Детская сюита (Воробьёв)

Эта статья входит в число готовых статей
Детская сюита
чуваш. Ача-пача сюити
Пьесы для фортепиано
Композитор Геннадий Воробьёв
Форма сюита
Жанр инструментальный
Дата создания 1935
Место создания Чебоксары, Чувашия
Дата первой публикации 1969
Место первой публикации Москва
Место хранения автографа Чувашский государственный институт гуманитарных наук (ЧГИГН)
Части «Песня»
«Колыбельная»
«Шутка»
«Жалоба»
«Игра в прятки»
Исполнительский состав
фортепиано (соло)
Первое исполнение
Основные исполнители Геннадий Воробьёв, Светлана Заломнова

Де́тская сюи́та (чуваш. Ача́-пача́ сюити́) — цикл из пяти пьес для фортепиано чувашского композитора Геннадия Воробьёва, каждая из которых представляет собой законченное произведение и может исполняться отдельно, имеет свой уникальный стиль и ритм. Так, «Песня» создаёт радостное настроение, переходящее в меланхолию «Колыбельной», «Шутка» производит впечатление народных гуляний, «Жалоба» оттеняет игривое настроение, а «Игра в прятки» завершается радостными возгласами.

Сюита была создана во время учёбы Геннадия Воробьёва в Чебоксарском музыкальном техникуме в 1936 году. «Детская сюита» впервые была опубликована в Москве в 1969 году под редакцией Ю. П. Питерина. В 2013 году в издательстве Чувашского государственного гуманитарного института был издан оригинальный нотный текст «Детской сюиты»[1].

Пьесы из сюиты получили широкое распространение в учебном репертуаре детских музыкальных школ Чувашской Республики. В 2015 году пианистка С. П. Заломнова записала диск с аудиозаписями всех пьес сюиты[2].

Состав цикла

Пьеса «Песня»

Первая пьеса «Песня» (чуваш. «Юрă») имеет веселый жизнерадостный характер с предельно простой фактурой, прозрачной, но, вместе с тем, изящной и удобной, рисует картину народного гуляния. Начальный диалог сменяется хоровыми запевами. Заканчивается пьеса на пианиссимо (Music dynamic pianissimo.svg). Этот приём используется Г. Воробьёвым и в более поздних его фортепианных пьесах: динамика, вызывающая ассоциации с разными этапами праздника — его начало, кульминация и постепенное затихание. Миниатюре свойственен лаконизм выразительных средств, отсутствие образно-тематических контрастов, неизменность ритмического пульса[3].

Пьеса «Колыбельная»

Вторая пьеса «Колыбельная» (чуваш. «Сапка юрри») описывает переход из мира детских весёлых игр в лирический мир отношений ребёнка и матери. Малыш засыпает, а мать, убаюкивая простой песней, качает его в люльке. В пьесе ярко выражено изобразительное начало: пение, качание в люльке, вздохи. Интимность сочинения подчеркнута основным динамическим нюансом — пиано (Music dynamic piano.svg). В репризе более оживлённый характер за счёт появления интонационных вздохов, записанных более короткими длительностями[3].

Пьеса «Шутка»

Пьеса «Шутка» (чуваш. «Шӳт») написана в трёхчастной форме, имеет незатейливый мелодический рисунок, скромную фактуру, простое гармоническое оформление. Всё это создает привлекательный образ, в котором преобладает игровое начало. В композиции пьесы важны контрасты: песенно-повествовательный оттенок имеет средний раздел, состоящий из фраз-вздохов. Контраст также можно обнаружить внутри первой части: первый период проходит на форте, а второй, сохранивший тот же ритмический рисунок, — на пиано.

Средний раздел, также как и первый, повторяется два раза. Возможно переосмысление материала при повторении. Так, в первом проведении раздел может быть исполнен в темпе вальса с постепенным замедлением темпа к концу раздела, а при повторе исполнение может быть гораздо более медленным, надрывным, безутешным. Таким образом происходит перерастание простого вальса в глубокий похоронный марш[3].

Пьеса «Жалоба»

Пьеса «Жалоба» (чуваш. «Упкелешу») называют лирическим центром цикла, где ребёнок общается с мамой, рассказывает ей события дня, свои радости и обиды. В партии левой руки звучат короткие «вздохи». Этот изобразительный прием используется на протяжении всей миниатюры, создающей образ плачущего, жалующегося ребёнка.

В продолжение пьесы слышен и поучительный, иногда умиротворяющий голос матери. После вырвавшегося наружу сдерживаемого плача ребёнок успокаивается. В данной пьесе впервые появляются построения из длинных фраз, а основным артикуляционным штрихом пьесы является легато, в то время как в предыдущих пьесах преобладали отрывистые штрихи[3].

Пьеса «Игра в прятки»

Пьеса «Игра в прятки» (чуваш. «Пытанмалла выляни») — яркая жанровая миниатюра. Начинается игра со «считалки». После выбора ведущего, который будет искать спрятавшихся детей, поиски начинаются не спеша, осторожно, играющие как бы присматриваются к местности в поиске укрытия, где можно было бы спрятаться. Этому настроению соответствует средний раздел c авторской ремаркой «крадучись».

В гармоническом плане пьесы ладовая однородность первого периода нарушается в среднем разделе. В тактах 10—11 пентатонная структура фразы разрастается до диатонического пентахорда с полутоновым тяготением тона фа-диез к соль мажор. Ещё более необычная интонационная ситуация возникает в тактах 14-15. Мелодическая фраза в кульминации опирается на звукоряд полутон-тон[4].

Стилевые особенности

Находясь в начале своего творческого пути под влиянием импрессионистов и романтиков, Геннадий Воробьёв искал свои выразительные средства, ориентируясь на синтез чувашского фольклора и академических традиций. Композитор создаёт контраст не только внутри разделов цикла, но и внутри каждой композиции, что придаёт музыке выразительность.

Темы в произведении авторские, но имеют национальный колорит: кадансы, форшлаги, двухсложные размеры в песенной и танцевальной музыке, трёхдольные — в лирических частях. Новаторство композитора проявляется в использовании ангемитонной пентатоники и сочетании разных звукорядов, трансформируя их, сохраняя тональность. Гармонизация мелодии линейная, с трезвучиями без терции и интервалами с вводным тоном секунды[4].

Литература

  • Алексеев А. Д. Советская фортепианная музыка. 1917-1945. — М.: Музыка, 1974. — С. 117—119.
  • Воробьёв Г. В. Пьесы для фортепиано / сост. Питерин Ю. П., предисл.Ходяшева В. А.. — М.: Музгиз, 1969. — 22 с.
  • Илюхин Ю. А.  Воробьёв Геннадий Васильевич // Краткая чувашская энциклопедия. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. — С. 112.
  • Ходяшев В. А. Геннадий Воробьёв. Краткий очерк о жизни и творчестве. — Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1968. — 57 с.

Примечание

  1. Воробьёв Г. В. Сочинения. Вып.2: Пьесы для фортепиано / сост. и науч. ред. М.Г. Кондратьев, исполн. ред. С.П. Заломновой. — Чебоксары: ЧГИГН, 2013. — 72 с.
  2. Кондратьев М. Г. Композиторы Воробьёвы. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. — 336 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Заломнова С. П. Детская фортепианная музыка Г. Воробьёва  // Музыка и время : журнал. — 2015. — № 6. — С. 23—29.
  4. 4,0 4,1 Салихов А. Р. Черты музыкального языка в ранних фортепианных пьесах Геннадия Воробьёва: штрихи к творческому портрету // Проблемы изучения истории и теории музыки народов Поволжья России : сборник / сост. и науч. ред. Л.И. Бушуева. — С. 65—79.