Канатная дорога (Пятигорск)

Материал из «Знание.Вики»
Пятигорская канатная дорога
Pyatigorsk cableway view.jpg
Страна  Россия
Город Пятигорск
Автор проекта Леважа В.М.
Строитель Пятигорское СМУ
Строительство 1965 год1971 год
Здания
нижняя и верхняя станции
Состояние действующая
Сайт kanatkakmw.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Пятиго́рская кана́тная доро́га — пассажирская маятниковая безопорная канатная дорога в Пятигорске, которая ведёт на гору Машук; открыта в 1971 году. Канатную дорогу так же называют фуникулёром (фр. funiculaire, произв. от лат. funiculus — верёвка, канат).

Полное название дороги — подвесная пассажирская канатная дорога. Визитная карточка Пятигорска. Вагоны двигаются с помощью тяговых канатов, которые начинают движение благодаря электрическому двигателю, расположенному на верхней станции дороги. Каждый вагончик движется строго по своему несущему тросу. Время, которое требуется пассажирам, чтобы преодолеть расстояние в 964 метров, составляет всего 2,5 — 3 минуты[1][2].

Дорога функционирует по принципу маятника, вагоны выезжают одновременно снизу и сверху, встречаются на полпути при одинаковой скорости движения. Каждый вагончик рассчитан на 20 пассажиров. Длина каждого несущего троса равна 1100 метрам, каждый трос обладает четырёхкратным запасом прочности. Чтобы рассмотреть большее количество местных красот, при поездке по канатке рекомендуется становиться по левую сторону, где открываются наиболее красочные виды на склон горы Машук, панораму Пятигорска и гряду Бештау[2][1].

История возникновения

Появлению безопорной канатной дороги в Пятигорске все обязаны талантливому инженеру Вахтангу Марковичу Лежаву, который был главным специалистом по канатным дорогам в институте «Грузгипрошахт». Идея построить такую неизвестную ранее нигде достопримечательность в Пятигорске посетила Лежава ещё в 1957 году, однако её воплощение в жизнь началось лишь спустя восемь лет — в 1965 году. Строительством занималось Пятигорское СМУ треста «Севкавкурортремстрой». Процесс был непростым и потребовал немалых усилий, но результат того стоил. 24 августа 1971 года состоялось торжественное открытие первой в СССР канатной дороги маятникового типа. Это уникальнейшее инженерное сооружение позволило туристам и жителям города взглянуть на Пятигорск с совершенно новых ракурсов и насладиться живописными видами окрестностей. Канатная дорога быстро стала визиткой и гордостью города-курорта Пятигорск, привлекая множество новых туристов. Её популярность остаётся крайне высокой и по сей день. Ежегодно канатную дорогу используют сотни тысяч человек, желающих полюбоваться Пятигорском с высоты птичьего полёта. Предпоследняя суббота августа — День Канатной дороги[2][3].

Модернизация

Для обеспечения безопасности пассажиров при движении в ноябре 2015 года была проведена масштабная реконструкция и модернизация оборудования. И хотя, старые канаты и механизмы прослужили верой и правдой более 40 лет, требования безопасности людей являются приоритетными. В ходе ремонтных работ были заменены канаты, установлены современные силовые агрегаты и автоматика. Скорость движения вагончиков осталась прежней 8м/с, но их ход стал более плавным и комфортным. В ближайших планах руководства — замена самих вагончиков на более современные и вместительные модели. Это позволит не только повысить уровень комфорта для пассажиров, но и увеличить пропускную способность безопорной маятниковой дороги. Вместе с этими нововведениями рассматривается возможность установки систем мультимедиа в новых вагончиках для более увлекательного путешествия. Пятигорская канатка всегда была и остаётся одним из самых популярных туристических объектов города-курорта[2][4].

Технические характеристики

  • Скорость движения вагона составляет 8 м/с.
  • Время проезда в одну сторону занимает 3 минуты.
  • Тип вагона — закрытый.
  • Вместимость вагона — до 20 человек.
  • Собственный вес вагона равен 1032 килограмм.
  • Максимальная грузоподъёмность вагона — 2000 килограмм.
  • На маршруте движутся 2 вагона.
  • Длина дороги по несущему канату составляет 994 метра.
  • Разница в высоте между верхней и нижней станциями — 368,8 метра.
  • Максимальный угол наклона в пролёте — 30°[3].

Принцип работы дороги

Маятниковая канатная дорога работает по принципу движения вагонов по стальному тросу, аналогичному рельсам на железной дороге. Несущий трос поддерживает движение вагонов. Тяговой канат, приводимый в движение электрическим двигателем на верхней станции, запускает вагончики в движение. Каждый вагон движется по своему тросу. Вагончики стартуют одновременно с одинаковой скоростью и встречаются на полпути, именно так работает маятниковая канатная дорога. Каждый несущий трос имеет полную длину 1100 метров. В натянутом состоянии каждый трос с вагончиком и пассажирами удерживает противовес с грузом массой 42 тонны. Каждый трос имеет 4-кратный запас прочности. Вес одного погонного метра такого каната равен 13 килограммам[3][5].

Виды из окна фуникулёра

При подъёме на вершину горы Машук пассажиры могут получить удовольствие от великолепных видов Кавказских гор и близлежащих окрестностей. Из окна вагончика можно увидеть Лазаревскую церковь. На высоте около четырёхсот метров между зеленью деревьев и кустарников можно рассмотреть на скале портрет Владимира Ленина, созданный летом 1925 года художником Николаем Шуклиным[3].

При дальнейшем подъёме среди зелени и скал можно усмотреть и другие удивительные места:

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Главная. Канатная дорога. Дата обращения: 27 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Канатная дорога в Пятигорске.. Туристер.Ру (11 мая 2023). Дата обращения: 2024-027.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 История возникновения Пятигорской канатной дороги. Канатная дорога. Дата обращения: 27 марта 2024.
  4. Модернизация Пятигорской канатной дороги 2015-16 гг.. Канатная дорога. Дата обращения: 27 марта 2024.
  5. Канатная дорога в Пятигорске. Экскурсии в Пятигорске и КМВ. Дата обращения: 28 марта 2024.
  6. Канатная дорога на гору Машук. Geo360. Дата обращения: 28 марта 2024.
  7. Канатная дорога на гору Машук. Отдых в России. Проект «Комсомольской правды». Дата обращения: 28 марта 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!