Гердт, Павел Андреевич

Павел Гердт
Le Poisson doré -Pavel Gerdt.JPG
Имя при рождении Павел-Фридрих Гердт
Дата рождения 22 ноября (4 декабря) 1844(1844-12-04)
Место рождения д. Волынкино, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя
Дата смерти 29 июля (11 августа) 1917(1917-08-11) (72 года)
Место смерти Вамальоки, близ Терийоки, Выборгская губерния, Российская империя
Гражданство  Российская империя
Профессия артист балета, балетмейстер, балетный педагог
Театр Мариинский театр

Па́вел (Па́вел-Фри́дрих) Андре́евич Ге́рдт (22 ноября 1844 года, деревня Волыкино, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя — 30 июля 1917 года, Вамальоки, Выборгская губерния, Российская империя) — выдающийся русский артист балета, педагог, балетмейстер и один из наиболее значительных представителей классического танца в России конца XIX — начала XX веков[1]. Его имя неразрывно связано с расцветом Мариинского театра и формированием петербургской балетной школы. Гердт, обладая редким талантом и исключительным сценическим обаянием, оставил яркий след в истории русского балета. Солист Его Императорского Величества[2].

Биография

Родился в семье Андрея Гердта, шведского механика, работавшего в Санкт-Петербурге. В возрасте шести лет в 1850 году он поступил в Петербургское театральное училище (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой), где его талант был замечен и поддержан педагогами. Среди его наставников были Христиан Иогансон, Лев Иванов и Мариус Петипа, оказавшие огромное влияние на формирование его танцевального стиля и мировоззрения.

Уже в 1860 году Гердт был принят в труппу Мариинского театра (Санкт-Петербург), где быстро завоевал признание публики и критиков. Он обладал безупречной техникой, аристократизмом, сценическим обаянием и выдающимся партнёрством. Его отличала особая элегантность и благородство в танце, что сделало его идеальным исполнителем ролей принцев и героев. На протяжении нескольких десятилетий Гердт был одним из ведущих танцовщиков Мариинского театра. В его репертуаре — ведущие партии в классических балетах Мариуса Петипа, таких как «Спящая красавица» (Принц Дезире), «Лебединое озеро» (Принц Зигфрид), «Раймонда» (Жан де Бриен), «Дон Кихот» (Базиль), «Щелкунчик» (Принц). Он также участвовал в постановках других балетмейстеров, исполняя партии в балетах «Пахита», «Корсар», «Тщетная предосторожность» и других[3].

Влияние Гердта на русский балет ощущается и сегодня. Его педагогические принципы и исполнительский стиль до сих пор изучаются в балетных школах по всему миру. Его имя увековечено в истории русского балета как символ классического совершенства, артистизма и преданности искусству[3].

Память

В 1904 году Павел Андреевич закончил преподавать, но продолжил выходить на сцену. Последний раз он появился на сцене в возрасте 71 года, за год до своей смерти. Ушёл Гердт в августе 1917 года. Его дочь Лиза пошла по стопам отца, причём её наставником был Михаил Фокин[4].

Репертуар Императорского балета Павла Гердта

(* — оригинальный актёрский состав возрождения) (** — год премьеры)

Ученики

Примечания

  1. Гердт Герт Павел Андреевич. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 24 апреля 2025.
  2. Гердт Павел Андреевич. Электронная библиотека Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Дата обращения: 24 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 Д. Трускиновская. Павел Андреевич Гердт. Belcanto.ru. Дата обращения: 25 апреля 2025.
  4. Павел Гердт. Музыкальные сезоны (7 сентября 2016). Дата обращения: 25 апреля 2025.