэри Кэссетт жила почти в полной слепоте[7].

В знак признания её вклада в искусство, она в 1904 году получила орден Почётного легиона. Мэри Кэссетт скончалась 14 июня 1926 года в Шато де Бофрене, близ Парижа, и была похоронена в семейном склепе.

В 2005 году её картины были проданы за 2,87 миллиона долларов.

Галерея

Примечания

  1. КЭ́ССЕТТ, Кас­сатт (Cassatt) Мэ­ри (Мэ­ри Сти­вен­сон). Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 мая 2024.
  2. БРЭ, 2010, с. 522.
  3. Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 79
  4. Мэри Стивенсон Кэссетт. biography-live.ru. Дата обращения: 23 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 «Женщина не имеет права так рисовать»: кем была Мэри Кэссетт — подруга Дега и главная импрессионистка XIX века
  6. 6,0 6,1 Мэри Кассат
  7. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок biography-live.ru не указан текст

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!