Детская сюита (Воробьёв)
| Детская сюита | |
|---|---|
| чуваш. Ача-пача сюити | |
| Пьесы для фортепиано | |
| Композитор | Геннадий Воробьёв |
| Форма | сюита |
| Жанр | инструментальный |
| Дата создания | 1935 |
| Место создания | Чебоксары, Чувашия |
| Дата первой публикации | 1969 |
| Место первой публикации | Москва |
| Место хранения автографа | Чувашский государственный институт гуманитарных наук (ЧГИГН) |
| Части |
«Песня» «Колыбельная» «Шутка» «Жалоба» «Игра в прятки» |
| Исполнительский состав | |
| фортепиано (соло) | |
| Первое исполнение | |
| Основные исполнители | Геннадий Воробьёв, Светлана Заломнова |
Де́тская сюи́та (чуваш. Ача́-пача́ сюити́) — цикл из пяти пьес для фортепиано чувашского композитора Геннадия Воробьёва, каждая из которых представляет собой законченное произведение и может исполняться отдельно, имеет свой уникальный стиль и ритм. Так, «Песня» создаёт радостное настроение, переходящее в меланхолию «Колыбельной», «Шутка» производит впечатление народных гуляний, «Жалоба» оттеняет игривое настроение, а «Игра в прятки» завершается радостными возгласами.
Сюита была создана во время учёбы Геннадия Воробьёва в Чебоксарском музыкальном техникуме в 1936 году. «Детская сюита» впервые была опубликована в Москве в 1969 году под редакцией Ю. П. Питерина. В 2013 году в издательстве Чувашского государственного гуманитарного института был издан оригинальный нотный текст «Детской сюиты»[1].
Пьесы из сюиты получили широкое распространение в учебном репертуаре детских музыкальных школ Чувашской Республики. В 2015 году пианистка С. П. Заломнова записала диск с аудиозаписями всех пьес сюиты[2].
Состав цикла
Пьеса «Песня»
Первая пьеса «Песня» (чуваш. «Юрă») имеет веселый жизнерадостный характер с предельно простой фактурой, прозрачной, но, вместе с тем, изящной и удобной, рисует картину народного гуляния. Начальный диалог сменяется хоровыми запевами. Заканчивается пьеса на пианиссимо (
). Этот приём используется Г. Воробьёвым и в более поздних его фортепианных пьесах: динамика, вызывающая ассоциации с разными этапами праздника — его начало, кульминация и постепенное затихание. Миниатюре свойственен лаконизм выразительных средств, отсутствие образно-тематических контрастов, неизменность ритмического пульса[3].
Пьеса «Колыбельная»
Вторая пьеса «Колыбельная» (чуваш. «Сапка юрри») описывает переход из мира детских весёлых игр в лирический мир отношений ребёнка и матери. Малыш засыпает, а мать, убаюкивая простой песней, качает его в люльке. В пьесе ярко выражено изобразительное начало: пение, качание в люльке, вздохи. Интимность сочинения подчеркнута основным динамическим нюансом — пиано (
). В репризе более оживлённый характер за счёт появления интонационных вздохов, записанных более короткими длительностями[3].
Пьеса «Шутка»
Пьеса «Шутка» (чуваш. «Шӳт») написана в трёхчастной форме, имеет незатейливый мелодический рисунок, скромную фактуру, простое гармоническое оформление. Всё это создает привлекательный образ, в котором преобладает игровое начало. В композиции пьесы важны контрасты: песенно-повествовательный оттенок имеет средний раздел, состоящий из фраз-вздохов. Контраст также можно обнаружить внутри первой части: первый период проходит на форте, а второй, сохранивший тот же ритмический рисунок, — на пиано.
Средний раздел, также как и первый, повторяется два раза. Возможно переосмысление материала при повторении. Так, в первом проведении раздел может быть исполнен в темпе вальса с постепенным замедлением темпа к концу раздела, а при повторе исполнение может быть гораздо более медленным, надрывным, безутешным. Таким образом происходит перерастание простого вальса в глубокий похоронный марш[3].
Пьеса «Жалоба»
Пьеса «Жалоба» (чуваш. «Упкелешу») называют лирическим центром цикла, где ребёнок общается с мамой, рассказывает ей события дня, свои радости и обиды. В партии левой руки звучат короткие «вздохи». Этот изобразительный прием используется на протяжении всей миниатюры, создающей образ плачущего, жалующегося ребёнка.
В продолжение пьесы слышен и поучительный, иногда умиротворяющий голос матери. После вырвавшегося наружу сдерживаемого плача ребёнок успокаивается. В данной пьесе впервые появляются построения из длинных фраз, а основным артикуляционным штрихом пьесы является легато, в то время как в предыдущих пьесах преобладали отрывистые штрихи[3].
Пьеса «Игра в прятки»
Пьеса «Игра в прятки» (чуваш. «Пытанмалла выляни») — яркая жанровая миниатюра. Начинается игра со «считалки». После выбора ведущего, который будет искать спрятавшихся детей, поиски начинаются не спеша, осторожно, играющие как бы присматриваются к местности в поиске укрытия, где можно было бы спрятаться. Этому настроению соответствует средний раздел c авторской ремаркой «крадучись».
В гармоническом плане пьесы ладовая однородность первого периода нарушается в среднем разделе. В тактах 10—11 пентатонная структура фразы разрастается до диатонического пентахорда с полутоновым тяготением тона фа-диез к соль мажор. Ещё более необычная интонационная ситуация возникает в тактах 14-15. Мелодическая фраза в кульминации опирается на звукоряд полутон-тон[4].
Стилевые особенности
Находясь в начале своего творческого пути под влиянием импрессионистов и романтиков, Геннадий Воробьёв искал свои выразительные средства, ориентируясь на синтез чувашского фольклора и академических традиций. Композитор создаёт контраст не только внутри разделов цикла, но и внутри каждой композиции, что придаёт музыке выразительность.
Темы в произведении авторские, но имеют национальный колорит: кадансы, форшлаги, двухсложные размеры в песенной и танцевальной музыке, трёхдольные — в лирических частях. Новаторство композитора проявляется в использовании ангемитонной пентатоники и сочетании разных звукорядов, трансформируя их, сохраняя тональность. Гармонизация мелодии линейная, с трезвучиями без терции и интервалами с вводным тоном секунды[4].
Литература
- Алексеев А. Д. Советская фортепианная музыка. 1917-1945. — М.: Музыка, 1974. — С. 117—119.
- Воробьёв Г. В. Пьесы для фортепиано / сост. Питерин Ю. П., предисл.Ходяшева В. А.. — М.: Музгиз, 1969. — 22 с.
- Илюхин Ю. А. Воробьёв Геннадий Васильевич // Краткая чувашская энциклопедия. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. — С. 112.
- Ходяшев В. А. Геннадий Воробьёв. Краткий очерк о жизни и творчестве. — Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1968. — 57 с.
Примечание
- ↑ Воробьёв Г. В. Сочинения. Вып.2: Пьесы для фортепиано / сост. и науч. ред. М.Г. Кондратьев, исполн. ред. С.П. Заломновой. — Чебоксары: ЧГИГН, 2013. — 72 с.
- ↑ Кондратьев М. Г. Композиторы Воробьёвы. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. — 336 с.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Заломнова С. П. Детская фортепианная музыка Г. Воробьёва // Музыка и время : журнал. — 2015. — № 6. — С. 23—29.
- ↑ 4,0 4,1 Салихов А. Р. Черты музыкального языка в ранних фортепианных пьесах Геннадия Воробьёва: штрихи к творческому портрету // Проблемы изучения истории и теории музыки народов Поволжья России : сборник / сост. и науч. ред. Л.И. Бушуева. — С. 65—79.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |