Голлидэй, Софья Евгеньевна
| Софья Евгеньевна Голлидэй | |
|---|---|
| Голлидэй Софья Евгеньевна 1894 - 1934 | |
| Дата рождения | 2 декабря 1896 |
| Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
| Дата смерти | 6 сентября 1934 (37 лет) |
| Место смерти | Москва, СССР |
| Гражданство |
|
| Род деятельности | театральный деятель |
Со́фья Евге́ньевна Го́ллидэй (2 [14] декабря 1894, Санкт-Петербург, Российская империя — 6 сентября 1934, Москва, СССР) — российская и советская актриса театра. Известна благодаря сотрудничеству со Второй студией МХТ и дружбе с поэтессой Мариной Цветаевой[1].
Наиболее значимой ролью Голлидэй стала Настенька в спектакле «Белые ночи» по Фёдору Достоевскому. В 1919 году Голлидэй покинула Москву и продолжила карьеру в провинциальных театрах (Нижний Новгород, Харьков, Свердловск, Новосибирск)[2].
Биография
Юность и образование
Софья Евгеньевна Голлидэй родилась 2 декабря 1894 года в семье Евгения Голлидэя — обрусевшего англичанина, пианиста. Мать — Вера Риццони, дочь художника Павла Риццони. Перед свадьбой, 9 января 1894 года, её отец принял православие[3]. Училась в школе драматического искусства под руководством Евгения Вахтангова, а позже во Второй студии МХАТа, где её талант высоко оценил Константин Станиславский[1].
Её исполнение роли Настеньки в спектакле «Белые ночи» (по повести Фёдора Михайловича Достоевского) стало заметным событием в московской театральной жизни. В декабре 1918 года Марина Цветаева познакомилась с Софьей Голлидэй[4]. 16 июня 1919 года Марина Ивановна Цветаева посвятила ей стихотворение «Ландыш, ландыш белоснежный», которое позже было положено на музыку и стало романсом[1].
Уход из МХАТа и жизнь в провинции
Несмотря на то, что Константин Сергеевич Станиславский высоко ценил её талант, Софья Голлидэй неожиданно покинула театр, уехав за «красным командиром» в Симбирск. Как вспоминали современники:
Ветром сдуло и унесло Сонечку Голлидэй в далёкий Симбирск, и как ни звал её обратно Станиславский, она не вернулась… Спустя годы Яхонтов встретил её в провинции; она по-прежнему любила своего комбрига, но плакала, вспоминая МосквуГ. Ю. Бродская
Она играла в театрах Нижнего Новгорода, Архангельска, Харькова (1923-—1924), Свердловска (1931—1932), Новосибирска (1932—1933), в том числе в Новосибирском театре юного зрителя, где исполняла роли травести[5].
Последние годы и смерть
Вернулась в Москву незадолго до смерти, работала чтицей в лекционном зале. Умерла 6 сентября 1934 года от рака после операции в Институте имени Склифосовского. Прах покоится в колумбарии Нового Донского кладбища[2].
Творчество
Голлидэй Софья известна по следующим ролям:
- Настенька — «Белые ночи» по повести Фёдора Михайловича Достоевского (1916, Вторая студия МХТ). Эта роль принесла ей признание московской публики и высокую оценку Константина Станиславского;
- Консуэлла — «Тот, кто получает пощёчины» по пьесе Леонида Андреева (1910-е годы, МХТ)
- Лиза — «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1910-е годы, МХТ);
- Луиза — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (1910-е годы, МХТ).
После 1919 года Голлидэй играла в провинциальных театрах, включая:
- Харьковский русский драматический театр (1923—1924), где участвовала в постановке комедии «Грелка»;
- Свердловский драматический театр (1931—1932);
- Новосибирский ТЮЗ (1932—1933), где исполняла роли-травести[2].
Память
Марина Цветаева посвятила ей «Повесть о Сонечке», а также цикл стихов «Стихи к Сонечке» и драматические пьесы «Приключение» (1918 —1919), «Фортуна» (1918), «Каменный ангел» (1919), «Феникс» (1919)[2].
Награды и признание
Софья Голлидэй не имела государственных наград в советский период, однако её творчество получило высокую оценку современников и позднейших исследователей театра.
- В 1916 году, после исполнения роли Настеньки в спектакле «Белые ночи», Константин Станиславский назвал её «исключительно одарённой актрисой» и предлагал ведущие роли во МХАТе.
- В 1919 году Марина Цветаева посвятила Голлидэй цикл стихов («Стихи к Сонечке»), а позже — драматические пьесы («Фортуна», «Каменный ангел») и мемуарную «Повесть о Сонечке» (1937), что стало своеобразной посмертной «наградой» от великой поэтессы.
- В 2003 году вышла первая монография о Голлидэй — «Сонечка Голлидэй. Жизнь и актёрская судьба» (автор — Галина Бродская), что свидетельствует о её значимости в истории русского театра .
- В 2010-х годах её имя упоминалось в исследованиях о Второй студии МХТ и провинциальном театре 1920—1930-х годов[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Сысоев Е. Софья Голлидэй. Трагедия без виноватых. proza.ru. Дата обращения: 26 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Голлидэй Софья Евгеньевна. Кино-театр.ru. Дата обращения: 26 апреля 2025.
- ↑ ЦГИА СПб. ф.19. оп.126. д.357. кадр 83
- ↑ Полканова М. Ф. Лекция «Софья Евгеньевна Голлидэй. Непридуманная жизнь» (в рамках проекта «Тайна занавеса»). Департамент культуры города Москвы (3 марта 2020). Дата обращения: 26 апреля 2025.
- ↑ Бродская Г. Сонечка Голлидэй. Жизнь и актёрская судьба. — Москва:: О. Г. И, 2003. — С. 460. — 464 с. — ISBN ISBN 5-94282-120-8.
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 2 декабря
- Родившиеся в 1896 году
- Родившиеся в Санкт-Петербурге
- Умершие 6 сентября
- Умершие в 1934 году
- Умершие в Москве
- Умершие от рака
- Персоналии:Санкт-Петербург
- Персоналии:Москва
- Персоналии:Ульяновск
- Похороненные на Новом Донском кладбище (Москва)