Котяш, Гавриил Иванович

Эта статья прошла проверку экспертом
Гавриил Иванович Котяш
Портрет
Дата рождения 25 марта (7 апреля) 1904(1904-04-07)
Место рождения Могилёв, Могилёвская губерния, Российская империя
Дата смерти 14 ноября 1999(1999-11-14) (95 лет)
Место смерти Минск, Белоруссия
Гражданство  Российская империя Белоруссия
Награды и премии

Почётная грамота Верховного Совета Белорусской ССР

Гаври́ил Ива́нович Котя́ш (25 марта (7 апреля1904, Могилёв, Могилёвская губерния, Российская империя — 14 ноября 1999, Минск, Белоруссия) — начальник Белорусской железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1959). Почётный железнодорожник Белоруссии. Награждён тремя орденами Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Котяш Гавриил Иванович родился 25 марта (7 апреля1904 года в городе Могилёв в семье рабочих. Его отец посвятил 36 лет работе кочегаром на железной дороге. Гавриил Иванович завершил обучение в приходском, а затем в реальном училище[1][2].

Трудовая деятельность Гавриила Котяш началась в 1919 году с должности ученика телеграфиста на железнодорожной станции Могилёв Могилевской дистанции сигнализации и связи. Параллельно с работой Гавриил Иванович получил образование в Институте железнодорожного транспорта. После этого занимал должности помощника начальника железнодорожной станции Могилёв, заместителя старшего диспетчера в Оршанском отделении движения, старшего диспетчера в Витебском отделении движения Западной железной дороги. С 1936 года стал заместителем начальника, а с 1937 года — начальником Витебского отделения движения. С 1939 года возглавил службу движения Западной железной дороги в Смоленске[1].

В годы Великой Отечественной войны Гавриил Котяш трудился в Главном управлении движения, затем заместителем начальника, с 1944 года — начальником Западной железной дороги. С сентября 1951 года руководил Минской железной дорогой. С 16 мая 1953 года по 1969 год Гавриил Иванович занимал пост начальника Белорусской железной дороги. Под его руководством завершились работы по капитальному и среднему ремонту железнодорожных путей, проводилось усиление и электрификация железнодорожных линий, внедрялись современные системы управления движением поездов и передовые методы работы, строились новые участки и реконструировались паровозные депо. В этот период проложены подъездные железнодорожные пути к крупным промышленным предприятиям Белоруссии, открыт первый электрифицированный участок Минск — Олехновичи и запущена первая в стране электричка, построено моторвагонное депо в Минске. Активно осуществлялся переход локомотивов на использование жидкого топлива. Большое внимание Гавриил Котяш уделял строительству Минской детской железной дороги, которая была введена в эксплуатацию в 1955 году[1].

За выдающиеся достижения в развитии железнодорожного транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года Гавриилу Ивановичу Котяшу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][3].

С 1969 года Гавриил Иванович вышел на пенсию. Работал советником Комитета Организации международного сотрудничества железных дорог в Варшаве, инспектором Министерства путей сообщения СССР по контролю пограничных железнодорожных станций Прибалтийской, Белорусской и Львовской железных дорог[1].

Гавриил Котяш являлся членом Центрального Комитета Коммунистической партии Белоруссии. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го, 4-го и 5-го созывов, депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 3-го, 6-го и 7-го созывов, депутатом Минского городского Совета депутатов трудящихся. Был делегатом 25-го и 26-го съездов Коммунистической партии Белоруссии[1].

Последние годы жизни Гавриил Иванович проживал в Минске. Ушёл из жизни 14 ноября 1999 года. Похоронен на Восточном кладбище (по состоянию на 2025 год — Московском кладбище) в Минске[1].

Награды и звания

Память

  • На доме, где жил Гавриил Котяш, установлена мемориальная доска[1].
  • Над могилой установлен мемориал, представляющий собой прямоугольную стелу из красного гранита. В верхней её части расположен барельефный портрет почётного железнодорожника, выполненный из бронзы. Под ним расположено бронзовое изображение звезды и лавровой ветви. Ниже рельефными буквами написано: «Котяш/Гавриил/Иванович/25.03.1904 — 14.11.1999»[4].

Примечание

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Барановский А. Котяш Гавриил Иванович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 31 мая 2025.
  2. Яновская В. В. История белорусской железной дороги. Из XIX века ― в век XXI: 1862―2012. — Минск: Мастацкая літаратура, 2012. — 958 с.
  3. Беларуская савецкая энцыклапедыя. — Минск: Белорусская советская энциклопедия, 1972. — Т. 5. — 616 с.
  4. Могилы наших земляков: Герой Социалистического Труда Г. И. Котяш. Городская ритуальная служба. Дата обращения: 2 июня 2025.

Ссылки