Даниленко, Константин Иванович
| Даниленко Константин Иванович | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||
| Дата рождения | 24 октября (6 ноября) 1910 | ||||||||
| Место рождения | Харьков, Харьковская губерния, Малороссия | ||||||||
| Дата смерти | 24 июня 1957 | ||||||||
| Место смерти | Харьков, Харьковская область, Украинская ССР, СССР | ||||||||
| Принадлежность |
|
||||||||
| Сражения/войны | Великая Отечественная война | ||||||||
| Награды и премии |
|
||||||||
Даниле́нко, Константи́н Ива́нович (24 октября (6 ноября) 1910, Харьков, Харьковская губерния, Малороссия — 24 июня 1957, Харьков, Харьковская область, Украинская ССР, СССР) — начальник паровозной колонны № 10 Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденами: Ленина, Трудового Красного Знамени, Кутузова II степени, Отечественной войны II степени, «Знак Почёта», золотой медалью «Серп и Молот» и нагрудным знаком «Почётный железнодорожник»[1].
Биография
Константин Иванович Даниленко родился 24 октября (6 ноября) 1910 года в городе Харькове, расположенном в Харьковской губернии (по состоянию на 2025 год — Харьковская область) Малороссии (по состоянию на 2025 год — Украина). В девятилетнем возрасте лишился отца и сразу после окончания семи классов железнодорожной школы №1 пошёл работать[1][2].
В 14 лет Константин Иванович начал трудовую деятельность помощником слесаря Харьковского паровозоремонтного завода (по состоянию на 2025 год — Завод имени Малышева). После, работал в паровозном депо «Октябрь» (по состоянию на 2025 год — локомотивное депо «Октябрь») Харьков-пассажирский Южной железной дороги. В 1930 году стал машинистом паровоза. Поступил на вечерний факультет Харьковского института инженеров транспорта (ХИИТ) (по состоянию на 2025 год — Украинский государственный университет железнодорожного транспорта (УкрГУЖТ)), но не завершил обучение[1].
В 1932 году Константин Даниленко был призван Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1934 году окончил военную школу им. ВЦИК СССР (по состоянию на 2025 год — Московское высшее военное командное училище (МВВКУ)). В 1935 году вернулся на должность машиниста в паровозное депо «Октябрь». В депо работал на паровозе Су-210-02, поддерживая инициативы машиниста-новатора Петра Кривоноса по увеличению форсировки котла. За это получил Наркомовскую премию. В 1936 году машинист первого класса Константин Даниленко на своём паровозе достиг 30000 километров межпромывочного пробега[1].
В 1936 году за выдающееся выполнение плана перевозок и увеличение пробегов между обточками и промывками Константин Иванович был награждён орденом «Знак Почёта» и знаком «Почётный железнодорожник». В августе 1937 года возглавил паровозное депо «Октябрь». В январе 1939 года, в связи с назначением Петра Кривоноса на руководящую должность, стал заместителем начальника Южной железной дороги. Поддерживал кривоносовское движение и выступал за сокращение пробега паровозов, занимаясь подготовкой новых машинистов[1][2].
С началом Великой Отечественной войны активно работал над увеличением межремонтного срока работы паровозов и сокращением времени деповского ремонта. Организовывал выделение вагонов для эвакуации людей и грузов. Покинул Харьков одним из последних, управляя последним паровозом до Купянска[1].
Обстановка на фронте требовала увеличения числа колонн. 11 сентября 1942 года в приказе 32/Ц было предусмотрено создание 20 новых паровозных колонн. В НКПС был создан отдел колонн паровозов особого резерва. Начальником отдела был назначен Константин Даниленко[3].
Весной 1942 года Константин Иванович был назначен начальником колонны паровозов особого резерва № 10 НКПС (ОРКП-10). Колонна формировалась в депо Ожерелье (по состоянию на 2025 год — Ожерелье-Сортировочное (локомотивное депо)) Московско-Донбасской железной дороги, из машинистов, помощников машинистов, кочегаров, поездных вагонных мастеров. Тридцать паровозов колонны № 10 были переоборудованы для работы на прифронтовых участках: боковые стенки и крыша будки машиниста обшиты бронёй, наращены борта тендера и усилены тележки[1].
Колонна паровозов особого резерва № 10 участвовала в Сталинградской битве. В первой половине июня 1942 года под беспощадными бомбёжками немецкой авиации паровозная колонна № 10 осуществляла массовую переброску войск и боеприпасов к Сталинграду (по состоянию на 2025 год — Волгоград). Под бомбами и снарядами, паровозные бригады ОРКП-10 доставляли боевую технику, горючее, боеприпасы и продовольствие. В одном из рейсов Константин Иванович колонны получил осколочное ранение, но от госпитализации отказался[1].
4 марта 1943 года Константин Даниленко был освобождён от обязанностей начальника отдела колонн в связи с назначением на прежнюю должность заместителя начальника Южной железной дороги. В ходе подготовки к Курской битве вновь был назначен начальником отдела колонн[1].
За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Даниленко Константину Ивановичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][2].
В начале марта 1944 года генерал-директор тяги ІІІ ранга Константин Даниленко был назначен начальником Южной дороги. Для ускорения доставки грузов на фронт в период с апреля 1944 года по апрель 1945 года на железной дороге формировал дальние технические маршруты. Это позволило сэкономить 3 507 тысяч вагоно-часов. За выполнение специальных заданий Константин Иванович был награждён орденом Отечественной войны II степени[1].
В марте 1945 года Константина Ивановича направили в Германию в качестве уполномоченного Народного комиссариата путей сообщения для обеспечения транспортных нужд фронтов. Он отвечал за доставку по железной дороге всего необходимого для Берлинской наступательной операции. Под Бреслау был контужен. День Победы встретил в Берлине[1].
В ноябре 1945 года Константин Даниленко был назначен первым заместителем начальника Донецкого округа железных дорог. Затем около года руководил Северо-Донецкой железной дорогой. Когда Донецкий округ возглавил Павел Кривонос, стал его заместителем[1].
В сентябре 1947 года Константин Иванович вернулся в Харьков. В августе 1951 года поступил в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта (по состоянию на 2025 год — Украинский государственный университет железнодорожного транспорта). После окончания института возглавил Одесско-Кишинёвскую железную дорогу, а с 6 февраля 1956 года — Ульяновское отделение Куйбышевской железной дороги[1].
24 июня 1957 года Константин Иванович Даниленко скончался от разрыва сердца. Похоронен в Харькове на кладбище № 2[2].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 года)[1][3]
- два ордена Трудового Красного Знамени (23 ноября 1939 года, 21 мая 1951 года)[1]
- Орден Кутузова II степени (29 июля 1945 года)[1]
- Орден Отечественной войны II степени (24 января 1945 года)[1][3]
- Орден «Знак Почёта» (4 апреля 1936 года)[1]
- Знак «Почётный железнодорожник» (1936 год)[1]
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 Каргапольцев С. Даниленко Константин Иванович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 9 мая 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Сердце машиниста // Гудок : газета. — 2018. — 2 февраля (№ 4).
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Даниленко Константин Иванович. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 9 мая 2025.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Харькове
- Умершие 24 июня
- Умершие в 1957 году
- Умершие в Харькове
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Кутузова II степени
- Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Почётные железнодорожники
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту
- Железнодорожники
- Проверенная статья
