Дорожные знаки СССР

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Дорожные знаки СССР — совокупность знаков дорожного движения используемых на территории СССР. Знаки имели свои особенности и соответствовали государственным стандартам, разработанным в соответствии с международными правилами, но с учётом национальных особенностей и стандартов безопасности. Многие из знаков, которые использовались в Советском Союзе, имели аналоги в международной практике, но их внешний вид и дизайн отражали специфические черты советской эпохи[1].

В СССР использовался минималистичный дизайн и графический стиль, с акцентом на чёткие и простые символы, которые были легко воспринимаемы водителями. Знаки играли важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения и регулировались строгими государственными стандартами[2].

Цветовая схема дорожных знаков в СССР была почти унифицированной и соответствовала международным стандартам. Основные цвета включали:

  • Красный цвет, который использовался для запрещающих знаков, таких как «въезд запрещен» или «стоп».
  • Синий и белый цвета применялись для информационных знаков, таких как указатели направлений или знаки парковки.
  • Желтый и черный цвета использовались для предупреждающих знаков, которые информировали водителей о возможных опасностях на дороге[3]

Дорожные знаки в СССР делились на несколько типов, каждый из которых выполнял важную функцию в обеспечении безопасности на дорогах и регулировании движения.

  • Предупреждающие знаки имели форму треугольника с красной окантовкой и белым или жёлтым фоном. Эти знаки предупреждали водителей о потенциальных опасностях на дороге, таких как крутые повороты, железнодорожные переезды или скользкие участки. Они были просты и информативны, что позволяло водителям легко их распознавать на большом расстоянии, даже в условиях плохой видимости.
  • Запрещающие знаки были круглыми и имели красную окантовку с белым фоном. Они вводили запреты на определённые действия, например, запрещали движение в определённом направлении, стоянку или превышение скорости.В СССР такие знаки играли ключевую роль в управлении транспортными потоками, а их чёткий и продуманный дизайн обеспечивал лёгкое восприятие и понимание даже на высокой скорости.
  • Предписывающие знаки имели круглую форму и были выполнены в синем цвете с белыми символами. Эти знаки указывали водителям на обязательные действия, такие как движение в строго определённом направлении или соблюдение минимальной скорости. Они способствовали упорядочению дорожного движения, помогая поддерживать безопасность на дорогах и предотвращать аварийные ситуации.
  • Информационно-указательные знаки представляли собой квадратные или прямоугольные знаки с синим фоном и белыми символами или текстом. Эти знаки информировали водителей о различных объектах инфраструктуры, таких как автозаправочные станции, больницы, пункты питания и другие важные места. Они играли важную роль в ориентации водителей на дороге и помогали им находить нужные объекты быстро и безопасно[3].

В СССР дорожные знаки регулировались государственными стандартами, известными как ГОСТы. Эти стандарты начали разрабатываться в 1930-х годах и несколько раз пересматривались. Последняя значительная корректировка произошла в 1968 году после того, как СССР подписал Венскую конвенцию о дорожных знаках и сигналах. Подписание этой конвенции привело к унификации многих дорожных знаков СССР с международными стандартами, что облегчило взаимодействие с иностранными водителями. В целом, система знаков была адаптирована для обеспечения безопасности как местных, так и иностранных участников дорожного движения[4].

Предупреждающие знаки

Знаки приоритета

Запрещающие знаки

Предписывающие знаки

Информационно-указательные знаки

Знаки сервиса

Знаки дополнительной информации (таблички)

Примечания

  1. Soviet Union Ministerstvo vnutrennikh del. Правила дорожного движения: извлечения из нормат. актов СССР и РСФСР, действующих в сфере дорожного движения. — Transport, 1990. — 61 с.
  2. Mail', Редакция 'Авто Дорожные знаки СССР: стандартизация пришла не сразу. Авто Mail (11 октября 2024). Дата обращения: 11 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 Кузнецова Анна Петровна. История дорожных знаков // САПР и ГИС автомобильных дорог. — 2014. — Вып. 1 (2). — С. 99–104. — ISSN 2310-4376.
  4. Анна Петровна Кузнецова. История дорожных знаков // САПР и ГИС автомобильных дорог. — 2014-04-04. — Вып. 1(2). — С. 99–104. — ISSN 2310-4376.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!