Дансон
| Танец | |
| Дансон | |
|---|---|
| Под аккомпанемент живого оркестра пары танцуют дансон | |
| Направление | Кубинские танцы |
| Размер | 2/4 |
| Истоки | Данса |
| Время и место возникновения | 1879 год Куба |
Дансо́н (фр. danse «танец») — кубинский парный танец, характеризующийся синкопированным ритмом и чёткой структурой музыкального сопровождения. Музыкальный размер танца составляет ²/₄, а темп — подвижный, что обеспечивает динамичность и экспрессивность исполнения. Данный танец был создан кубинским композитором и музыкантом Мигелем Файльде в 1879 году на основе предшествующей ему формы дансы. Дансон занимает важное место в истории кубинской музыкальной культуры, будучи широко представленным в произведениях профессиональных композиторов, которые внесли значительный вклад в его развитие и популяризацию[1].
Дансон требует от исполнителей высокой степени координации движений, особенно в области работы ног, которая осуществляется в синкопированных ритмах. Танец включает паузы, во время которых пары могут слушать инструментальные композиции, часто исполняемые ансамблями чаранга или типика[2].
Данный танец не ограничивается только Кубой. Он получил широкое распространение в Мексике и до сих пор сохраняет свою популярность в Пуэрто-Рико[2].
История
В конце XVIII века, в результате гаитянской революции (1791—1804 годы) значительное число гаитян и французских колонистов мигрировало на Кубу. С ними была привезена Contradanza (или Habanera «Гаванский танец») — популярная танцевальная музыка европейского происхождения, оказавшая значительное влияние на формирование кубинской музыкальной культуры. Contradanza, имеющая корни в английских и французских кантри-танцах и контрдансе, предположительно была завезена на Кубу испанцами, которые управляли островом на протяжении почти четырёх столетий (1511—1898). Кроме того, она могла быть частично обогащена во время кратковременной британской оккупации Гаваны в 1762 году[2].
Через некоторое время Contradanza трансформировалась в данса, который впоследствии дал жизнь дансон-мамбо. На Кубе европейские танцевальные традиции претерпели значительные трансформации, в результате чего произошло слияние европейских и африканских музыкальных и танцевальных элементов. Африканские музыкальные особенности данса включают сложные инструментальные перекрёстные ритмы, выражающиеся в шахматном порядке связок чинквильо и тресильо[2].
С конца XIX века дансон претерпевал значительные изменения и эволюционировал в различных направлениях, однако его базовая структура оставалась относительно неизменной. Дансон продолжал оказывать значительное влияние на кубинские музыкальные жанры XX века, такие как сон, и через дансон-мамбо сыграл важную роль в развитии мамбо и ча-ча-ча[2].
Движения Дансона
Осанка в танце дансон представляет собой основополагающий элемент, обеспечивающий структурную устойчивость и гармонию движений. Партнёры занимают позиции, которые обеспечивают динамическое равновесия и лёгкость, при этом сохраняется тесный физический контакт. Прямая спина, расслабленные плечи и взгляд, направленный слегка вперёд, создают эстетически привлекательный и грациозный образ, который является ключевым аспектом эстетического восприятия данного танцевального стиля[3].
В технике дансон выделяются три основных шага, которые служат базовыми элементами для выполнения более сложных хореографических конструкций[3]:
- Шаги вперёд и назад: Эти движения позволяют изменять направление танцевального вектора и обеспечивают плавный переход от одного партнёра к другому. Являясь фундаментальным элементом, они служат основой для построения более сложных фигур и композиций.
- Боковые шаги: Данные шаги вносят элемент динамической вариативности в танцевальную структуру, расширяя пространство для движений и создавая эффектные переходные моменты. Их выполнение требует от исполнителей высокого уровня координации и синхронизации с музыкальным ритмом.
- Повороты: Этот элемент придаёт танцу изысканность и экспрессивность, осуществляясь посредством плавного разворота на месте. Повороты позволяют создавать акценты и декоративные элементы в танцевальной композиции, усиливая её художественную выразительность[3].
Музыкальная структура Дансона
Оригинальная форма Дансон, созданная Мигелем Файльде Пересом в 1879 году, характеризуется вступлением (четыре такта), за которым следует пасео (четыре такта). Эти разделы повторяются и сопровождаются мелодией из 16 тактов. Вступление и пасео повторяются перед тем, как начинается вторая мелодия[2]. Дансон эволюционировал в мультиинструментальное музыкальное произведение, характеризующееся мелодическими концепциями. В каждой из этих концепций выделяются определённые инструменты, что является ключевой особенностью данного жанра. Так, например, одна часть может быть сосредоточена на игре скрипки, другая — на звучании флейты, а третья — на соло кларнета. Эта инструментальная дифференциация позволяет каждому инструменту выполнять свою уникальную функцию и вносить свой вклад в общую музыкальную композицию[4].
Ритмическая основа дансона традиционно строится на фортепиано, которое обеспечивает гармоническую и ритмическую поддержку всему произведению. Оркестровая палитра дансона включает в себя разнообразные инструменты, такие как трёхструнный контрабас, старинная флейта с пятью клапанами, первая и вторая скрипки, два литавра, гуиро, тромбон, клавишные, а также кларнет или флейта, в зависимости от конкретного музыкального контекста. Эта комплексная инструментальная палитра позволяет создавать многослойные и богатые звуковые текстуры, характерные для дансона[4].
Структура музыкального произведения характеризуется наличием двух основных разделов: вступления и пасео, каждый из которых представлен четырьмя тактами. Эти разделы подвергаются многократному повторению, сопровождаясь мелодической линией протяжённостью в шестнадцать тактов. В данной композиции вступление и пасео последовательно повторяются перед переходом ко второй мелодической теме. Танцоры не выполняют основных танцевальных движений во время пасео: они выбирают партнёров, выходят на танцевальную площадку, совершают парадные шаги. Начинают танцевать — с первого такта монтуньо, следующего за пасео, который характеризуется ритмическим рисунком ударных инструментов. Когда вступление повторяется, танцоры делают паузу, общаются, флиртуют и здороваются с друзьями, прежде чем возобновить танец после завершения пасео[2].
Примечания
- ↑ Музыкальный энциклопедический словарь / главный редактор Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 162. — ISBN 5-85270-033-9.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Дансон (исп. Danzón) — кубинский парный танец. Вариации века. Дата обращения: 10 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Дансон танец: история, техника и популярные стили исполнения. Alpaca shop (4 июня 2025). Дата обращения: 10 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Danzón (англ.). AcademiaLab. Дата обращения: 11 ноября 2025.