Золотые Ворота (мост)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Золотые Ворота
англ. Golden Gate Bridge
Золотые Ворота (англ. Golden Gate Bridge)Золотые Ворота (англ. Golden Gate Bridge)
Область применения Автомобильный, велосипедный и пешеходный
Пересекает Пролив Золотые Ворота
Место расположения Сан-Франциско, Калифорния, США
Конструкция
Тип конструкции Висячий мост
Материал Сталь, бетон
Основной пролёт 1280
Эксплуатация
Конструктор, архитектор Джозеф Стросс, Ирвинг Морроу, Чарльз Олтон Эллис
Штаты Америки Калифорния_scale:100000 37°49′03″ с. ш. 122°28′37″ з. д. / 37.81750° с. ш. 122.47694° з. д. / 37.81750; -122.47694 (G) (O) (Я)

Мост Золоты́е Воро́та — висячий мост (англ. the Golden Gate Bridge), инженерное сооружение, перекинутое через одноимённый пролив. Конструкция соединяет северную оконечность полуострова Сан-Франциско с южной частью округа Марин, вблизи населённого пункта Сосалито. Данный объект входит в число наиболее узнаваемых мостовых конструкций на планете. С момента ввода в эксплуатацию в 1937 году и до 1964 года являлся крупнейшим висячим мостом в мире[1][2].


История

Водная переправа

До возведения мостового сооружения кратчайшим путём между Сан-Франциско и территорией современного округа Марин служило пересечение вод залива Сан-Франциско на плавательных средствах. Перевозки на лодках начались ещё в 1820 году, а систематический характер приобрели в 1840-х годах, когда возникла необходимость в транспортировке воды в Сан-Франциско[3].

В 1867 году была учреждена Sausalito Land and Ferry Company, впоследствии эволюционировавшая в Golden Gate Ferry Company — дочернее предприятие Southern Pacific Railroad. К исходу 1920-х годов Golden Gate Ferry Company заняла лидирующую позицию по объёму паромных операций. Автомобильные паромные перевозки стали существенным фактором экономического развития региона.

Водное сообщение между пристанью Хайд-стрит в Сан-Франциско и Сосалито в округе Марин длилось около 20 минут. Стоимость проезда для автомобиля изначально составляла один доллар, но впоследствии была снижена для повышения конкурентоспособности с новым мостом. От паромного терминала Сан-Франциско путь занимал 27 минут[4].

Мост во время тумана

Идея строительства моста, соединяющего Сан-Франциско с округом Марин, пользовалась широкой поддержкой. К тому времени Сан-Франциско оставался крупнейшим городом США, где преобладало паромное сообщение. Отсутствие стабильной связи с другими населёнными пунктами в районе залива негативно сказывалось на темпах роста города, которые отставали от среднего показателя по стране. Тем не менее, ряд специалистов выражал сомнения в возможности сооружения моста через пролив шириной 6 700 футов (2 042 м) с мощными приливными течениями, глубиной 372 фута (113 м) в фарватере и частыми сильными ветрами. По их мнению, суровые погодные условия и густые туманы создавали серьёзные препятствия для строительства и эксплуатации[3][4].

Возведение сооружения

Строительные работы были инициированы 5 января 1933 года и длились более четырёх лет. Исходный проект моста разработали инженер Джозеф Страусс и архитектор-консультант Ирвинг Морроу, применивший в оформлении элементы стиля ар-деко. Страусс осуществлял общее руководство строительством, однако фактическое проектирование и инженерные расчёты выполнили выходец из Риги Лев Моисеев (англ. Leon Solomon Moisseiff), ранее участвовавший в проектировании Манхэттенского моста в Нью-Йорке, и Чарльз Альтон Эллис. Из-за напряжённых отношений между ними и Джозефом Страуссом их имена не были включены в официальную историю строительства и не фигурируют на памятной табличке строителей моста на южной опоре[5].

Торжественное открытие моста состоялось 27 мая 1937 года в шесть часов утра. В течение первых 12-и часов доступ на мост был открыт исключительно для пешеходов. На следующий день по сигналу президента Рузвельта, переданному из Белого дома, началось автомобильное движение.

В 1987 году, к 50-летнему юбилею моста, были организованы масштабные празднования. Предполагалось даже временно закрыть движение транспорта, чтобы все желающие могли пройти по мосту пешком. В воскресенье, 24 мая 1987 года, в ходе юбилейных мероприятий по мосту прошло около 300 тысяч человек[2][6].

Транспортный поток

Мост ночью

Мост, будучи единственной северной транспортной артерией из Сан-Франциско, является составной частью федеральной автомагистрали 101 и шоссе штата Калифорния 1. Движение осуществляется по шести полосам. Ежесуточный трафик составляет порядка ста тысяч автомобилей. Распределение полос по направлениям регулируется с помощью подвижного разделительного барьера, перемещаемого специальной техникой несколько раз в день в зависимости от интенсивности потока. До внедрения этой системы случались лобовые столкновения из-за выезда на встречную полосу. Монтаж передвижного барьера завершился 11 января 2015 года, что потребовало беспрецедентного 45,5-часового закрытия моста для частного транспорта. Стоимость новой системы составила около 30,3 млн долларов США[7].

Тарифы

С 2011 года плата за проезд в южном направлении для легковых автомобилей увеличена с пяти до шести долларов (пять долларов при использовании электронной системы Fastrak). Движение на север осуществляется бесплатно. Проезд автомобилей экстренных служб бесплатен в обоих направлениях. Пешеходы и велосипедисты пользуются мостом бесплатно[1][4].

Покрасочные работы

Первоначально мост был окрашен с применением свинцового сурика в качестве грунтовки и свинцовой краски для верхнего слоя с периодическим обновлением покрытия. В середине 1960-х годов стартовала программа по усовершенствованию антикоррозийной защиты, включавшая удаление старой краски и нанесение грунтовки на основе силиката цинка с верхним виниловым слоем. С 1990 года, в соответствии с экологическими нормами, для верхнего слоя используется акриловая эмульсия. Завершение программы в 1995 году привело к формированию постоянной бригады из 38 маляров, осуществляющих локальное обновление покрытия в местах, наиболее подверженных коррозии[3].

Суицидальные инциденты

Антисуицидальная табличка. Надпись: «Надежда есть. Позвони. Последствия прыжка с этого моста фатальны и трагичны»

Первый зафиксированный инцидент произошёл через три месяца после открытия моста. В августе 1937 года 47-летний ветеран Первой мировой войны Гарольд Уоббер совершил прыжок в залив. Согласно сообщениям прессы, Уоббер страдал психическим расстройством вследствие контузии, полученной на фронте.

За более чем семь десятилетий эксплуатации моста, по неофициальным данным, свыше 1200 человек свели счёты с жизнью, спрыгнув с него (официальный учёт прекратился в 1995 году, когда число самоубийств превысило 1 000). 1995 год стал своеобразным антирекордом: 45 случаев — больше, чем за любые три предыдущих года с момента открытия. В 2006 году было обнаружено 34 тела самоубийц, спрыгнувших с моста. Ещё 4 случая были зафиксированы очевидцами, но тела не удалось найти. Наибольшее число суицидов за один месяц — 10 случаев — произошло в августе 2013 года. Калифорнийская патрульная служба ежегодно предотвращает около 70 попыток самоубийства на мосту[2][4].

Самыми юными жертвами стали пятилетняя Мэрилин Демонт (прыгнула вместе с отцом летом 1945 года) и трёхлетняя Келли Пэйдж (28 января 1993 года была сброшена отцом, который затем спрыгнул сам). Точную статистику самоубийств установить невозможно из-за отсутствия свидетелей в условиях частых туманов или ночного времени. Известны случаи, когда люди целенаправленно приезжали в Сан-Франциско для совершения суицида. Полиция периодически обнаруживает на близлежащей парковке брошенные арендованные автомобили.

Падение с 75-метровой высоты длится четыре секунды. При ударе о воду на скорости свыше 100 км/ч шансы на выживание минимальны. Большинство выживших после удара погибают от внутренних повреждений или переохлаждения в воде, температура которой может опускаться до 8 °C.

По состоянию на 2006 год, из всех совершивших прыжок с моста выжило только 26 человек. Все они входили в воду ногами вперёд. Большинство получило множественные внутренние повреждения и переломы. Зафиксирован единичный случай, когда человек избежал серьёзных травм: в 1985 году 16-летний рестлер самостоятельно добрался до берега после прыжка. Известен эпизод 1979 года, когда молодой человек выжил после падения и самостоятельно обратился в больницу с переломами позвонков.

В апреле 2011 года 16-летняя девушка осталась жива после прыжка. По данным Береговой охраны США и противопожарной службы Сан-Франциско, она упала с высоты 61 м и провела в холодной воде 20 минут, после чего была госпитализирована[2][4].

Обсуждались различные методы предотвращения суицидов, включая ночное закрытие пешеходной части с электронным контролем доступа для велосипедистов. Предложения по установке защитного ограждения не получили одобрения из-за технических сложностей, высокой стоимости (15-20 млн долларов) и общественного противодействия. 11 марта 2005 года совет директоров моста одобрил двухлетний план по изучению возможности установки ограждения стоимостью 1,78 млн долларов.

После терактов 11 сентября 2001 года были усилены меры безопасности с привлечением Национальной гвардии. В апреле 2004 года губернатор Калифорнии А. Шварценеггер распорядился снять охрану по экономическим соображениям. В настоящее время мост патрулируется местной полицией и частными охранными структурами.

Вдоль пролёта моста установлены специальные телефоны для связи с центром кризисного консультирования. Надписи рядом с ними гласят: «Надежда есть. Позвони. Последствия прыжка с этого моста фатальны и трагичны».

Теме самоубийств на мосту посвящены два документальных фильма: «Мост» (2006) и «Радость жизни» (2005)[2][4].

Технические характеристики

  • Общая протяжённость — 2 737 метров, что делает его одним из крупнейших висячих мостов в мире.
  • Длина основного пролёта — 1 280 метров, что на момент постройки было рекордом.
  • Высота опор — 227,4 метра над уровнем воды, что эквивалентно высоте 65-этажного здания.
  • Общая масса конструкции — 894 500 тонн, что сравнимо с массой около 177 900 взрослых африканских слонов.
  • Высота проезжей части над поверхностью воды при приливе — 67 метров, что обеспечивает беспрепятственное прохождение крупных судов под мостом.

Дорожное полотно удерживается сложной системой тросовых подвесок, прикрепленных к двум основным несущим кабелям. Эти кабели являются ключевым элементом конструкции моста:

  • Диаметр каждого кабеля — 924 миллиметра, что примерно соответствует высоте стандартного письменного стола.
  • Масса кабелей — 24 500 тонн, что составляет значительную часть от общей массы моста.
  • Состав — более 27 000 отдельных стальных жил, скрученных вместе для обеспечения необходимой прочности.
  • Общая длина всех жил — около 128 000 километров, что достаточно для того, чтобы трижды опоясать Землю по экватору[2][7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Шереметьева О. Мост "Золотые Ворота" - строительство и лучшие видовые точки, как добраться и на чем передвигаться по мосту "Золотые ворота". travelask.ru. Дата обращения: 30 сентября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Моргунова Л. Самые интересные факты о мосте "Золотые ворота" - KP.RU. Комсомольская правда (05.01.2014). Дата обращения: 30 сентября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Мост Золотые Ворота - Сан-Франциско, США. ermakvagus.com. Дата обращения: 3 октября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Мост в будущее США. regnum.ru. Дата обращения: 3 октября 2024.
  5. Мост Золотые Ворота (The Golden Gate Bridge). Мои 100 дорог. Дата обращения: 3 октября 2024.
  6. Этот день в истории 1937 — в Сан-Франциско открылся мост «Золотые Ворота». EADaily. Дата обращения: 3 октября 2024.
  7. 7,0 7,1 Мост Золотые Ворота в Сан-Франциско (Калифорния, США). paikea.ru. Дата обращения: 3 октября 2024.

Ссылки