Даль, Олег Иванович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Олег Иванович Даль
Zilov orné de la couronne funéraire en début de pièce.png
Имя при рождении Олег Иванович Даль
Дата рождения 25 мая 1941(1941-05-25)
Место рождения Люблино, Московская область (ныне район Москвы), РСФСР, СССР
Дата смерти 3 марта 1981(1981-03-03) (39 лет)
Гражданство СССР
Годы творчества 1962—1981

Оле́г Ива́нович Даль (род. 25 мая 1941, Люблино, Московская область, СССР — 3 марта 1981, Киев, Украинская ССР, СССР) — советский актёр театра и кино. Творческая деятельность началась с 1962 года по 1981 год. Служил пять лет в театре «Современник». Играл в основном второстепенные роли. Снимался в фильмах. Дебютировал в кино в студенческие годы. Сыграл Алика Крамера в фильме режиссёра Александра Зархи «Мой младший брат». Является исполнителем песен в фильмах. С 1980 года преподавал актёрское мастерство в Высшем Государственном Институте культуры. Скончался Олег Даль 3 марта 1981 года в Киеве. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В 2021 году на стене дома, где Даль жил в течение трёх последних лет установлена мемориальная доска[1].

Происхождение фамилии

Отец актёра — Иван Зиновьевич Жерко увлекался написанием статей. Печатал их в железнодорожной газете «Гудок». Подписывался он псевдонимом «Даль». Во время паспортизации в СССР он взял его вместо основной фамилии. Так он стал Иваном Далем, а сын — Олег Даль.

По национальности актёр — украинец. Это можно определить по происхождению исконной фамилии."Жерко" — с украинского диалекта русского языка происходит от слова «жерти». Оно означает — употреблять пищу в больших объёмах[2].

Биография

Детство

Родился Олег Даль 25 мая 1941 года в Люблино Московской области. Отец — Иван Зиновьевич работал железнодорожным инженером. Мать — Павла Петровна — учительница. У Олега была сестра Ираида.

Олег мечтал стать лётчиком. Он увлекался спортом. Любимым видом спорта был баскетбол. В подростковом возрасте начались проблемы с сердцем. Про мечту пришлось забыть. Помимо спорта он увлекался рисованием, пением. Особую роль в жизни мальчика играл театр. Он посещал театральную студию при Центральном доме детей железнодорожников. Олег сильно картавил. Он начал работать над дикцией. Ему удалось самостоятельно без логопедов справиться с этой проблемой. В юности он прочитал роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Олегу понравился Печорин. Он сказал себе: «Я должен стать актёром, чтобы сыграть Печорина»[3].

Юность

В 1959 году Даль окончил школу. Он решил стать актёром. Родители были против. Юноша их не послушал и пошёл на экзамены. Он успешно сдал испытания. Попал в мастерскую Николая Анненкова, в знаменитую «Щепку». Однокурсниками Даля были Виталий Соломин и Михаил Кононов. Все они стали известными актёрами. В 1963 году Олег Даль окончил Театральное училище имени Щепкина при Государственном академическом Малом театре[3].

Личная жизнь

У Олега Ивановича был тяжёлый характер. По этой причине ему не удалось сохранить два брака. Первый — с актрисой Ниной Дорошиной, второй — с Татьяной Лавровой.

В 1969 году на съёмках «Короля Лира» Даль повстречал актрису Лизу Эйхенбаум. Она была монтажёром. Они поженились. Лиза была рядом до последних дней жизни рядом с Олегом. Он очень гордился своей женой. В последние годы жизни она окружила его ещё большей заботой. Детей у актёра не было[3].

Могила Олега Даля

Последние месяцы жизни и смерть

В последние месяцы жизни Олег Иванович находился в подавленном состоянии. Он сильно похудел. Появились симптомы запущенного бронхита. По рекомендациям врачей ему необходимо было много времени проводить на свежем воздухе, бросить курить и пить кофе.

Жена арендовала дачу в посёлке Монино около Москвы. Актёр начал восстанавливаться. Он подолгу гулял, работал над стихотворениями. В конце января 1981 года Олег начал злоупотреблять спиртными напитками.

В феврале Даль получил из Киева сценарий фильма «Яблоко на ладони». Актёр выехал на пробы первого марта. Он попросил перенести их, но так и не явился. Третьего марта 1981 года его тело нашли в гостиничном номере. Причиной смерти Даля врачи назвали инфаркт миокарда. Была озвучена версия о самоубийстве актёра. Она не подтвердились. Актёру было 39 лет. Панихида состоялась седьмого марта в Малом театре. Похоронен Олег Даль на Ваганьковском кладбище в Москве[3].

Творческая деятельность

Театр

В 1963 году на дипломном спектакле присутствовала актриса театра «Современник» Алла Борисовна Покровская. Она заинтересовалась игрой Олега. Его пригласили на работу. Молодой актёр прошёл испытание и был зачислен в труппу. С 1963 года до 1976 года служил в театре «Современник». Пять лет Олег Даль играл второстепенные роли: Генрих в «Голом короле», Мишка в «Вечно живых», Кирилл в «Старшей сестре», гном Четверг в «Белоснежке и семи гномах». Ролей становилось всё меньше[1].

Год Спектакль Роль
1961 «Макбет» Уильяма Шекспира. ГАМТ СССР. Постановка Константина Зубова и Евгения Велихова. Режиссёр-ассистент: Леонид Заславский. Премьера 3 февраля 1956 года. 1-й слуга в замке Макбета Срочный ввод на роль 1-го слуги в замке Макбета 5 и 19 апреля 1961 года.
1963 «Продолжение легенды» Анатолия Кузнецова. Театр «Современник». Режиссёры Олег Ефремов и Маргарита Микаэлян. Премьера 1 ноября 1958 года. Первый шофёр Ввод на роль Первого шофёра с августа 1963 года.
1963 «Два цвета» Авенира Зака и Исая Кузнецова. Театр «Современник». Режиссёры Олег Ефремов и Виктор Сергачев. Премьера 9 февраля 1959 года. Маленький, Большой Ввод на роль Маленького с сентября 1963 года, ввод на роль Большого с февраля 1964 года. С 1 июля по 5 августа 1964 года спектакль участвовал в гастролях театра в Саратове.
1963 «Пятая колонна[en]» Эрнеста Хемингуэя. Театр «Современник». Режиссёр Григорий Лордкипанидзе. Премьера 10 мая 1962 года. Штурмгвардеец, Интербригадовец Срочный ввод на роль Штурмгвардейца с сентября 1963 года, срочный ввод на роль Интербригадовца с апреля 1964 года.
1963 «Белоснежка и семь гномов» Льва Устинова и Олега Табакова. Театр «Современник». Режиссёр Олег Табаков. Премьера 4 января 1962 года. гном Четверг Ввод на роль гнома Четверга с сентября 1963 года, в этот же период срочный ввод на роль гнома Пятницы. С 1 июля по 5 августа 1964 года спектакль участвовал в гастролях театра в Саратове. Гном Среда и гном Вторник (срочный ввод с марта 1969 года).}
1963 «Голый король» Евгения Шварца. Театр «Современник». Режиссёр Маргарита Микаэлян. Премьера 4 марта 1960 года. Генрих Ввод в спектакль с сентября 1963 года. С 1 июля по 5 августа 1964 года спектакль участвовал в гастролях театра в Саратове, 2—21 июля 1968 года в Вильнюсе и Каунасе.
1963 «Вечно живые» Виктора Розова. Театр «Современник». Режиссёр Олег Ефремов. Премьера 15 апреля 1956 года. Миша Ввод в спектакль в роли Миши с ноября 1963 года, в ноябре 1964 года срочный ввод на роль Владимира.
1964 «Третье желание» В. Блажека. Театр «Современник». Режиссёр Евгений Евстигнеев. Премьера 18 марта 1961 года. Гурдалек, Эрлебах Срочный ввод в спектакль на роль Гурдалека с января 1964 года, в апреле 1964 года ввод на роль Эрлебаха. С 1 июля по 5 августа 1964 года спектакль участвовал в гастролях театра в Саратове. Срочный ввод на роль Конферансье телевидения с января 1968 года.
1964 «Старшая сестра» Александра Володина. Театр «Современник». Режиссёр Борис Львов-Анохин. Премьера 25 июня 1962 года. Кирилл Срочный ввод с мая 1964 года. С 1 июля по 5 августа 1964 года спектакль участвовал в гастролях театра в Саратове, со 2 по 21 июля 1968 года — в Вильнюсе и Каунасе; 20 мая — 23 июня 1970 года — в Ташкенте и Алма-Ате.
1964 «В день свадьбы» Виктора Розова. Театр «Современник». Режиссёры Олег Ефремов и Галина Волчек. Премьера 14 мая 1964 года. Женя С 1 июля по 5 августа 1964 года спектакль участвовал в гастролях театра в Саратове.
1964 «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. Театр «Современник». Режиссёры Олег Ефремов и Игорь Кваша. Премьера 29 октября 1964 года. Маркиз де Брисайль, Гвардеец
1965 «Всегда в продаже» Василия Аксенова. Театр «Современник». Режиссёр Олег Ефремов. Премьера 2 июня 1965 года. Игорь С 22 ноября по 2 декабря 1967 года гастроли в Польской народной республике в городах Катовице, Кракове, Варшаве.
1966 «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову. Театр «Современник». Режиссёр Галина Волчек. Премьера 10 февраля 1966 года. Поспелов Ввод на роль Поспелова с октября 1967 года. 22 ноября — 2 декабря 1967 года гастроли в Польской народной республике в городах Катовице, Кракове, Варшаве. Со 2 по 26 июня 1968 года гастроли в Ленинграде на сцене Дворца культуры им. Первой пятилетки, 20 мая — 23 июня 1970 года в Ташкенте и Алма-Ате, 28 июня — 25 июля 1973 года в Риге.
1967 «Народовольцы» Александра Свободина. Театр «Современник». Режиссёр Евгений Шифферс. Премьера 26 сентября 1967 года. Добржинский, Гольденберг Ввод на роль следователя Добржинского с ноября 1967 года, срочный ввод на роль Гольденберга с мая 1968 года. Со 2 по 26 июня 1968 года гастроли в Ленинграде на сцене Дворца культуры им. Первой пятилетки, 2 — 21 июля 1968 года — в Вильнюсе и Каунасе.
1967 «Декабристы» Леонида Зорина. Театр «Современник». Постановка Олега Ефремова. Режиссёр-ассистент Владимир Салюк. Премьера 17 августа 1967 года. Блудов Дмитрий Николаевич Ввод на эпизодическую роль с декабря 1967 года. Со 2 по 26 июня 1968 года гастроли в Ленинграде, 2 — 21 июля 1968 года в Вильнюсе и Каунасе. Ввод на роль Каховского Петра Григорьевича с октября 1968 года, Рылеева Кондратия Фёдоровича срочно с октября 1968 года, барона, флигель-адъютанта Адлерберга срочно с октября 1969 года.
1968 «На дне» Максима Горького. Театр «Современник». Режиссёр Галина Волчек. Премьера 3 ноября 1968 года. Васька Пепел С 28 июня по 25 июля 1973 года гастроли в Риге на сцене Государственного академического театра драмы Латвийской ССР им. А. Упита и Государственного Рижского театра русской драмы.
1969 «Принцесса и дровосек» Маргариты Микаэлян и Галины Волчек. Театр «Современник». Режиссёры Галина Волчек и Олег Даль. Премьера 29 июня 1969 года. Магиаш Срочный ввод на премьеру с июня 1969 года.
1969 «Вкус черешни» Агнешки Осецкой. Театр «Современник». Режиссёр Екатерина Еланская. Премьера 20 декабря 1969 года. Мужчина Срочный ввод на премьеру с декабря 1969 года. Гастроли 20 мая — 23 июня 1970 года в Ташкенте и Алма-Ате, 28 июня — 25 июля 1973 года в Риге.
«Выбор» Алексея Арбузова. Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Режиссёры Роза Сирота и Олег Даль. Премьера 27 апреля 1972 года. Двойников Николай Андреевич С 1 по 31 июля 1972 года гастроли в городе Горьком на сцене Академического театра драмы им. М. Горького.
1973 «Валентин и Валентина» Михаила Рощина. Театр «Современник». Режиссёр Валерий Фокин. Премьера 29 ноября 1971 года. Гусев Ввод на роль с июня 1973 года. 28 июня — 25 июля 1973 года гостроли в Риге.
1973 «Погода на завтра» Михаила Шатрова. Театр «Современник». Постановка Галины Волчек, Иосифа Райхельгауза и Валерия Фокина. Премьера 24 ноября 1973 года. Русаков, рабочий автозавода 16—17 февраля 1974 года гастроли в Тольятти на сцене Дома культуры им. 50-летия Октября.
1973 «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина. Театр «Современник». Режиссёр Валерий Фокин. Премьера 30 сентября 1972 года. Свидетель Срочный ввод на роль с марта 1974 года.
1974 «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова. Театр «Современник». Режиссёр Валерий Фокин. Премьера 12 апреля 1974 года. Камаев С 10 по 19 мая 1975 года гастроли в Ленинграде на сцене Дворца культуры им. Первой пятилетки.
1974 «Балалайкин и К°» по Михаилу Салтыкову-Щедрину. Театр «Современник». Режиссёр Георгий Товстоногов. Премьера 10 октября 1973 года. Балалайкин Ввод на роль адвоката Балалайкина с мая 1974 года. С 10 по 19 мая 1975 года гастроли в Ленинграде.
1974 «Из записок Лопатина» Константина Симонова. Театр «Современник». Режиссёр Иосиф Райхельгауз. Премьера 26 декабря 1974 года. Гурский
1975 «Вечно живые» Виктора Розова. Театр «Современник». Постановка Олега Ефремова. Режиссёр Галина Волчек. Премьера 28 марта 1975 года. Борис Бороздин С 10 по 19 мая 1975 года гастроли в Ленинграде, 19 — 27 июля того же года в Оренбурге.
1975 «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира. Театр «Современник». Режиссёр Питер Джеймс. Премьера 3 мая 1975 года. Эндрю Эгьюйчик 12 июля 1980 года срочный ввод на роль Эндрю Эгьюйчика (на замену Константина Райкина по просьбе дирекции и репертуарной конторы театра). Последний выход на сцену театра «Современник».
1977 «Месяц в деревне» Ивана Тургенева. Театр на Малой Бронной. Постановка Анатолия Эфроса. Премьера 21 апреля 1977 года. Алексей Николаевич Беляев Гастроли в Ленинграде 7 — 18 декабря 1977 года, 21 — 26 августа 1978 года в Великобритании (в рамках «Русской театральной недели» 32-го Эдинбургского Международного фестиваля) на сцене «Royal Lyceum Theatre[en]».
1978 «Веранда в лесу» Игнатия Дворецкого. Театр на Малой Бронной. Режиссёр Анатолий Эфрос. Премьера 19 марта 1978 года. Следователь Челознов
1980 «Берег» Юрия Бондарева. Малый театр. Постановка Владимира Андреева. Режиссёр А. Юнников. Премьера 24 ноября 1978 года. Алекс Срочный ввод на роль Алекса (хозяина кабачка «Весёлая сова») 31 декабря 1980 года. Последний в жизни выход на театральную сцену

Кинематограф

В 1961 году началась экранизация повести Василия Аксёнова «Звёздный билет». Режиссёр Александр Зархи искал исполнителя главной роли и в итоге выбрал Олега Даля на роль Крамера. Съёмки проходили в живописном Таллине, и фильм получил название «Мой младший брат».

Фильм «Мой младший брат» стал знаковым в карьере Олега Даля, открыв ему двери в мир большого кино. После успешного дебюта Олег Даль привлёк внимание известных режиссёров, таких как Алексей Агранович и Сергей Бондарчук. Агранович предложил актёру сыграть главного персонажа в фильме «Человек, который сомневается». В нём герой Олега Даля, Борис Дуленко, оказывается в центре интригующей истории: его арестовывают и обвиняют в убийстве школьницы. Работа над этими фильмами укрепила его репутацию как талантливого актёра.

В 1964 году Даль вернулся в кино с картиной «Первый троллейбус». Несмотря на отсутствие значительных ролей в следующие два года, в 1966 году его заметил режиссёр Владимир Мотыль на киностудии «Ленфильм». Он искал актёра для главной роли в фильме «Женя, Женечка и „катюша“». Даль идеально подошёл под этот типаж.

После выхода картины «Хроника пикирующего бомбардировщика», карьера Олега Даля пошла вверх. В этом фильме он сыграл роль летчика Соболевского, что сделало его всероссийским героем и открыло новые возможности в кино. В конце 60-х годов Олегу Далю предложили сотрудничество выдающиеся режиссёры Надежда Кошеверова и Григорий Козинцев.

В 1973 году Олег Даль осуществил свою детскую мечту, сыграв Печорина в фильме «По страницам журнала Печорина». Фильм с участием актёра «Отпуск в сентябре» вышел в 1979 году, «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» — в 1981 году после смерти олега Даля[4].

Работа в Высшем Государственном институте культуры

В 1980 году Даль — преподаватель актёрского мастерства во Высшем Государственном Институте культуры. Он стал руководителем творческой мастерской. Даль тщательно подбирал материал будущих занятий. В домашнем архиве сохранилось множество записей, наработок по актёрскому мастерству.

Одно из известных упражнений: «Тело. Движение. Хлопок. Посыл. Стул. Одиночество. Внутренний монолог». Студенты должны были по очереди входить в аудиторию, здороваться, представляться, затем садиться на стул и, хлопнув себя трижды по колену, некоторое время находиться в так называемой «зоне молчания». Так преподаватель проверял умение артиста держаться перед любой аудиторией. Студентов интересовали занятия с Олегом Ивановичем. Иногда они продолжались на улице. Последнее занятие Даль провёл 26 февраля 1981 года. Он был неразговорчив, подавлен. По окончании лекций он молча ушёл[5].

Исполнение песен

У Даля был талант певца. Он пригодился во многих картинах. Актёр исполнял песни в музыкальной картине «Старая, старая сказка». В проекте «Земля Санникова» Даль спел «Есть только миг». В фильм вошла версия, перезаписанная Олегом Анофриевым.

Песня «Купидон» из комедии Леонида Гайдая «Не может быть!» принесла славу актёру. В фильме «Вариант Омега» исполнена композиция «Где он, этот день?» на стихи Роберта Рождественского и музыку Богдана Троцюка. Он участвовал в передаче «Антология советской песни» в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Он спел песню «Эх, дороги»[1].

Поэзия

Даль долго работал над умение читать стихи. Он записывал их на магнитофон, прослушивал, анализировал. В телеспектакле «Страницы журнала Печорина» он исполнил лермонтовское стихотворение «И скучно, и грустно, и некому руку подать…». Его услышал литературовед Ираклий Андроников. Он пригласил Даля в Михайловское для участия в работе над телефильмом «…На стихи А. С. Пушкина». Там актёру было предложено исполнить два романса и прочитать девять стихотворений Пушкина. После выхода фильма литературоведами было отмечено высокое мастерство исполнения.

В исполнении Даля звучали также в телепередачах «Наш Пушкин» и «Два приезда в Михайловское», новелла «Трубка коммунара» Ильи Эренбурга, три сказки Андерсена, рассказ «Кочерга» Михаила Зощенко для передачи «Русская речь»[3].

Фильмография

1962 ф Мой младший брат Режиссёр Александр Зархи; «Мосфильм», ч/б. По мотивам романа Василия Аксенова «Звёздный билет». Роль Алика Крамера.
1963 ф Человек, который сомневается Режиссёры Леонид Агранович и В. Семаков; «Мосфильм», ч/б. Роль Бориса Дуленко.
1963 ф Первый троллейбус Режиссёр Исидор Анненский; Одесская киностудия, киностудия имени М. Горького, ч/б. Роль Семёна.
1965 ф От семи до двенадцати Режиссёры Екатерина Неродицкая и Юрий Фридман; «Мосфильм», киноальманах из трёх новелл. Роль Шурика в новелле «Чёрный котёнок».
1965 ф Строится мост Режиссёры Гавриил Егиазаров и Олег Ефремов; «Мосфильм», ч/б. По мотивам одноимённого очерка Наума Мельникова. Роль Юлиана.
1967 ф Женя, Женечка и «катюша» Режиссёр Владимир Мотыль; «Ленфильм». Роль Жени Колышкина.
1967 ф Хроника пикирующего бомбардировщика Режиссёр Наум Бирман; «Ленфильм». Роль Жени Соболевского.
1968 ф Солдат и царица Режиссёр Виктор Титов; ВГИК. Роль Солдата.
1968 ф Старая, старая сказка Режиссёр Надежда Кошеверова; «Ленфильм». Роли Кукольника и Солдата.
1970 ф Король Лир Режиссёр Григорий Козинцев; «Ленфильм», 2 серии. По одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Роль Шута.
1971 ф Тень Режиссёр Надежда Кошеверова; «Ленфильм», 2 серии. По мотивам пьесы Евгения Шварца, написанной на основе одноимённой сказки Андерсена. Роли Учёного и Тени.
1972 ф Земля Санникова Режиссёры Альберт Мкртчян и Леонид Попов; «Мосфильм». По мотивам одноимённого романа Владимира Обручева. Роль Евгения Крестовского.
1973 ф Плохой хороший человек Режиссёр Иосиф Хейфиц; «Ленфильм». По повести Антона Чехова «Дуэль». Роль Ивана Лаевского.
1974 кор Киноальманах «Горизонт», выпуск № 5 Режиссёр К. Ровнин; «Центрнаучфильм». Новелла «Чацкий — это я!». Роль Александра Чацкого.
1975 ф Звезда пленительного счастья Режиссёр Владимир Мотыль; «Ленфильм», 2 серии. Роль офицера караула Петропавловской крепости.
1975 ф Горожане Режиссёр Владимир Роговой; Киностудия имени М. Горького. Роль водителя-полярника — Приезжего — Парня с Севера.
1975 ф Не может быть! Режиссёр Леонид Гайдай; «Мосфильм». По рассказам Михаила Зощенко. Новелла «Забавное приключение». Роль Анатолия Барыгина-Амурского.
1977 ф Как Иванушка-дурачок за чудом ходил Режиссёр Надежда Кошеверова; «Ленфильм». По мотивам русских народных сказок. Роль Иванушки-дурачка.
1977 ф В четверг и больше никогда Режиссёр Анатолий Эфрос; «Мосфильм». По мотивам повести Андрея Битова «Заповедник». Роль Сергея Андреевича.
1978 ф Расписание на послезавтра Режиссёр Игорь Добролюбов; «Беларусьфильм». Роль Андрея Андреевича.
1980 ф Мы смерти смотрели в лицо Режиссёр Наум Бирман; «Ленфильм». По мотивам повести Юрия Яковлева «Балерина политотдела». Роль Бориса Владимировича Корбута.
1980 ф Незваный друг Режиссёр Леонид Марягин; «Мосфильм». Роль Виктора Свиридова

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Трагический гений с манией совершенства. Культура.рф. Дата обращения: 13 августа 2024.
  2. Настоящая фамилия и национальность Олега Даля. fiscki.net (2019). Дата обращения: 13 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Олег Иванович Даль. Биограф.ру. Дата обращения: 13 августа 2024.
  4. Даль Олег Иванович. Кино-театр.ру. Дата обращения: 13 августа 2024.
  5. Судьба актёра: Олег Даль. Дом кино (2019). Дата обращения: 13 августа 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!