Классическая гитара
Класси́ческая гита́ра — струнный музыкальный инструмент, звук из которого извлекается щипком[1]. Её уникальный тембр, обусловленный нейлоновыми струнами и корпусом в форме восьмерки, позволяет ей органично звучать как в классической музыке, так и в джазовых композициях[2].
История появления гитары
Инструменты, являющиеся прародителями современной гитары, имеют очень древнюю историю и восходят ко 2-му тысячелетию до нашей эры. Эти прототипы гитары уже обладали корпусом, выполнявшим функцию усиления звука, и шейкой, обеспечивающей удобство игры. В Месопотамии археологи обнаружили изображения киннора — струнного инструмента, упоминаемого в Библии[3].
Подобные инструменты были распространены и в других древних цивилизациях: в Древнем Египте (набла, нефер, цитра), в Индии (вина, ситар). В Древней Греции и Риме широкую популярность имела кифара[3].
Эти ранние гитароподобные инструменты обычно представляли собой продолговатый корпус округлой формы, служащий резонатором, и длинную шейку, на которой были натянуты струны. Корпуса изготавливались из цельного куска материала, такого как высушенная тыква, черепаший панцирь или выдолбленное дерево. В Китае в III-IV веках появились жуань (юань) и юэцинь, конструкция которых включала верхнюю и нижнюю деки, соединённые обечайкой[3].
В Европе это послужило основой для создания латинской и мавританской гитар примерно в VI веке. Считается, что одним из самых ранних изображений подобного инструмента может служить надгробная стела из Мериды. Более древние изображения «ситары с грифом» можно найти в миниатюрах Утрехтской псалтыри (820-830 годы). Штутгартская псалтырь (820—830 гг.) также содержит изображения струнных инструментов, обладающих характерными чертами гитары: корпусом-резонатором, шейкой и колковой механикой. Струны, обычно от трех до шести, крепились к нижнему краю корпуса и приводились в движение плектром. Латинское наименование лат. ithara происходит от греческого «кифары» и в Средние века трансформировалось в различные формы, такие как kitaire, quitaire, quitarre[3].
В XV-XVI веках важную роль в эволюции гитары сыграла виуэла. В XVIII-XIX веках испанские мастера активно работали над совершенствованием конструкции гитары, экспериментируя с размерами и формой корпуса, креплением грифа, колковым механизмом и другими элементами. В итоге, в XIX веке испанский мастер Антонио Торрес придал гитаре ту форму и размер, которые мы знаем сегодня. Инструменты, изготовленные по его образцу, получили название классических гитар[3].
Устройство классической гитары
Классическая гитара состоит из шести струн, настроенных традиционно: ми (первая октава), си, соль, ре (малая октава), ля, ми (большая октава). Основные компоненты гитары — корпус, гриф и струны. Корпус включает в себя верхнюю деку, нижнюю деку и боковые обечайки[4].
Верхняя дека играет ключевую роль в формировании звучания инструмента. Она обычно изготавливается из ели или кедра и состоит из двух склеенных пополам досок. Над центром верхней деки располагается розетка — круглое отверстие с диаметром около 8,5 см[4].
На верхней деке, в её более широкой части, находится струнодержатель, выполненный из прочной древесины, например, чёрного дерева или палисандра. В центре подставки имеется небольшое возвышение с прорезью, в которую вставляется нижний порожек, изготовленный из пластика или кости[4].
Нижняя дека гитары часто делается из кипариса, палисандра, амаранта, красного дерева или других пород, обладающих особыми акустическими свойствами. Её размеры и форма в целом соответствуют верхней деке[4].
Обечайки — это две узкие полосы (шириной 9-10 см), соединяющие верхнюю и нижнюю деки, формируя боковые стенки корпуса. Они изготавливаются из той же древесины, что и нижняя дека[4].
Гриф обычно делают из кедра, сапеле или красного дерева. С лицевой стороны он плоский, а с обратной — имеет закругленную форму. Гриф крепится к корпусу в месте соединения обечаек с помощью выступа, называемого пяткой. На грифе установлено 19 металлических порожков[4].
На конце грифа располагается голова, которая является его продолжением, расширяющимся и отходящим назад. Она вырезана из цельного куска дерева и покрыта накладкой, чаще всего из палисандра. На голове грифа находятся колки для настройки струн инструмента[4].
Особенности исполнения и приемы игры
Игра на классической гитаре предполагает специфическую технику, отличную от тех, что используются на акустических и электрогитарах. Главное отличие заключается в том, что извлечение звука осуществляется пальцами, а не медиатором. Приёмы правой руки включают в себя различные штрихи, например, апояндо (при котором палец опирается на струну) и тирандо (без опоры). Благодаря этим техникам исполнитель способен создавать широкий спектр динамических выражений и получать богатый тембр[2].
Не менее важна роль левой руки, контролирующей формирование аккордов и применение разнообразных приемов, таких как баррэ, легато, вибрато и других. Для их освоения необходима высокая точность и отработанная моторика пальцев. Это подчеркивает, что классическая гитара — инструмент, требующий серьёзного труда и высокого профессионализма[2].
Музыкальные произведения для гитары
- Висенте Гомес — «Романс»[5].
- Фернандо Сор — «Вариации на тему Моцарта»[5].
- Франсиско Таррега — «Альгамбра»[5].
- Франсиско Таррега — «Грёзы»[5].
- Августин Барриос — «Собор»[5].
- Исаак Альбенис — «Легенда»[5].
- Хоакин Родриго — «Аранхуэс» (концерт)[5].
- Иоганн Бах — «Чакона»[5].
- Иоганн Бах — «Бурре»[5].
- Александр Иванов-Крамской — «Грёзы»[5].
- Сергей Орехов — «Ямщик»[5].
- Виктор Козлов — «Маленький детектив»[5].
Примечания
- ↑ Фраёнов Ярослав Анатольевич. Гитара. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (10 апреля 2010).
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Классическая гитара: От истоков до современной сцены. Гитарный портал (2024).
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Рождение и развитие гитары. Рок Авто Клуб.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Классическая гитара. Музыкальная энциклопедия.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 100 "золотых" гитарных пьес. Гитара - Шилин.