Казаки-разбойники (игра)
Казаки́-разбо́йники — детская подвижная нарожная игра. Она была популярной дворовой игрой XX столетия. Игра представляет собой сочетание элементов «догонялок» и «пряток». Участие в ней принимают две команды. Существуют разные варианты игры, которые характерны для разных местностей, регионов и национальных составов населения. Цель игры заключается в том, что «разбойники» должны были придумать секретный пароль, а «казакам» необходимо его узнать. В таком случае они становятся победителями. Если в темницу доставлены все «разбойники», то победа также присуждается «казакам». «Разбойники» могут нападать на «казака-охранника» с целью захватить «тюрьму». Проигравшие получают по одному щелбану, или другое наказание. Есть разные варианты, когда пойманные «разбойники» наказывались ударами ремнём по спине.
Играть в «Казаки-разбойники» можно в любом месте, главное условие — это наличие укромных мест, где можно спрятаться. Чем больше соберётся участников, тем интереснее будет проходить игра. Различают «разбойников» и «казаков» по отличительным лентам разного цвета, повязанным на руку[1].
История
В «Казаки-разбойники» играли ещё до Октябрьской революции 1917 года, но точной даты появления данной игры нет. Считается, что она зародилась ещё в XVI веке. Существует три версии появления названия игры. По первой: название появилось в царской России, в то время казаки были наделены властью охранять население от нападавших разбойников. По второй: игра появилась в XVI веке, когда городовые казаки наделялись полномочиями отлавливать казаков-воров и получали вознаграждение. По третьей: появление игры связано с Кавказской войной XIX века. Все версии имеют право на существование[2].
Правила и ход игры
В каждом дворе дети добавляли свои правила для игры «казаки-разбойники», но есть классические, Которые объединяют все интерпретации.
- необходимо собрать команду в количестве от шести до десяти человек;
- обязательно определить границы игры (территория, за которую забегать запрещается, обговаривается заранее);
- при помощи считалочки или жребия разделить участников на две команды;
- игроки проводят жеребьёвку: одна команда становятся «разбойниками», а другая — «казаками»;
- вначале игры участники команды «разбойники» бегут вместе, а затем разделяются, чтобы запутать соперников;
- у «казаков» строится «стан», его охраняют один — два игрока;
- обсудить разрешённые наказание, определить запрещённые;
- в «тюрьме» пойманных можно «пытать»: щекотать, подсовывать насекомых, жечь крапивой с целью узнать пароль;
- придумать участникам команды «разбойников» секретный код;
- придумать несколько фальшивых паролей участникам команды «разбойники», для обмана «казаков»;
- построить «тюрьму», в которой будут содержаться «разбойники»[3];
- «разбойникам» необходимо спрятаться, оставляя подсказки «казакам» в виде стрелок (рисовать можно мелом на дороге, стенах);
- чем дальше разбредаются разбойники и чем запутаннее подсказки, тем труднее казакам;
- определить временной промежуток, через который «казаки» начинают поиск. Это может быть от 5 до 20 минут;
- выслеживая «разбойников», «казаки» должны передвигаться бесшумно;
- младшие участники могут искать «разбойников» по двое или трое;
- «разбойник» считается пойманным, если до него дотронулись и сказали слова: «Красная печать, никому не убегать» (фразы могут быть другими), после этого он заключается в тюрьму;
- «разбойник» не может убегать после касания и сказанных слов, если это происходит, то он получает от всей команды «казаков» по 3 пинка;
- если разбойник отказывается идти, его можно тащить силой или на руках;
- «разбойник» не имеет права вырываться, но если «казак» разжал руку, то он может сбежать;
- игрок, который поймал «разбойника», остаётся сторожить его в темнице, а остальные «казаки» продолжают охоту;
- некоторые источники утверждают, что казак, поймавший «разбойника», остаётся в темнице, сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за «разбойниками» в темнице, а «казаки» могут бежать ловить остальных;
- «разбойники» могут спасать членов команды: дотронувшись, можно сказать: «Зелёная печать — можно убегать», либо можно запятнать казака;
- «казаки» у пленённых выведывают пароль, если он правильный, то они побеждают;
- обнаруженный «разбойник» может добежать до казачьего «стана», в этом случае он не считается пойманным, а становится «казаком»;
- непойманные игроки могут нападать на темницу и освобождать членов своей команды;
- игра заканчивается, если «казаки» поймают всех «разбойников» или узнают секретный код;
- если при сопровождении пленного в «темницу» его отбили игроки команды, тут же нужно обязательно бросаться вдогонку и пытаться снова запятнать разбойника;
- после окончания игры команды меняются местами[4].
Особенности
Чем больше участвует игроков, тем интереснее становится игра. Важной особенностью является определение территории. Организовать её можно на свободной местности, детских площадках, вдали от строений, дорог. Главное условие — должно быть то место, где можно спрятаться. Нужно выделить игрокам время на подготовку.
Игра «Казаки-разбойники» стала популярной в XX веке. Она развивает физическую выносливость, логическое и стратегическое мышление, терпеливость, ловкость, выносливость. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, обговаривать правила,ставить перед собой цели, задачи, решать их. Главное в «Казаках-разбойниках» — веселье, активность и дух командной игры. Переловить разбойников — задача очень непростая, и порой ребята играют в эту игру несколько часов. Важно следить за безопасностью всех участников, особенно если игра проходит на открытом пространстве с различными препятствиями[2].
Примечания
- ↑ Правила игры «Казаки-разбойники» . «Умная игрушка» (2021). Дата обращения: 9 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Федоткова А. Казаки-разбойники . «Игры и Игрушки» (2017). Дата обращения: 15 июня 2024.
- ↑ Володченко В., Юмашев В. Выходи играть во двор. — Москва: Молодая гвардия, 1984. — С. 107—112. — 126 с. — ISBN 5-235-00465-5..
- ↑ Казаки-разбойники (игра для детей) . Детстрана. Дата обращения: 9 июня 2024.