Даниил Чёрный

Эта статья входит в число готовых статей и является кандидатом в хорошие
Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Даниил Чёрный
Даниил Черный и Андрей Рублёв расписывают Успенский собор во Владимире (миниатюра Лицевого летописного свода, XVI век)
Даниил Черный и Андрей Рублёв расписывают Успенский собор во Владимире (миниатюра Лицевого летописного свода, XVI век)
Дата рождения ранее 1360 года
Дата смерти 1428 год
Место смерти Андроников монастырь, Таганский район, ЦАО, Москва, Великое княжество Московское
Подданство Великое княжество Московское
Жанр иконопись

Дании́л Чёрный (ранее 1360 года — 1428, Спассо-Андроников монастырь в Москве) — выдающийся русский иконописец, старший современник, друг, учитель, соратник и соавтор Андрея Рублёва в работе над «Звенигородским чином»; миниатюрами «Евангелия Хитрово»; иконой «Архангел Михаил с деяниями» (1399, Архангельский собор Московского Кремля); иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля; росписями и иконостасом Успенского собора во Владимире 1408 год (является автором иконы «Иоанн Предтеча»); росписей и иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425—1427; автор икон «Богоматерь», «Иоанн Предтеча»; «Апостол Павел»).

Биография

Иконописец Даниил был учителем и сопостником преподобного Андрея Рублёва[1]. Даниил, как полагают, родился около 1350 года, но дата эта весьма условная. Ничего не известно ни о месте рождения Даниила, ни о его родителях. Неизвестно также, когда Даниил встретился с преподобным Андреем, которому он стал не только учителем в художественном мастерстве, но и духовным единомышленником и другом. Даниил, как полагают исследователи, принял монашество в московском Спасо-Андрониковом монастыре или в другой митрополичьей обители. Отличался строгостью жизни. Прозвище «Чёрный» впервые упоминается в тексте «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII — начало XVIII вв.), в более ранних источниках Даниил называется только по имени[2]. Цельность творческого наследия преподобных Андрея и Даниила такова, что современная наука считает проблему разграничения их произведений чрезвычайно сложной.

Даниил Чёрный и Андрей Рублёв

Даниил Чёрный обладал большим живописным мастерством и даром психологической характеристики; его произведения отличаются цельностью и гармоничностью композиции, совершенством рисунка, живостью движения, выразительным колоритом[3]. Так же как и Андрей Рублёв, имел много учеников, а его рисунки использовались в качестве «образцов» другими художниками[4]. В текстах летописей о росписи Даниилом и Андреем Рублевым Успенского собора во Владимире, Даниил указан первым, что может свидетельствовать о его старшинстве и большей опытности[5].

Прозвище «Чёрный» известно по тексту «Сказания о святых иконописцах»[3] (конец XVII — начало XVIII веков), в более ранних источниках называется просто Даниилом[6].

Ценные, но несколько противоречивые сведения о Данииле Чёрном содержатся в Пространной редакции Жития преподобного Никона Радонежского, созданной Пахомием Логофетом (Сербом) в 1440—1443 (?) годах, и в его Краткой редакции того же Жития 1443—1445 годах. Сведения из этой редакции повторяются в главе «О проявлении мощей святого» Жития преподобного Сергия Радонежского в редакциях 50-е гг. XV в. и ок. 1525[7].

Иконописец также упоминается в Месяцеслове Троице-Сергиева монастыря, составленном около середины 50-х годов XVII века Симоном (Азарьиным), в «Сказании о святых иконописцах» конца XVII — начала XVIII века (около 1715?) и в «Книге, глаголемой описание о

российских святых» конца XVII — начала XVIII века. Сведения о месте погребения Даниила и преподобного Андрея в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре «под старою колокольнею» содержатся в составе статьи о преподобном Андронике Московском «Алфавита русских святых» старообрядческого монаха Ионы Керженского 1807—1811 годов[7].

В летописи под 1408 год в рассказе о создании росписей Успенского собора имя Даниила Чёрного упоминается прежде имени Андрея Рублёва. Он был, видимо, старше по возрасту и считался более опытным мастером. Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублёва. И здесь сработал закон известной поговорки, когда «ученик превзошел своего учителя»[8].

Преподобные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Чёрный были весьма добродетельны и ревностны в постничестве и монашеском делании и потому сподобились Божественной благодатиИосиф Волоцкий

Преподобный Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и сказании вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих» пишет со слов старца Спиридона, игумена Троицкого монастыря, что преподобные иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный были весьма добродетельны и ревностны в постничестве и монашеском делании и потому сподобились Божественной благодати. Исполненные Божественной любви, они, по словам преподобного Иосифа, никогда не упражнялись в земном, но всегда ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету, чувственное же око возводили к образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых[9]. В праздник Светлого Христова Воскресения они, имея перед собою всечестные иконы, взирали на них неуклонно, исполняясь Божественной радости. И не только в этот день так поступали, но и в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого, пишет преподобный Иосиф, Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и спостник его преподобный Даниил. И, находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство[10].

Труды иконописцев

В разных редакциях житий преподобных Сергия и Никона Радонежских (1440-50-е годы) сообщается о росписи Даниилом Чёрным и Андреем Рублёвым (между 1425 и 1428; роспись не сохранилась) Троицкой церкви Троицкого монастыря (ныне Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры) по приглашению игумена Никона. Очевидно, оба мастера участвовали также и в исполнении икон для иконостаса[11].

Последние свои труды иконописцы совершили в обители преподобного Сергия Радонежского. В ней после обретения его мощей преподобные Даниил и Андрей Рублёв по благословению преподобного Никона расписывали Троицкий собор. «Преподобный, — согласно житию святого, — поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, сопостника его Андрея и их помощников; поспешно совершает он дело, потому что провидел духом скорое преставление тех живописцев, как это и было по окончании дела. При помощи Божией они усердно принялись за дело, весьма украсили разными чудными изображениями, изумляя поныне всех этим конечным трудом своим».

После окончания работ иконописцы возвратились в Андроников монастырь, где прожили ещё некоторое время.

Об иконах преподобных Даниила и Андрея ещё в XVI—XVII веках свидетельствовали, что они «все чудотворные». В Степенной книге, составлявшейся под непосредственным руководством митрополита Московского Макария и царского духовника Афанасия в 1560—1563 годах, преподобные Андрей и Даниил именуются «богодухновенными мастерами». Никто не сомневался в их святости.

Фреска «Лоно Авраамово», работа Даниила Чёрного

То что, Даниил работал всегда в соавторстве с Андреем Рублёвым, создает проблему разделения творчества двух художников. Иконописцы XV века не оставляли автографов. Выход исследователи ищут в попытках выделить особые стилистические приёмы, характерные для каждого мастера. Считая Даниила Чёрного художником старшего поколения, И. Грабарь предложил приписать ему авторство тех произведений, в которых просматриваются черты предшествующей школы письма XIV века.

Даниил Чёрный был не только старшим товарищем и наставником Рублёва (согласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка[12]. Среди авторских работ Даниила Чёрного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор в городе Владимире), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра). Было предложено приписывать ему авторство произведений, черты которых относятся к предшествующей школе письма четырнадцатого века, позаимствованной у мастеров Византии[13].

Плугин В. А. видит авторство Даниила Чёрного в фигурах преподобных Саввы, Макария и пророков на склонах арок южного и центрального нефов; он считает, что многие большие композиции художники писали совместно, и выделяет на них лики и фигуры, принадлежащие тому или иному мастеру; Б. И. Дудочкин и О. С. Попова относят к работе Даниила Чёрного все фрески в восточной части храма. Даниилу Чёрному приписывают также часть икон из иконостаса Успенского собора во Владимире (ныне в ГТГ и ГРМ), хотя документальных сведений об исполнении этого иконостаса Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным не существует[14].

Как и Андрей Рублёв, Даниил, несомненно, оставил после себя учеников и рисунки, служившие образцами при создании изображений в иконописной живописи[15].

Окончание земного пути иконописцев

Последние свои труды иконописцы совершили в обители преподобного Сергия Радонежского. В ней после обретения его мощей преподобные Даниил и Андрей Рублёв по благословению преподобного Никона расписывали Троицкий собор[10]. В конце жизни оба были старцами монастыря. В праздник Светлого Христова Воскресения они, имея перед собою всечестные иконы, взирали на них неуклонно, исполняясь Божественной радости. И не только в этот день так поступали, но и в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого, пишет преподобный Иосиф, Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и спостник его преподобный Даниил[16]. И, находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство. Между кончиной сподвижников, преставившихся около 1427—1430 года, существовал некоторый временной разрыв — не менее 40 дней. Они «нашли» друг друга, разделив на двоих монашескую келью, вместе трудились, постничали и молились — до конца жизни[9]. Погребены они в разных могилах, но, несомненно, рядом друг с другом на монастырском кладбище, к юго-западу от Спасского собора[2].

Могилы иконописцев

Спасо-Андроников монастырь

С течением времени их могилы оказались под колокольней, пристроенной к юго-западному углу храма. Согласно сообщению «Алфавита русских святых» инока старообрядческого Керженского монастыря Ионы, составленного в начале XIX века и полученного от насельников Рогожского старообрядческого поповского кладбища, их могилы ещё существовали во второй половине XVIII века (до 1797—1798 годы). Перестройки в Андрониковом монастыре, проводившиеся в конце того же столетия, не пощадили захоронений иконописцев; их могилы сровняли с землей и предали забвению. Знаток жизни и творчества Рублева Вера Григорьевна Брюсова обнаружила в Ярославском музее-заповеднике рукописный сборник, составленный «керженским постриженником Ионой», в нём — такая справка[17]:

Святыя же их мощи (Андрея и Даниила) погребены и почивают в том Андрониеве под старою колокольнею... в недавнем времени разорена, и место сравнено с землею... ходити на ней людем всяким и нечистым, и тем самым предадеся забвению память...

Из этой записи следует, что спустя триста лет значение Рублева было уже осознано. Именно это чувство и подвигло монахов искать святые останки в конце XVIII века, когда снесли старую колокольню. Пробивая щупом землю в указанном месте, монахи нашли могилы монахов Андрея и Даниила и торжественно перезахоронили иконописцев в основании алтаря среди игуменов. Наверняка об этом была сделана запись в документах монастыря, но в дни нашествия Наполеона монастырь горел и весь архив погиб[18]. В 1992 году при расчистке алтаря Спасского собора рядом с могилами игуменов и основателей монастыря было обнаружено погребение двух простых монахов (два черепа, кости, погребальная чаша для елея, крестики, сплетенные из кожи, кожаные тапочки). Возраст монахов был соответственно примерно 50 и 80 лет. По мнению антрополога Сергея Никитина это было вторичное захоронение (кости имели повреждения, оставленные предположительно поисковым щупом)[17].

Колокольню снесли в конце XVIII столетия. Полагаю, в это время останки знаменитых иконописцев и перезахоронили. Неразлучные в трудах и молитвах, они были погребены в одной могиле. Невозможно себе представить, что их могли разъединить!

На этом основании (вряд ли кого ещё из простых монахов могли разыскивать для перезахоронения на столь почётном месте) погребения были идентифицированы как тела Андрея Рублёва и Даниила Чёрного.

Образ Даниила Чёрного в кино

Историческая философская кинодрама «Андрей Рублёв» (СССР; 1966 год) режиссёр Андрей Тарковский, в роли Даниила — Николай Гринько[19].

Примечания

  1. Даниил Чёрный. Иллюстрированный словарь по иконописи. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  2. 2,0 2,1 Преподобный Даниил Черный, Московский, иконописец. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  3. 3,0 3,1 даниил чёрный. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  4. ПРЕПОДОБНЫЙ ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ, УЧЕНИК ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Спасо-Андроников монастырь. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  5. Даниил чёрный. Дата обращения: 2023 - 07 25.
  6. даниил чёрный. Дата обращения: 2023 - 07 - 25.
  7. 7,0 7,1 Житие Святого Иконописца Даниила Черного. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  8. Даниил Чёрный и Прохор с Городца: забытые иконописцы. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  9. 9,0 9,1 Андрей Рублев и Даниил: Делили келью, творили и умерли в один год. Российская газета. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  10. 10,0 10,1 Преподобный Даниил Чёрный. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  11. Даниил Чёрный - "Энциклопедия". Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  12. 7 главных русских иконописцев. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  13. Даниил Черный иконописец, монах, современник и сотрудник Андрея Рублёва. Дата обращения: 2023 - 07 25.
  14. Даниил Чёрный. Большая Российская энуиклопедия. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  15. Даниил Черный иконописец, монах, современник и сотрудник Андрея Рублёва. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  16. День памяти преподобного Даниила Черного, ученика преподобного Сергия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  17. 17,0 17,1 Найдены останки Андрея Рублёва. Русская народная линия. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  18. Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев. Уникальная находка. РИА Новости. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.
  19. Андрей Рублёв. Культура.РФ. Дата обращения: 2023 - 07 - 23.

Литература

Ссылки