Кэссетт, Мэри Стивенсон
Мэри Кэссетт | |
---|---|
англ. Mary Cassatt | |
Мэри Кэссетт в 1914 году Бумага, гуашь. 60 × 41,1 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк | |
Имя при рождении |
Мэри Стивенсон Кэссетт Mary Stevenson Cassatt |
Дата рождения | 22 мая 1844 |
Место рождения | Аллегейни |
Дата смерти | 14 июня 1926 (82 года) |
Место смерти | Париж, Франция |
Гражданство | США |
Жанр | жанровая живопись, портрет |
Стиль | импрессионизм |
Награды |
Мэ́ри Сти́венсон Кэ́ссетт [1], Касса́тт[2][3] (англ. Mary Stevenson Cassatt; 22 мая 1844, Аллегейни [ныне в черте Питтсбурга], Пенсильвания — 14 июня 1926, Париж) — американская художница (живописец и график). Одна из наиболее известных представительниц — трёх «великих дам» импрессионизма (наряду с Мари Бракмон и Бертой Моризо).
Биография
Мэри Стивенсон Кэссетт родилась 22 мая 1844 года в городе Аллегейни, штат Пенсильвания. Отец художницы, Роберт С. Кассат, был преуспевающим биржевым брокером по недвижимости, а мать, Кэтрин Джонстон Келсо, была родом из банковской семьи. Её воспитание отражало высокий социальный статус её семьи. Её обучение подготовило её к тому, чтобы она стала настоящей женой и матерью, и включало такие занятия, как домашнее хозяйство, вышивание, музыка, черчение и рисование. В 1850-х годах Кэссетты везли своих детей за границу, чтобы жить в Европе в течение нескольких лет[4].
Изучение искусства
Во время путешествия по Европе семья Кэссетт посетила Парижскую всемирную выставку 1855 года, на которой присутствовали именитые художники — Эжен Делакруа, Гюстав Курбе, Камиль Писсарро и Эдгар Дега. Последний сыграет в жизни и творчестве Мэри Кэссетт особую роль[5].
Несмотря на то, что семья Мэри возражала против её желания стать профессиональным художником, она в 1861 году начала изучать живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии у Томаса Икинса. Ей были не по душе неспешный темп академического обучения и покровительственно-несерьезное отношение к её творчеству со стороны мужчин, как преподавателей, так и студентов.
Вначале Мэри решила продолжить изучение искусства самостоятельно, а в 1866 году она отправляется в Париж. Так как женщины еще не могли посещать Академии живописи, она некоторое время посещала студию Шаплена, где обучались живописи только женщины[6].
В 1868 году она впервые показала свои работы на выставке в парижском Салоне. Разразившаяся франко-прусская война заставила её вернуться на родину. Отец продолжал сопротивляться выбранному дочерью ремеслу и оплачивал ей только основные жизненные потребности. Найти же в небольшом городе меценатов для поддержки её занятий живописью было трудно.
Она вернулась в Европу лишь через три года, когда архиепископ Питтсбурга (городок Аллегени стал частью Питтсбурга) поручил ей сделать копии нескольких работ итальянского художника Антонио да Корреджо (1489—1534). Кассат принимает это поручение и осенью 1871 уезжает в Италию. С деньгами, которые она заработала, Мэри смогла получить возможность путешествовать и серьёзно изучать живопись[6].
Дружба с Дега
Девушка продолжала обучение — одним из её мастеров стал Клод Моне. Но определяющей встречей для Мэри оказалось знакомство с Эдгаром Дега, который обучил художницу работе с пастелью и придал её работам особый тёплый тон[5]. Дега познакомил Мэри с другими импрессионистами, пригласил участвовать в выставках группы. Впоследствии она вспоминала: «Я с восторгом согласилась. Наконец-то я могла работать вполне независимо, не беспокоясь о суждениях жюри». Мэри Кассат приняла участие в четырёх из восьми выставок импрессионистов, показав в общей сложности 45 работ. Картины и пастели Кэссет отличались великолепным рисунком и тёплым колоритом, многие из них изображали мать и дитя, и написаны они были с чисто женской нежностью.
Вскоре после первых успехов в кругу импрессионистов, Кэссет была вынуждена надолго забросить живопись, чтобы ухаживать за своей матерью и сестрой, которые тяжело заболели после переезда в Париж в 1877 году. Через несколько лет сестра скончалась, но мать поправилась, и Мэри возобновила активные занятия живописью в середине 1880-х годов. Как и Дега, художница стала чрезвычайно искусной в использовании пастели, выполняя множество работ в этой технике[5]. Последняя совместная выставка Мэри Кэссетт с импрессионистами прошла в 1886 году. Затем она перестала отождествлять себя с конкретным направлением и посвятила себя любимым темам — детству, отношениям матери и ребёнка.
Последние годы
Поездка 1910 года в Египет с братом Гарднер и его семьей окажутся переломным моментом в жизни Мэри Кэссетт. Великолепное древнее искусство заставило её усомниться в собственном таланте художника. Вскоре после их возвращения домой Гарднер неожиданно скончался от болезни, которой он заболел во время путешествия. Эти два события глубоко повлияли на физическое и эмоциональное здоровье Кэссетт, и она не могла рисовать снова примерно до 1912 года.
Три года спустя она была вынуждена полностью отказаться от рисования, так как диабет медленно урезал её зрение. В течение следующих 11 лет, вплоть до своей смерти Мэри Кэссетт жила почти в полной слепоте[7].
В знак признания её вклада в искусство, она в 1904 году получила орден Почётного легиона. Мэри Кэссетт скончалась 14 июня 1926 года в Шато де Бофрене, близ Парижа, и была похоронена в семейном склепе.
В 2005 году её картины были проданы за 2,87 миллиона долларов.
Галерея
Примечания
- ↑ КЭ́ССЕТТ, Кассатт (Cassatt) Мэри (Мэри Стивенсон) . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 мая 2024.
- ↑ БРЭ, 2010, с. 522.
- ↑ Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 79
- ↑ Мэри Стивенсон Кэссетт . biography-live.ru. Дата обращения: 23 июля 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 «Женщина не имеет права так рисовать»: кем была Мэри Кэссетт — подруга Дега и главная импрессионистка XIX века
- ↑ 6,0 6,1 Мэри Кассат
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокbiography-live.ru
не указан текст
Литература
- Кэссетт, Кассатт Мэри (Мэри Стивенсон) // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 522. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7.
- Mathews, Nancy Mowll Mary Cassatt: A Life (неопр.). — New York: Villard Books , 1994. — ISBN 978-0-394-58497-3.
- Mathews, Nancy Mowll. Mary Cassatt: A Life (неопр.). — New Haven: Yale University Press, 1998. — ISBN 978-0-585-36794-1.
- McKown, Robin. The World of Mary Cassatt (неопр.). — New York: Thomas Y. Crowell Co. , 1972. — ISBN 978-0-690-90274-7.
- Kloss, William. Treasures from the National Museum of American Art (англ.). — Washington: National Museum of American Art, 1985. — ISBN 978-0-87474-594-8.
- Pollock, Griselda; Florence, Penny. Looking back to the Future (неопр.). — Amsterdam: G+B Arts International, 2001. — ISBN 978-90-5701-122-1.
- Pollock, Griselda. Mary Cassatt: Painter of Women and Children // Reading American Art (неопр.) / Milroy, Elizabeth; Doezema, Marianne. — New Haven, 1998. — ISBN 978-0-300-07348-5.
- Shackelford, George T.M. Pas de Deux: Mary Cassatt and Edgar Degas // Mary Cassatt, modern woman / organized by Judith A. Barter ; with contributions by Erica E. Hirshler ... [et al.] (англ.) / Barter, Judith A.. — New York: Harry N. Abrams, Inc. , 1998. — P. 109—143. — ISBN 0810940892.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы с ошибками в примечаниях
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 22 мая
- Родившиеся в 1844 году
- Родившиеся в Питтсбурге
- Умершие 14 июня
- Умершие в 1926 году
- Умершие в Париже
- Кавалеры ордена Почётного легиона
- Художники по алфавиту
- Художницы по алфавиту
- Деятели изобразительного искусства по алфавиту
- Художницы США
- Художницы Франции
- Художницы XIX века
- Художницы XX века
- Знание.Вики:Статьи с некорректным использованием шаблонов:Книга (указан неверный код языка)
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Графики США
- Художники-импрессионисты США
- Национальный зал славы женщин
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN