Законодательное Собрание Вологодской области
Законода́тельное Собра́ние Волого́дской области — представительный и единственный законодательный орган государственной власти Вологодской области, принимающий Устав области и поправки к нему, законы Вологодской области[1]. Законодательное Собрание области избирается гражданами сроком на 5 лет по смешанной избирательной системе и состоит из 34 депутатов. Как законодательный и представительный орган государственной власти субъекта осуществляет свою работу с 1994 года.
История
Историю народного представительства в регионе можно вести с дореволюционного периода, деятельности Вологодского губернского дворянского депутатского собрания и городских дум[2]. Однако в современном виде, как законодательный и представительный орган государственной власти субъекта Законодательное Собрание области действует с 1994 года.
Вологодский областной Совет народных депутатов
Считается что у истоков современного представительного органа Вологодской области стоял областной Совет народных депутатов двадцать первого созыва, первое заседание которого состоялось 29 марта 1990 года. Совет народных депутатов в своей структуре имел исполнительный комитет, председателя, которого назначали депутаты. Двести депутатов, составляющих областной Совет, работали в образованных ими 4 постоянных комитетах и 13 комиссиях (из них изначально только два — на постоянной основе). Организационно-техническую подготовку сессий Совета осуществлял исполнительный комитет. Для решения неотложных вопросов был образован Президиум областного Совета народных депутатов, который впоследствии был реорганизован в Малый Совет, состоявший из 30 депутатов[2].
На основании Постановления главы администрации области Николая Подгорнова от 4 ноября 1991 года № 1 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в области» упразднен исполнительный комитет Вологодского областного Совета народных депутатов. 11 октября 1993 глава администрации области принял Постановление № 518 «О приостановлении деятельности Вологодского областного Совета народных депутатов». Причины такого решения были указаны в преамбуле акта: «…Вологодский областной Совет народных депутатов не поддержал Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 „О поэтапной Конституционной реформе в РФ“ и не принял его к исполнению», а также «…сложившийся кризис в областном Совете народных депутатов»[3]. При главе Администрации области была создана координационно-консультативная комиссия из числа депутатов областного Совета народных депутатов для доработки Устава области, выработки нормативной базы по созданию нового представительного органа власти области и проведению в него выборов.
Вологодская областная дума
16 декабря 1993 года администрацией области во исполнение Указов Президента РФ от 22 октября 1993 года № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ» и от 27 октября 1993 года № 1765 «Об утверждении Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» принято Постановление «О выборах в Вологодскую областную думу», которым назначены выборы в областную Думу на 20 марта 1994 и утверждено Положение о выборах в Вологодскую областную Думу[4].
Вологодская областная Дума была сформирована в результате прямых всеобщих выборов, проведенных 20 марта 1994 года по 15 одномандатным избирательным округам. Кандидатами в депутаты Вологодской областной Думы окружными избирательными комиссиями были зарегистрированы 63 человека[4]. Явка избирателей составила 37,01 %[5], по другим данным 34,9 % зарегистрированных избирателей[4]. В результате мартовских выборов 1994 года было избрано 12 депутатов, после повторных выборов 8 июня численность депутатского корпуса увеличилась на 3 человека[2]. Уже через год численный состав депутатского корпуса составит 30 человек. Первоначально выборы депутатов законодательного органа субъекта осуществлялись по мажоритарной избирательной системе.
Законодательное Собрание Вологодской области
31 марта 1994 года Вологодская областная Дума была переименована в Законодательное Собрание Вологодской области, что было объяснено необходимостью привести наименование законодательного органа области «… в соответствие с основным содержанием и характером его деятельности»[4]. 31 марта — 1 апреля 1994 года состоялась первая сессия Законодательного Собрания области.
23 июня 1994 года Законодательным Собранием области был принят первый областной закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области». 14 сентября 1995 года был принят Устав Вологодской области. В соответствии с ним Законодательное Собрание области состояло из 30 депутатов (довыборы прошли 25 февраля 1996 года), которые избирались сроком на 4 года, при этом каждые два года в соответствии с принципом ротации избирались 15 депутатов[6]. Изменениями в Устав области в 1997 году численность депутатского корпуса была увеличена до 34. В таком численном составе представительный орган области был сформирован в 2000 году, с тех пор численность депутатов не менялась.
Выборы депутатов Законодательного Собрания Вологодской области в порядке ротации проходили 22 марта 1998 года, 19 декабря 1999 года, 24 марта 2002 года[5].
3 октября 2001 года принят новый Устав Вологодской области, а 9 июня 2003 года — закон Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области». В связи с изменением и совершенствованием федерального и областного законодательств изменился принцип формирования представительного органа области: оно избирается по смешанной избирательной системе (17 депутатов по пропорциональной, 17 — по мажоритарной). В декабре 2003 года в Законодательное Собрание области были избраны семнадцать депутатов, выбранных по партийным спискам со сроком полномочий 3 года и 3 месяца, то есть до того периода, когда истекает срок полномочий 17 депутатов, выбранных по одномандатным округам. Для прохождения партии в законодательный орган области был установлен 8-процентный барьер. Прошедшие выборы привели в областной парламент представителей 4-х партий: Единой России, Аграрной партии, КПРФ и ЛДПР[2].
По смешанной избирательной системе формируются 6 созыв Законодательного Собрания области (2003—2007), 7 созыв (2007—2011), 8 созыв (2011—2016), 9 созыв (2016—2021).
17-19 сентября 2021 года, одновременно с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации состоялись выборы десятого состава Законодательного Собрания Вологодской области, признанные состоявшимися в соответствии с Постановлением Избирательной комиссии Вологодской области от 22 сентября 2021 года № 226/1010[7].
Порядок формирования
Депутаты Законодательного Собрания Вологодской области избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области в соответствии с основными принципами всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов установлен законом Вологодской области от 9 июня 2003 года N 909-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области»[8].
При выборах депутатов Законодательного Собрания используется смешанная избирательная система[8]:
- 17 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе (по одномандатным округам);
- 17 депутатов — по пропорциональной избирательной системе (по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями).
Активное избирательное право принадлежит гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет, место жительства которых расположено а пределах территории соответствующего избирательно округа. Пассивное избирательное право (право быть избранным в депутаты Законодательного Собрания Вологодской области) принадлежит[8]:
- гражданину Российской Федерации, не имеющему иностранного гражданства, вида на жительство или иного документа, предоставляющего право постоянно проживать на территории иностранного государства;
- достигшему на день голосования возраста 21 год;
- постоянно проживающему на территории Российской Федерации.
Законодательное Собрание Вологодской области избирается сроком на 5 лет и осуществляет свои полномочия, если в состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов (23)[6].
Правовой статус депутата Законодательного Собрания области устанавливается законом «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области»[9]. Депутат может осуществлять свою деятельность на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности. На профессиональной основе осуществлять свою деятельность могут не более половины депутатов, но не менее одного от каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов на выборах.
Компетенция
Компетенция Законодательного Собрания определяется федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»[10] и Уставом области и включает в себя следующие полномочия:
- принимает Устав области, изменения и (или) дополнения к нему;
- обладает правом законодательной инициативы в федеральном парламенте;
- принимает законы области;
- заслушивает ежегодный отчет Губернатора Вологодской области о деятельности Правительства области, а также информацию о деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Законы Вологодской области принимаются по вопросам, определённым федеральным законодательством и Уставом области[1]:
- утверждается областной бюджет;
- регламентируется порядок выборов в органы местного самоуправления области;
- устанавливается порядок стратегического планирования;
- вводятся в действие региональные налоги и сборы, определяются их ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы и т. п.;
- устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области;
- регламентируется порядок назначения и проведения референдума области, выборов в области;
- устанавливается административно-территориальное устройство области и другие полномочия.
Законодательное Собрание Вологодской области также принимает постановления (подзаконные акты) по вопросам назначения выборов, утверждения регламента, назначения должностных лиц и другим. Кроме того, Законодательное Собрание выполняет и контрольные полномочия в системе сдержек и противовесов: контроль за исполнением законов области, в том числе закона о бюджете, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области, исполнением договоров, заключенных от имени Вологодской области[1].
Законодательный процесс
Основной функцией законодательного органа государственной власти субъекта является принятие Устава и законодательных актов. Законодательный процесс в субъекте регламентирован Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Уставом области и законом области «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области». Право законодательной инициативы принадлежит:
- Губернатору области;
- Правительству области;
- депутатам;
- представительным органам местного самоуправления, действующим на территории области;
- сенаторам Российской Федерации от области;
- прокурору Вологодской области.
Законопроекты, внесенные по инициативе Губернатора области по его предложению могут рассматриваться в первоочередном порядке. Законопроекты, касающиеся налогообложения, а также законопроекты, реализация которых требует расходов из бюджета субъекта, вносятся по представлению Губернатора Вологодской области либо при наличии его заключения[11].
Законы области принимаются большинством голосов от общего числа депутатов и в десятидневный срок направляются Губернатору области, который подписывает его и обнародует. Официальное опубликование законов области осуществляется в областной газете «Красный Север» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)[12]. Губернатор обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено, если за закон в той же редакции проголосует две третьих от общего числа депутатов.
Состав и структура
Законодательное Собрание Вологодской области состоит из 34 депутатов, избирающих из своего состава большинством голосов председателя и его заместителей. Председателем Законодательного Собрания десятого созыва является Андрей Николаевич Луценко[13].
Коллегия
В структуру Законодательного Собрания Вологодской области входит также коллегия и постоянные комитеты[1]. Коллегия создаётся для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Законодательного Собрания и состоит из председателя, его заместителей, председателей постоянных комитетов, руководителей фракций и депутатских объединений. Коллегия формирует проекты повесток, утверждает план законопроектной работы, рассматривает проект плана мероприятий, созывает внеочередную сессию Законодательного собрания области по инициативе установленных субъектов, принимает решение о проведении публичных слушаний и решает иные организационные вопросы в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания области[14].
Постоянные комитеты
Постоянные комитеты Законодательного Собрания Вологодской области образуются из числа депутатов и возглавляются председателем комитета. В составе Законодательного Собрания области образуются комитеты[14]:
- по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека;
- по вопросам местного самоуправления;
- по социальной политике;
- по образованию, культуре и здравоохранению;
- по бюджету и налогам;
- по экономической политике и собственности;
- по аграрному комплексу и продовольствию;
- по экологии и природопользованию;
- по регламенту и депутатской деятельности.
Фракции
В соответствие с законом области «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области» депутаты, избранные в составе списка кандидатов от политической партии, а также избранные по одномандатным округам, но являющиеся членами партии могут входить в состав депутатских фракций[15]. В Законодательном Собрании области десятого созыва действуют пять депутатских фракций политических партий[16]:
- «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»;
- ЛДПР;
- КПРФ;
- «Единая Россия»
- «Справедливая Россия — Патриоты — За правду».
Депутаты, избранные по одномандатным округам, а также избранные в составе списков кандидатов политических партий, деятельность которых прекращена, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.
Аппарат Законодательного Собрания
Аппарат Законодательного Собрания области создается для правового, организационного, аналитического, финансового обеспечения деятельности законодательного (представительного) органа власти области по следующим направлениям[17].
В структуру аппарата входит его руководитель, управление делами Председателя Законодательного Собрания области, организационное управление, управление по обеспечению деятельности постоянных комитетов, правовое управление, управление информации, общественных связей и мониторинга, финансовое управление, управление информатизации и другие подразделения[17].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Устав Вологодской области : принят Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 3 октября 2001 года № 481 . Официальный портал Правительства Вологодской области. Дата обращения: 20 февраля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 История развития представительной власти Вологодской области и образование Законодательного Собрания области . Законодательное Собрание Вологодской области : официальный сайт. Дата обращения: 20 февраля 2024.
- ↑ О приостановлении деятельности Вологодского областного Совета народных депутатов : Постановление Администрации Вологодской области от 11 октября 1993 года № 518 . Кодекс. Дата обращения: 20 февраля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Законодательное Собрание Вологодской области : историческая справка . Государственный архив Вологодской области. Дата обращения: 20 февраля 2024.
- ↑ 5,0 5,1 История представительной власти в Вологодской области . Избирательная комиссия Вологодской области. Дата обращения: 20 февраля 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Устав Вологодской области от 14 сентября 1995 года (утратил силу) . Кодекс. Дата обращения: 20 февраля 2024.
- ↑ Об установлении общих результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области 19 сентября 2021 года: постановление Избирательной комиссии Вологодской области от 22 сентября 2021 года № 226/1010 . Избирательная комиссия Вологодской области. Дата обращения: 20 февраля 2024.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области : закон Вологодской области от 9 июня 2003 года № 909-ОЗ . Кодекс. Дата обращения: 20 февраля 2024.
- ↑ О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области : закон Вологодской области от 3 февраля 2005 года N 1224-ОЗ . Кодекс. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации : федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ . КонсультантПлюс. Дата обращения: 9 марта 2024.
- ↑ Статус и основные функции Законодательного Собрания Вологодской области . Законодательное Собрание Вологодской области : официальный сайт. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области : закон Вологодской области от 2 мая 2011 года № 2506-ОЗ . Законодательное Собрание Вологодской области : официальный сайт. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ Луценко Андрей Николаевич . Законодательное Собрание Вологодской области : официальный сайт. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ 14,0 14,1 О Регламенте Законодательного Собрания Вологодской области : постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 972 . Кодекс. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области : закон Вологодской области № 1224-ОЗ от 03.02.2005 . Законодательное собрание Вологодской области : официальный сайт. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ Фракции . Законодательное Собрание Вологодской области : официальный сайт. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ 17,0 17,1 Аппарат Законодательного Собрания Вологодской области . Законодательное Собрание Вологодской области : официальный сайт. Дата обращения: 16 марта 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Готовые статьи о политике
- Знание.Вики:Готовые статьи об обществе
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Государственные органы
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- Законодательная власть
- Законодательные (представительные) органы субъектов
- Вологодская область
- Государственная власть