Джадидизм
Джадиди́зм (от араб. جديد jadīd — «новый», араб. جديدية jadīdiyya — «обновленчество», крымскотат. Usul-i Cedid, кирг. Жадидчилик, каз. Жәдитшілік, тат. Җәдитчелек, башк. Йәдитселек, узб. Jadidchilik) — религиозная идеология исламского модернизма и общественно-политическое движение российских мусульман в конца XIX века — начала XX века[1]. Джадидизм противостоял кадимизму, который был консервативным течением в российском исламе[2]. Основоположником идеологии джадидизма стал крымскотатарский просветитель и политик Исмаил Гаспринский (годы жизни 1851 год - 1914 год)[3].
Название
Термин «джадидиз» впервые возник в 1898 году в словосочетании «Усул джадид» (новый метод) во время процесса обновления учебных программ в медресе. Новый метод внедрялся спонтанно, инициаторами этого стали молодые преподаватели медресе. Однако консервативная часть исламского духовенства увидела в этом потерю своего авторитета и начала обвинять сторонников джадидизма в замене арабского языка на татарский, в «европеизации» ислама. Также консерваторы обвиняли джадидов в секулярных и революционных настроениях[3].
История
В России во второй половине XIX веке начался процесс масштабных реформ: было отменено крепостничество, началась индустриализация и распространение просвещения. Этот процесс затронул и российских мусульман, перед которыми стал выбор: либо реформироваться со всей страной, либо остаться в изоляции. Именно при этом выборе произошёл раскол на джадидов и кадимистов[4].
Модернистскую идею джадидизма создал крымскотатарский просветитель и политик Исмаил Гаспринский[5]. В 1883 году он начал выпускать газету на крымскотатарском и русском языках. И в том же году основал первую джадидскую школу в Бахчисарае[6].
Началом движения джадидизма стала реформа образования. Эта реформа ввела новый звуковой метод обучения грамоте в начальных школах-мектебах, также началось преподавание естественных дисциплин. В медресе перешли к классно-поурочной системе обучения[1]. Важной особенностью реформы стал перевод обучения с арабского на родной язык, который стал отдельным учебным предметом. Приверженцы джадидизма подвергали критике мусульманских консерваторов. Они ратовали за реформы основ исламского знания с учётом требований современной эпохи. Джадиды также выступали за развитие естественных наук, выпуска газет и журналов на родном языке[7].
Джадидизм основывался на идеях татарских реформаторов XVIII века. Также данное движение испытала на себе влияние исламских реформаторов с Ближнего Востока конца XIX века - начала XX века. В начале XX века политическое движение в джадидизме возникло в Поволжье[1]. Культурными центрами в движении джадидизма стали медресе в городах Казань, Уфа, Троицк, Оренбург, Астрахань[1].
Во время Первой русской революции 1905–1907 и Февральской революции 1917 года сторонники джадидизма выдвинули политические требования о культурно-религиозной автономии исламских народов. Они были под большим влиянием политической мысли Европы, выступали за конституционное устройство государства, парламентаризм, предоставлении женщинам избирательного права. Некоторая часть джадидов выступала с позиций пантюркизма и панисламизма[8].
В период между Первой русской и Февральской революциями на основе джадидизма были созданы религиозно-политические партии. В 1914 году в Бахчисарае умер основатель и идеолог джадидизма Гаспринский. После Октябрьской революции 1917 года одна часть сторонников джадидизма выступила в поддержку Советской власти, другая часть оказала вооружённое сопротивление и после поражения в Гражданской войне эмигрировала[9].
Оставшиеся в СССР джадиды стали жертвами репрессий 1930-х годов. Движение джадидов оказало влияние на процесс секуляризации культуры и общественной жизни исламских регионов России, который завершился в ходе культурных преобразований в Советском Союзе[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Джадидизм (от араб. усуль аль-джадид – новый метод) . w.histrf.ru. Дата обращения: 19 октября 2024.
- ↑ Хафиз-хаджи Охлинский о ваххабитах и джадидах . islamdag.ru. Дата обращения: 12 июня 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Юзеев, Айдар. Идеология джадидизма: история и современность // Гасырлар авазы - Эхо веков. — 2003. — № 3-4.
- ↑ Кадимизм и джадидизм . Islam-today.ru (31 мая 2016). Дата обращения: 19 октября 2024.
- ↑ Джадидизм и реформа мусульманского образования . niac.gov.kz. Дата обращения: 19 октября 2024.
- ↑ Возникновение джадидизма как первоосновы национальной идеи. Часть 1 История . mytashkent.uz. Дата обращения: 12 июня 2024.
- ↑ Мухаметшин Р. М. Джадидизм . Большая российская энциклопедия 2004-2007. Дата обращения: 19 октября 2024. Архивировано 15 июня 2024 года.
- ↑ Революция 1905–1907 . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 19 октября 2024.
- ↑ Роль джадидизма в развитии мусульманского сообщества в России . islam-today.ru (26 июня 2012). Дата обращения: 19 октября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |