Кикнадзе, Григорий Семёнович

Эта статья прошла проверку экспертом
Григорий Семёнович Кикнадзе
Дата рождения 14 февраля (26 февраля) 1897(1897-02-26)
Место рождения Черхи, Шорапанский уезд, Кутаисская губерния,
Российская империя
Дата смерти 24 марта 1978(1978-03-24) (81 год)
Место смерти Тбилиси,
Грузинская ССР, СССР
Принадлежность  Российская империя,
 Грузинская ССР,
 СССР
Награды и премии

Григо́рий Семёнович Кикна́дзе (14 (26) февраля 1897, Чхери, Шорапанский уезд, Кутаисская губерния, Российская империя — 24 марта 1978, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР) — начальник Закавказской железной дороги. Участник Великой Отечественной Войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён тремя орденами Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Кикнадзе Григорий Семёнович родился 14 (26) февраля 1897 года в селении Чхери Шорапанского уезда Кутаисской губернии (ныне — территория Тержольского муниципалитета, Имеретия, Грузия). Начальное образование получил в сельской школе села Харагули. После переезда семьи Григорий Семёнович продолжил обучение в Тифлисском шестиклассном железнодорожном училище (ныне — Тифлисское 2-е железнодорожное 6-классное училище)[1][2].

В 1912 году Григорий Семёнович начал трудовую деятельность на железной дороге, последовательно занимая должности конторщика, телеграфиста, а затем дежурного на различных железнодорожных станциях и железнодорожных разъездах в Закавказье. Во время турецкого наступления на Армению перебрался в Тифлис, где был призван в армию. Однако служба оказалась недолгой из-за проблем со зрением. После демобилизации устроился делопроизводителем в Управление Грузинской железной дороги, одновременно посещая вечерние общеобразовательные курсы. Позже стал ревизором-инструктором, начальником отдела, инспектором управления железной дороги. Заочно окончил Тифлисский политехнический институт (ныне — Грузинский технический университет), а также курсы инженеров путей сообщения при Ленинградском институте инженеров путей сообщения (ныне — Петербургский государственный университет путей сообщения)[1].

В ноябре 1933 года Григорий Кикнадзе был назначен начальником железнодорожной станции Батуми. Григорий Семёнович эффективно организовывал учёт и контроль за перемещением цистерн с топливом, разработал систему учёта показателей каждой сменой, организовал соревнование между сменами. Особое внимание уделял кадровой политике. Благодаря внедрению его методов зимой 1934 года производительность труда значительно возросла, и железнодорожная станция Батуми была признана одной из лучших в сети железных дорог, перенимать опыт приезжали делегации других станций[1].

Через год Григорий Семёнович стал начальником Тифлисского отделения службы эксплуатации. Через три месяца отделение вышло на первое место. В апреле 1936 года Григорий Кикнадзе был награждён орденом Ленина. Вскоре его назначили начальником грузовой службы, затем дорожным ревизором по безопасности движения, а в августе 1937 года — заместителем начальника железной дороги[1].

В апреле 1939 года Григорий Семёнович возглавил Закавказскую железную дорогу и руководил ею 15 лет. В годы Великой Отечественной войны был уполномоченным НКПС по Закавказскому фронту и членом Военного совета фронта. За этот период железная дорога 19 раз получала переходящие Красные знамёна ГКО и НКПС[1].

Особенно сложным был 1942 год, когда гитлеровцы отрезали железную дорогу от центра. Была налажена доставка нефтепродуктов через Каспийское море и по железнодорожной линии Кизляр — Астрахань. Также необходимо было срочно поставлять чиатурский марганец на уральские заводы. Григорий Семёнович также курировал южное направление, обеспечивая поставки в Иран, куда были введены советские и английские войска. Руководил военно-эксплуатационными отделениями в Тегеране и Тавризе, через которые шли грузы по ленд-лизу[1].

В 1942 году Григорий Кикнадзе руководил эвакуацией железнодорожного подвижного состава из Крыма и с железной дороги имени Ворошилова (ныне — Северо-Кавказская железная дорога). После освобождения Северного Кавказа Закавказская железная дорога помогала в восстановлении движения поездов[1].

За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Григорию Семёновичу Кикнадзе было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1].

В послевоенное время Григорий Семёнович продолжал руководить Закавказской железнодорожной магистралью. Под его руководством были проведены техническая модернизация, электрификация, внедрена автоблокировка, построена гидроэлектростанция. С 1946 года был депутатом Верховного Совета СССР, а в 1947 году — депутатом Верховного Совета Грузинской ССР[1].

В августе 1954 года после смерти Сталина и ареста Берия Григорий Кикнадзе был освобождён от руководства железнодорожной магистралью. Его обвинили в «подхалимаже» и «привычке к недостаткам». Григория Семёновича назначили в Минтрансстрой СССР заместителем начальника Главного транспортного управления. На этом посту Григорий Кикнадзе участвовал в строительстве новых железных дорог на целине и внедрении тепловозной тяги[1].

В 1970 году Григорий Кикнадзе ушёл на заслуженный отдых. Умер 24 марта 1978 года. Похоронен на Сабурталинском кладбище в Тбилиси[1].

Награды и звания

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 Каргапольцев С. Кикнадзе Григорий Семёнович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 11 мая 2025.
  2.  Герои труда военных лет 1941-1945. — М.: Профиздат, 2001. — 279 с.
  3. Кикнадзе Григорий Семенович. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 23 мая 2025.

Ссылки