Джадидизм

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Основатель джадидизма Исмаил Гаспринский (1872) в европейском костюме, феске и с усами

Джадиди́зм (от араб. جديدjadīd — «новый», араб. جديديةjadīdiyya — «обновленчество», крымскотат. Usul-i Cedid, кирг. Жадидчилик, каз. Жәдитшілік, тат. Җәдитчелек, башк. Йәдитселек, узб. Jadidchilik) — религиозная идеология исламского модернизма и общественно-политическое движение российских мусульман в конца XIX века — начала XX века[1]. Джадидизм противостоял кадимизму, который был консервативным течением в российском исламе[2]. Основоположником идеологии джадидизма стал крымскотатарский просветитель и политик Исмаил Гаспринский (годы жизни 1851 год - 1914 год)[3].

Название

Термин «джадидиз» впервые возник в 1898 году в словосочетании «Усул джадид» (новый метод) во время процесса обновления учебных программ в медресе. Новый метод внедрялся спонтанно, инициаторами этого стали молодые преподаватели медресе. Однако консервативная часть исламского духовенства увидела в этом потерю своего авторитета и начала обвинять сторонников джадидизма в замене арабского языка на татарский, в «европеизации» ислама. Также консерваторы обвиняли джадидов в секулярных и революционных настроениях[3].

История

В России во второй половине XIX веке начался процесс масштабных реформ: было отменено крепостничество, началась индустриализация и распространение просвещения. Этот процесс затронул и российских мусульман, перед которыми стал выбор: либо реформироваться со всей страной, либо остаться в изоляции. Именно при этом выборе произошёл раскол на джадидов и кадимистов[4].

Модернистскую идею джадидизма создал крымскотатарский просветитель и политик Исмаил Гаспринский[5]. В 1883 году он начал выпускать газету на крымскотатарском и русском языках. И в том же году основал первую джадидскую школу в Бахчисарае[6].

Началом движения джадидизма стала ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния. Эта реформа ввела но­вый зву­ко­во­й ме­то­д обу­че­ния гра­мо­те в на­чаль­ных шко­лах-мек­те­бах, также началось преподавание ес­те­ст­вен­ных дис­ци­п­лин. В медресе перешли к класс­но-по­уроч­ной сис­те­ме обу­че­ния[1]. Важной особенностью реформы стал перевод обучения с араб­ско­го на род­ной язык, ко­то­рый стал отдельным учеб­ным пред­ме­том. Приверженцы джадидизма подвергали критике му­сульманских консерваторов. Они ратовали за реформы ос­нов ис­лам­ско­го зна­ния с учё­том тре­бо­ва­ний со­вре­мен­ной эпохи. Джа­ди­ды также выступали за раз­ви­тие естественных нау­к, выпуска га­зет и жур­на­лов на род­ном язы­ке[7].

Джадидизм основывался на идеях татарских ре­фор­ма­то­ров XVIII века. Так­же данное движение испытала на себе влияние исламских ре­фор­ма­то­ров с Ближ­не­го Вос­то­ка конца XIX века - начала XX века. В начале XX века по­ли­тическое движение в джадидизме возникло в По­вол­жье[1]. Культурными центрами в движении джадидизма стали медресе в городах Казань, Уфа, Троицк, Орен­бур­г, Ас­т­ра­ха­нь[1].

Во вре­мя Первой русской ре­во­лю­ции 1905–1907 и Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 года сторонники джа­ди­дизма вы­дви­нули по­ли­тические тре­бо­ва­ния о куль­тур­но-ре­лигиозной ав­то­но­мии исламских на­ро­дов. Они были под большим влиянием политической мысли Европы, выступали за конституционное устройство государства, парламентаризм, предоставлении женщинам избирательного права. Некоторая часть джадидов выступала с позиций пантюркизма и панисламизма[8].

В период между Первой русской и Февральской революциями на основе джадидизма были созданы религиозно-политические пар­тии. В 1914 году в Бахчисарае умер основатель и идеолог джадидизма Гаспринский. По­сле Октябрьской революции 1917 года одна часть сторонников джадидизма выступила в поддержку Советской власти, дру­гая часть ока­за­ла воо­ружённое со­про­тив­ле­ние и после поражения в Гражданской войне эмиг­ри­ро­ва­ла[9].

Ос­тав­шие­ся в СССР джадиды ста­ли жерт­ва­ми ре­прес­сий 1930-х годов. Движение джадидов ока­зало влия­ние на про­цесс се­ку­ля­ри­за­ции куль­ту­ры и об­щественной жиз­ни исламских ре­гио­нов Рос­сии, который завершился в хо­де куль­тур­ных пре­об­ра­зо­ва­ний в Советском Союзе[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Джадидизм (от араб. усуль аль-джадид – новый метод). w.histrf.ru. Дата обращения: 19 октября 2024.
  2. Хафиз-хаджи Охлинский о ваххабитах и джадидах. islamdag.ru. Дата обращения: 12 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 Юзеев, Айдар. Идеология джадидизма: история и современность // Гасырлар авазы - Эхо веков. — 2003. — № 3-4.
  4. Кадимизм и джадидизм. Islam-today.ru (31 мая 2016). Дата обращения: 19 октября 2024.
  5. Джадидизм и реформа мусульманского образования. niac.gov.kz. Дата обращения: 19 октября 2024.
  6. Возникновение джадидизма как первоосновы национальной идеи. Часть 1 История. mytashkent.uz. Дата обращения: 12 июня 2024.
  7. Мухаметшин Р. М. Джадидизм. Большая российская энциклопедия 2004-2007. Дата обращения: 19 октября 2024. Архивировано 15 июня 2024 года.
  8. Революция 1905–1907. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 19 октября 2024.
  9. Роль джадидизма в развитии мусульманского сообщества в России. islam-today.ru (26 июня 2012). Дата обращения: 19 октября 2024.