Куст сирени (рассказ)
Куст сирени | |
---|---|
Куст сирени | |
Жанр | рассказ |
Автор | Александр Куприн |
Язык оригинала | русский |
Дата первой публикации | 1864 год |
«Куст сире́ни» — рассказ Александра Ивановича Куприна, который 17 октября 1894 года опубликовала газета «Жизнь и искусство» в номере 305. Рассказ был создан им в 1894 году. Тема любви и её различных проявлений — одна из самых развернутых в творчестве писателя. Произведение «Куст сирени» входит в такой цикл[1].
История
В 1894 году Александр Иванович создал рассказ, названный «Куст сирени». В том же году произведение было опубликовано в газете «Жизнь и Искусство». Ранняя проза Куприна отличалась глубокой эмоциональностью и чутким отношением к персонажам. Рассказ «Куст сирени» не стал исключением — он сразу же завоевал поклонников и получил высокую оценку от критиков. На начальном этапе литературного творчества писатель больше всего был заинтригован химией любви и её различными проявлениями. Именно этой теме он посвятил множество своих произведений, включая «Куст сирени»[2].
Смысл названия
Название «Куст сирени» не только выделяет объект, вокруг которого разворачивается сюжет произведения, но и подчёркивает его главную мысль. Сирень символизирует настоящую любовь, весну и возрождение жизни, что является центральным смыслом рассказа[3].
Жанр и направление
Рассказ «Куст сирени» можно смело отнести к литературному направлению реализма, так как в нём Куприн стремится достоверно изобразить живую действительность. Персонажи, их речь и поступки органично прописаны, а сюжет приближен к реальности, позволяя читателю поверить в вероятность описанных событий. Жанр «Куста сирени» можно определить как рассказ, в котором сюжет охватывает короткий промежуток времени и ограниченное количество персонажей. Отсутствие конкретики ещё больше подчёркивает типичность описываемых событий[4].
Сюжет
По возвращении из Академии генерального штаба, где Алмазов сдавал заключительную и наиболее сложную практическую работу — инструментальную съёмку местности — он внезапно сразу понял, что провалил испытание. Весьма огорчённый, он безмолвно опустился в кресло, не снимая верхней одежды, и отвернулся, пытаясь размышлять над произошедшим. Супруга, Вера, осторожно спросила его о случившемся, приготовившись выслушать подробности. Николай Евграфович, пнув ногой портфель с чертежами, с горечью рассказал ей, что его неудачу вызвало пятно, появившееся на его работе, и что он теперь вынужден вернуться на службу в полк с позором. Он объяснил, как работал до поздней ночи над планом и как случайно запачкал его жирным пятном зелёной краски. Попытавшись очистить его, он только ухудшил ситуацию, и потому решил нарисовать на месте пятна деревья. Однако профессор, рассмотрев чертёж, заявил, что эти кусты там никогда не росли, так как местность ему хорошо знакома. Итак, между ними возник спор, привлёкший множество офицеров. В конечном итоге, профессор предложил Алмазову отправиться с ним на место верхом на следующий день, чтобы окончательно разрешить спор. Проведя некоторое время в полном молчании, Вера внезапно подскочила и заявила, что им нужно срочно отправиться на место и просто посадить там кусты. «Если он лжёт, то мы должны это исправить», — сказала она решительно. Супруги вначале заехали в ломбард, где Вера продала свои украшения и собрала двадцать три рубля. После они нашли садовника, рассказали ему свою историю, и только после этого он согласился отправить рабочих на место в такое позднее время. Вариант кустов, подходящих по всем параметрам, отсутствовал, так что они были вынуждены остановиться на кустах сирени. Вера внимательно следила за процессом посадки и не успокоилась, пока не убедилась, что новые растения невозможно отличить от остальной травы, растущей в данном месте. На следующий день, когда Алмазов возвращался домой, он был полон радости. Вера выбежала встречать его на улицу, и он, взяв её за руку, рассказал, как профессор изучал кусты, даже попробовал листок на вкус, и в конечном итоге решил, что это берёзка. Он извинился за своё невнимание к этим растениям. Вера с любопытством узнала все детали: выражение лица профессора, его тон речи, и что Алмазов сам чувствовал в это время. В то время как они шли домой, улыбаясь и держась за руки, Вера поняла, что сирень станет её любимым цветком навсегда[5].
Композиция
Анализ произведения «Куст сирени» включает разбор его композиции, которую можно разделить на три условные части. Первая часть рассказывает о возвращении Николая Алмазова после сдачи практической работы, в ходе которой возник спор с профессором из-за изображения на чертеже куста сирени. Вторая часть акцентирует внимание на активном участии Верочки, которая всем сердцем стремится помочь своему расстроенному супругу. Завершается рассказ счастливым финалом, который представляет нам встречу супругов дома и сообщение о молодом офицере, успешно сдавшем экзамен. Такая структура композиции рассказа может быть названа зеркальной, поскольку в начале и в конце рассказа Николай Алмазов приносит Верочке вести из Академии генерального штаба, вначале печальные, затем радостные[6].
Тематика и идеи
Тематика рассказа «Куст сирени» основана на общечеловеческих ценностях: любовь является его основной темой. Автор приносит читателю ряд идей, которые обосновывает через своих героев и их поступки:
- Жертвенность — для Куприна, любовь олицетворяет способность жертвовать своими интересами ради любимого человека. Не каждый способен на такое, но обретая радость в самопожертвовании, человек находит настоящее счастье.
- Самоотверженность — настоящая семья не может существовать без любви, то есть, без самоотверженности. Когда члены семьи готовы пойти на все ради друг друга, невзирая на трудности, забывая себя, семья становится непоколебимой.
- Взаимовыручка — важное условие для счастья. Если двое людей любят друг друга, они должны поддерживать друг друга и преодолевать трудности вместе.
- Героизм — Вера Алмазова в рассказе совершает настоящий подвиг, жертвуя своими интересами ради непутевого, но любимого мужа. Именно это делает её действительно счастливой.
- Счастье близких людей — высшая ценность. Согласно Куприну, самой благородной целью является счастье близких людей. Любовь и семья — святыни, которые стоят того, чтобы жить ради них. Материальные ценности мало значат в сравнении с искренними чувствами.
- Преданность — способность оставаться с близкими людьми в любых ситуациях — определяет по-настоящему преданного и любящего человека[7].
Проблематика
Проблематика «Куста сирени» проста для понимания, но занимательна. Героиня идёт на обман ради блага мужа, и писатель не осуждает её за это, утверждая, что в несправедливом мире порой приходится обманывать ради благородных целей. Также рассказ подчеркивает значимость силы духа: Вера сохраняет бодрость, трезвость мышления и борется до конца, в то время как Николай склонен к отчаянию. Куприн также подчёркивает роль женщины в семье, описывая её как главную опору для мужчины, которая готова брать на себя все трудности, выпадающие на долю семьи[8].
Основная идея
Александр Куприн показывает силу и самоотверженность простой женщины, которая находит радость в самопожертвовании ради семьи и спасении мужа, однако для автора, роль лидера может играть как мужчина, так и женщина. Женщины могут превзойти многих мужчин в моральном плане, несмотря на физическую слабость. Однако их достижения часто не заметны в обществе, так как они часто сосредоточены на семейных делах. Писатель обращает внимание на женский вопрос и ставит целью изменить отношение к женщине в русском обществе. Он призывает ценить и оберегать таких жён и матерей, создавая в семье атмосферу любви и взаимопонимания[9].
Мораль произведения
Вывод из рассказа «Куст сирени»: не сдаваться, бороться и не опускать руки, идя в борьбе до конца. Даже самые нежные и слабые женщины способны преодолеть любые проблемы и достичь успеха. Внутренняя сила имеет большую значимость, чем пол. Автор высоко ценит самопожертвование и искреннюю любовь, считая, что эти качества помогают найти истинное счастье. Рассказ «Куст сирени» показывает, что настоящая семья строится на взаимоподдержке, заботе и ласке. В нём заключается мораль — что у любящих людей нет неразрешимых проблем: если слушать своё сердце, оно покажет путь, даже если разум видит тупик[10].
Герои произведения
Главные персонажи
- Алмазов Николай Евграфович — молодой небогатый офицер, студент Академии генерального штаба. В течение двух лет молодой офицер изо всех сил пытался поступить в академию, однако на третий год, несмотря на успешную сдачу всех экзаменов, он потерпел неудачу: его проект не прошёл. Профессор был экспертом в области ландшафтного дизайна, и никакие хитрости Николая не смогли исправить его ошибку, но благодаря своей жене, в следующий день после провала он смог убедить профессора в наличии кустов. Профессор признал свою ошибку, и Алмазова приняли в академию. Упорный, целеустремлённый и самоотверженный молодой человек достиг успеха благодаря вере и мудрости своей жены.
- Вера Алмазова — жена Николая Евграфовича, молодая женщина. Супруга Верочка, истинный друг и поддержка Николая, верила в него и помогала ему готовиться к экзаменам, создавала чертежи и даже тратила семейные сбережения на его потребности. Она была умной, доброй и самоотверженной женщиной. Её мудрость пришла на помощь мужу, когда его последний проект потерпел неудачу. Она предложила посадить кусты там, где он указал на чертеже (из-за пятна зеленых чернил). Когда профессор стал настаивать на том, что в данной местности нет растительности, мудрая жена решила сделать всё возможное, заложила свои последние ценные вещи в ломбарде, чтобы купить кусты сирени и посадить их в тот же вечер.
- Профессор — преподаватель в Академии, пожилой мужчина. Профессор — эксперт и учитель, был честным и принципиальным человеком. Он извинился перед молодым офицером, объяснив своё поведение своим возрастом. Затем он даже попробовал на вкус лист сирени, удивляясь, как он раньше не заметил кусты. Сирень стала символом молодой семьи и любимым цветком супруги Николая[11].
Второстепенные персонажи
- Садовник — специалист по садовым растениям. Сначала садовник не согласился помочь людям, которые собирались высаживать кусты ночью. Однако, после того, как узнал истинную цель их поступка, он нашел работников и помог им посадить кусты. Слушая историю молодой семьи, садовник несколько раз улыбался и восхищался идеей жены офицера, а также её верой в успех мужа.
- Оценщик — работник ломбарда. Когда пара решила обратиться в ломбард, чтобы получить деньги на свою авантюру, садовник оказался готов приобрести ценности. Браслет и кольцо Веры играли решающую роль в решении финансовой проблемы. Вера не сожалела о потере своих драгоценностей, так как для неё главным было счастье и успех мужа[12].
Критика
Рассказ Куприна вызвал глубокий отклик у читателей своей эмоциональностью и глубиной описания душевных переживаний главной героини. Он позволяет зрителю погрузиться в её внутренний мир, разделить её радости и страдания. Критики отмечают ряд особенностей этого произведения. Это авторское отношение к изображаемому. Оно очень редко находит отражение в прямых оценках, мы не найдем прямых авторских слов. Но через поступки героев, через столкновение их позиций, через эмоции и точки зрения — для нас станет явным происходящее. В речи супругов немало вопросов и восклицаний, обращения «Коля» и «Вера», адресованные героями друг другу, делают диалог живым и непосредственным[13].
В произведении много лексических повторов. В диалогах супругов повторы имен, словосочетаний выступают не только связкой реплик, но и своеобразным эхом. Так звучит мысль автора о том, какими должны быть взаимоотношения мужа и жены[14]. Критики отмечают большой набор образов, которые воздействуют на читателя через все чувственные каналы[15]:
Создавая художественный образ, автор опирается на образный потенциал слов, на их способность вызывать различные представления о реалии художественного мира: зрительные, осязательные, слуховые, моторно-двигательные...При этом в восприятии читателя слово обрастает различными смысловыми и эмоционально-оценочными оттенками, то сгущенными контекстом, то ослабленными им.Болотникова Н.С.
Одной из особенностей произведения является повтор слова «глупость». В разных контекстах, в разных частях композиции, это слово приобретает иную смысловую нагрузку. Идти вслед за глупость предложения посадить ночью кусты — оказывается самым сильным действующим средством для достижения результата. Которым явилось не только поступление героя на службу, но и выход молодой семьи на другой уровень отношений. Куприн мастерски представляет читателю приоритеты и ценности своих героев: для них важно дело, и это дело оказывается после его удачного разрешения «глупостью», поскольку первостепенны любовь, взаимопонимание, взаимовыручка, участие, забота и терпение, а с этими качествами по плечу будут любые вопросы и дела[14].
Примечания
- ↑ Кто является автором рассказа куст сирени . Грамматика и образование. Дата обращения: 12 августа 2023.
- ↑ Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» . obuv-patriotplus.ru. Дата обращения: 12 августа 2023.
- ↑ Чему учит рассказ куст сирени . Делаю сам. Дата обращения: 12 августа 2023.
- ↑ Ломова, Е. Концепция мира и человек в художественном мире А. Куприна // Sciences of Europe / Е. Ломова, М. Хавайдарова, С. Есимбек. — 2020. — № 48—5(48). — С. 37—40.
- ↑ Куст сирени . Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 12 августа 2023.
- ↑ Вера Алмазова в рассказе Куст сирени Куприна характеристика и образ . Мудрые слова. Дата обращения: 12 августа 2023.
- ↑ Анализ рассказа «Куст сирени» (А. И. Куприн) . Литрекон. Дата обращения: 12 августа 2023.
- ↑ Куст сирени проблематика егэ . Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению. Дата обращения: 12 августа 2023.
- ↑ Медарова Л.И. Изображение трагической любви в творчестве А.И.Куприна // Международный научный журнал «Вестник науки». — 2018. — Август (т. 4, № 5). — С. 44—48.
- ↑ Главные герои «Куст сирени» характеристика персонажей рассказа Куприна с описанием . Искусствовед. Дата обращения: 12 августа 2023.
- ↑ «Куст сирени» главные герои . Образовака. Дата обращения: 12 августа 2023.
- ↑ Куприн А.И. Собр. соч. в 5 т. Т. 1.. — М.: Правда, 1982. — 464 с.
- ↑ Николина Н.А. Филологический анализ текста. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 117 с.
- ↑ 14,0 14,1 Князева Е.Г. Своеобразие художественной организации и языка рассказа А.И.Куприна «Куст сирени». // Вестник Костромского государственного университета. — 2018. — Т. 24, № 3. — С. 213.
- ↑ Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. Наука, 2009. – 520 с.. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 475 с.