Етим Эмин

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Етим Эмин
лезг. Етим Эмин
Портрет
Портрет
Имя при рождении Магомед-Эмин
Псевдонимы Етим (букв. «сирота»)
Дата рождения 1838 год(1838)
Место рождения Ялцугар, Сулейман-Стальский район
Дата смерти 1884 год(1884)
Место смерти Ялцугар, Сулейман-Стальский район, Дагестанская область, Российская империя
Род деятельности поэт
Язык произведений лезгинский, азербайджанский, арабский

Етим Эмин (лезг. Етим Эмин; 1838, Ялцугар, Сулейман-Стальский район, Кюринский округ, Российская империя1884, Ялцугар, Сулейман-Стальский район, Дагестанская область, Российская империя) — лезгинский поэт. Основоположник лезгинской письменной литературы. Стихи писал на лезгинском, азербайджанском и арабском языках[1].

Биография

Етим Эмин родился в 1838 году в ауле Ялцугар Сулейман-Стальского района Дагестанской АССР в семье кадия сельского суда. Он рос в многодетной семье. Отец хотел, чтобы Эмин стал духовным лицом.Он обучался в разных медресе, а завершил работу у арабиста Хаджи Абдуллах Эфенди.

После смерти отца, забота о семье легла на плечи Эмина. Муллой он не стал, этому помешала, как говорят, вызвавшая шумную огласку любовь поэта к Тюкезбан — дочери его наставника Агамирзы-Эфенди Кеанского. Поэт женился и вернулся в родной аул. По причине острой социальной направленности его поэзии, вынужден был оставить учёбу и на несколько лет покинуть пределы Кюринского округа, направившись на правый берег реки Самур. Обычно лезгинские поэты присоединяли к имени название своего аула. Эмин взял псевдоним «Етим», что означает сирота, обездоленный[2].

Осенью 1862 года, после отхода Кюринского хана от управления ханством, царской администрацией он был назначен кадием семи сёл, включая его родное село. В 1871 года, пешком ночью возвращаясь в Ялцугар из окружного суда в Касумкенте, упал и поранил себе колено. Эта рана так и не зажила до конца его жизни, превратившись в неизлечимую болезнь всего организма. Эта болезнь в 1876 году заставила Етима Эмина оставить должность кадия. Етим Эмин умер в 1884 году в родном ауле, оставив большое литературное наследие, сбор, систематизация и изучение которого продолжаются в настоящее время[3].

Творчество

Етим Эмин был одним из первых среди лезгин, кто стал писать стихи на родном языке, применяя арабский алфавит, но именно ему удалось превратить письменность в полноценный инструмент лезгинской культуры и этим заложить основы лезгинской литературы. Он поэт-реалист, что выделяет его среди остальных классиков дагестанской литературы, основоположник нового типа литературы, понимавший её значимость для народа.

Из-под его пера вышли произведения любовной и гражданской лирики, стихотворения социального и сатирического звучания. В его стихах впервые были использованы русские слова «бунт», «печь». Известны его произведения «Наибу Хасану», «Где же», «Подавление восстания 1877 года», «Друзьям»[4].

Он переводил произведения поэтов Востока. Примечательны его переводы отдельных стихотворений тюркского поэта ХVI века Физули «Лейли и Меджнун». В этих переводах поэт, сохраняя в тексте традиционно упоминаемое имя автора, вписывает в стихи и своё, указывая себя в качестве переводчика. Это единичный такой случай в дагестанской литературе[5].

Много у Эмина стихотворений-обращений к миру: «лезг. Фана дуьнйа, вуна, гьей, куда…» («Тленный мир, ты, гей, обжигаешь…»), «лезг. Мегер гьикьван жеда… » («Сколько же можно…»), «лезг. Чархи-Фелек...» («О, Крутящий Жизни Колесо...»), «лезг. Зи шад рик барбат жезава…» («Мое радостное сердце пропадает зря»). Многочисленны обращения поэта и к Всевышнему: «лезг. Гъуцар, ви сир вуч я зун халкь авунин?!» («О, Боже, в чем же тайна моего сотворения?!»), «лезг. За вуч айин, аман, Ребби?» («Что делать мне, о, Создатель…»), «лезг. И дуньйа са фана багъ я…» («Этот мир – быстроувядающий сад»)[6].

Етим Эмин – поэт-философ, пропагандировавший душевную и духовную чистоту людей. У него немало стихов о душе, о внутреннем мире человека. В ряду таких творений выделяется стихотворение «К нафсу». В дагестанских языках это слово, помимо исконного его понимания, выражает страсть к наживе, жадность.

Поэт в своих произведениях осуждал социальную несправедливость, выражал сочувствие обездоленным, он протестовал против национального гнёта, мечтал о справедливом обществе. Многие стихи поэта до нас дошли благодаря рукописным книгам, хранившимся у любителей старины, были записаны из уст родственников поэта[7].

Примечания

  1. Етим Эмин. Биография. Проза.ру (2002). Дата обращения: 9 апреля 2024.
  2. Етим Эмин, жизнь и творчество. Образовательный блог Дагестанская литература (14 июня 2020). Дата обращения: 9 апреля 2024.
  3. Мансур Кюреви. Етим Эмин. Российская Академия Наук, Институт востоковедения (2020). Дата обращения: 9 апреля 2024.
  4. Етим Эмин, биография. Стихи.ру (20 апреля 2021). Дата обращения: 9 апреля 2024.
  5. Величие Етима Эмина. Литературная Россия (12 октября 2018). Дата обращения: 9 апреля 2024.
  6. Величие Етима Эмина. Сулейман-Стальский район (10 октября 2018). Дата обращения: 9 апреля 2024.
  7. Лишь добрые слова нетленны... (К 180-летию Етима Эмина"). Журнал «Женщина Дагестана» (2018). Дата обращения: 9 апреля 2024.

Ссылки