Кëльнский собор

Материал из «Знание.Вики»
Кёльнский собор
Kölner Dom
Кёльнский собор (2022)Кёльнский собор (2022)
Страна  Германия
Город Кёльн
Местоположение северо-западная часть Германии (Северный Рейн-Вестфалия)
Ближайшая станция метро Dom/Hauptbahnhof
Епархия Архиепархия Кёльна
Архитектурный стиль Высокая готика
Архитектор Эрнст Фридрих Цвирнер
Сайт koelner-dom.de
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Кёльнский собо́р святы́х Петра́ и Мари́и — римско-католический готический собор, созданный в 1248 году и являющийся величайшим памятником немецкой архитектуры. Находится в одном из самых известных городов Германии, в старой части Кёльна, на берегу реки Рейн, в 250 метрах от берега. Высота — 157,38 метра, ширина — 86,25 метра[1]. Высота его башен: Северной — 157,18 метра, Южной — 157,14 метра. Это один из старейших и наиболее известных христианских готических соборов в Западной Европе, находится в ряду самых крупных соборов в Европе. Является рекордным долгостроем в истории архитектуры (строился 632 года), не раз проводились реставрационные работы. Собор знаменит своими архитектурными статуями, фронтонами, слепым узором и объединяющими рядами шпилей, а также редкими произведениями религиозного искусства. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия в 1996 году[2].

Строительство собора

Его строительство началось по заказу Конрада фон Хохштадена, Кёльнского архиепископа. Архитектором собора являлся Герхард фон Риле. По изначальному проекту архитектора, он должен был быть 144 метра в длину, 86 метров в ширину, 157 метров в высоту — на тот момент это было бы самое высокое здание в мире. Началось строительство в 1248 году[1].

В 1164 году Рейнальд фон Дассель привёз останки Трёх волхвов в Кёльн — это были останки Трех королей – Каспара, Мельхиора и Бальтазара, пришедших к младенцу Христу на свет Вифлеемской звезды. Ранее прах Трёх волхвов хранился в монастыре Милана. Реликвию в дар получил Кёльнский архиепископ Рейнальд фон Дассель от императора Фридриха Барбароссы. По замыслу, собор должен был затмить все существующие, это должно было быть монументальное и самое масштабное строение[3].

По замыслу архитектора собор должен был стать местом света, каждая деталь собора напоминает об этом. Акцент делался на большие окна, занимающие площадь 10 000 квадратных метров. Тяжесть сводов с таким количеством окон помогали держать продуманная заранее система арочных контрфорсов. Уникальность строения заключается в расположении колонн с балками снаружи, дополнительный элемент, помогающий удержать огромный вес — свод собора с широкими проёмами, увенчанный стрельчатыми арками, в итоге колонны передают нагрузку основанию здания[1].

Герхард фон Риле умер в 1271 году, не закончив строительство восточной части здания, с которой начали возведение собора. Дальнейшее строительство велось с частыми остановками, и было окончено лишь в конце XIX века, после чего сразу началась реставрация здания, ведущаяся до сих пор[4].

На строительство нескольких деталей собора в начале ушло примерно 90 лет: были построены неф, трансепт и основание колокольни, и только в 1322 году был освещён главный алтарь собора. События, происходившие в тот период: политические разногласия среди горожан, эпидемия, финансовые трудности — не позволили достроить собор, и работы прекратились вплоть до 1842 года. Идея возобновить строительство храма пришла императору Фридриху Вильгельму IV, и только в 1880 году строительство завершили[5].

Непонятные события начали происходить ещё на этапе планирования величайшего собора. Старинная немецкая легенда гласит: Герхард фон Риле, никак не мог создать чертежи и расчёты собора — подводили ошибки в архитектурных расчётах и отсутствие креативных идей. Тогда от безысходности архитектор решился на сделку с дьяволом, попросив его обменять готовый проект собора на свою душу. В договоре говорилось о том, что передача чертежей должна была произойти после утреннего крика первого петуха. Однако об этой сделке узнала жена фон Риле и сама прокукарекала вместо петуха, а обманутый дьявол принёс готовые чертежи. Так, архитектор смог сохранить свою душу и получил желаемый чертёж, благодаря которому смог создать самый величественный и таинственный собор в истории архитектуры.

В период с 1880 по 1884 году, по некоторым сведениям, собор считался самым высоким зданием мира, ранее это был собор в Руане (Франция), но ниже Монумента Вашингтона (США)[2].

Шедевры Кёльнского собора

Кёльнский собор

Кёльнский собор также известен своими шедеврами средневекового искусства, включая великолепные скульптурные композиции и алтарные картины. Особенно стоит выделить знаменитые Гробницы Трёх князей — скульптурный ансамбль, посвящённый трём волхвам, согласно легенде принёсшим дары Иисусу Христу. Собор также хранит ряд ценных предметов, золотых изделий и других церковных реликвий, которые отражают богатство и красоту средневековых ремёсел и искусства. Интерьер собора украшают скамейки в хоре, фрески, 14 скульптурных фигур: Христос, Мария и двенадцать апостолов на ограде хора. В соборе хранятся и другие ценные с точки зрения искусства вещи: рака Святого Энгельберта, ковчег-реликварий, напрестольные кресты, епископские жезлы, статуи святых и многое другое[3].

Одним из самых известных архитектурных элементов Кёльнского собора являются его две великолепные башни, возвышающиеся на высоте более 150 метров. Собор также известен своими красочными витражами, которые олицетворяют библейские сюжеты и святых. Кёльнский собор также имеет богатую коллекцию искусства и артефактов, среди которых выдаются древние реликвии и церковные предметы. 

Большой интерес представляют колокола собора. Самый старый колокол и второй, самый тяжёлый, сейчас приводятся в движение с помощью электричества (данная система действует с 1908 года), ранее с раскачиванием старого колокола справлялись двое сильных мужчин. Меньший по весу древний колокол «Претиоза» или «Изысканная» (отлит в 1448 году) весит 11 тонн и звучание колокола поражает слух изысканностью и чистотой тона. Некогда колокол был самым большим в Европе. Но сейчас колокол «Петер» (отлит в 1923 году) считается самым большим в мире, весит 24 тонны. Поражают оригинальностью поражают две крутые винтовые лестницы в 509 ступенек, ведущие на колокольни, устроенные в средних ярусах двух обрамляющих фасад собора башен. В Кёльнском соборе есть ещё два других колокола: «Специоза» и «Колокол Трех Королей»[3].

Кёльнский собор имеет богатую историю, наполненную множеством удивительных событий и легенд. Интересный факт связан с королём прусским Вильгельмом I, который отказался освящать собор после завершения работ, объяснив это тем, что «лишь бог имеет право освящать такие великие храмы». Таким образом, собор никогда не был торжественно освящён. Кёльнский собор также служит местом проведения различных культурных мероприятий, в том числе концертов органной музыки и выставок искусства.

Собор является популярным пунктом паломничества для христианских паломников и туристов со всего мира. Сегодня Кёльнский собор продолжает служить важным местом богослужений и религиозных мероприятий, а также привлекает туристов своей уникальной архитектурой и историческим значением[6].

Реставрационные работы

Кёльнский собор (1926)

Кёльнский собор в XIX веке был подвергнут масштабной реставрации и восстановлению, которые были вызваны необходимостью восстановить древний храм и вернуть ему прежнюю величественность. В это время архитектурное наследие собора было признано не только важным сооружением для города Кёльна, но и значимым объектом для всей Германии и мирового искусства. 

Реставрационные работы проводились под руководством известного архитектора Эрнста Фридриха Зюльцдорфа и длились десятилетиями, начиная с 1823 года. Эрнст Зюльцдорф стремился не только восстановить повреждённые элементы собора, но и воссоздать его первозданный облик и величие. Были проведены срочные ремонтные работы, укрепление фундамента и стен, а также восстановление великолепных витражей и скульптурных украшений.

В конечном итоге, благодаря усилиям архитекторов, скульпторов, художников и реставраторов XIX века, Кёльнский собор был возрождён и предстал перед миром во всей своей красе и великолепии. Это культурное наследие продолжило сиять и вдохновлять сегодняшнее поколение, оставаясь одним из величайших храмов христианской Европы[1].

Раскопки

На месте кафедрального собора проводились раскопки и были обнаружены следы римского жилья, которые датируются IIV веками нашей эры. Было сделано открытие: первое культовое здание здесь располагалось уже в конце IV и начале V веков нашей эры, здание украшали апсиды. В нижней части собора представлены остатки первых церквей: фрагменты пола, части стен — всего экспозиция занимает около 4000 метров. Собор, находившийся на территории современного собора назывался собор Хильдебольда. На территории обнаружено захоронение двух людей: женщины и ребёнка, мальчика восьми лет. По предположению археологов и историков погребённые принадлежали к королевской семье Теодеберта из династии Меровингов. Захоронение датируется 540 годом нашей эры. В 500 году здесь было крестообразное строение, на стенах была мозаика, а внутри обнаружен восьмиугольный баптистерий, стороны которого имели изогнутую форму на них располагался балдахин[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Сочалин, Олег. Кельнский собор — ключ к пониманию готической архитектуры | Architim.ru. Architime. Дата обращения: 8 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ариана, Надежда. Шедевры архитектуры: Кельнский собор.Часть 1. LiveJournal (7 декабря 2020). Дата обращения: 8 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Губарева М. Ю., Низовский А. Ю. Кёльнский собор. «100 великих храмов». — 2014.
  4. Кёльнский собор. Этномир. Дата обращения: 7 июня 2024.
  5. Смолянский, Давид. Секреты Кёльнского собора. Миртесен (30 января 2018). Дата обращения: 8 июня 2024.
  6. Wrabit. Легенды Кёльнского собора. Белый кролик. Дата обращения: 7 июня 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!