Воллан, Франц Павлович де
Франц Павлович де Воллан | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
фр. François Sainte de Wollant | ||||||||
![]() Франц де Воллан, рисунок неизвестного художника (ок. 1805) | ||||||||
Дата рождения | 20 сентября 1752 | |||||||
Место рождения | Антверпен, Голландия | |||||||
Дата смерти | 30 ноября (12 декабря) 1818 (66 лет) | |||||||
Место смерти |
Санкт-Петербург, Российская империя |
|||||||
Принадлежность |
![]() ![]() |
|||||||
Род войск | инженерные войска | |||||||
Звание | инженер-генерал | |||||||
Командовал | Корпус инженеров путей сообщения | |||||||
Сражения/войны |
Русско-турецкая война 1787—1792, Польская кампания 1794 года |
|||||||
Награды и премии |
|
Франц Павлович де Воллан (Франц-Павел Деволан, Де-Волант, Сент-Деволан (фр. François Sainte de Wollant); 20 сентября 1752, Антверпен — 30 ноября 1818, Петербург) — первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, первый архитектор Вознесенска, Одессы, Новочеркасска, Тирасполя, Овидиополя и других городов, строитель первого чугунного моста в Петербурге, первый инженер во главе Ведомства путей сообщения, первый член Комитета министров от этого ведомства. Под его руководством были созданы Тихвинская и Мариинская водные системы.
Биография
По происхождению брабантский дворянин, родился 20 сентября 1752 года в Антверпене.
Молодые годы провёл в голландских селениях в Северной Америке, где впервые ознакомился с военно-инженерным делом: принимал участие в постройке укреплений и сражался с англичанами. С 1779 года Деволан служил в Голландской Гвиане и занимался топографическими исследованиями и составлением карт. По возвращении в Голландию в 1784 году участвовал в составлении атласа юго-восточной части Голландии. В марте 1786 года вышел в отставку.
По протекции российского посла в Гааге С. А. Колычёва вступил в русскую службу инженер-майором 30 октября 1787 года. В следующем году, во время русско-шведской войны, он во флоте адмирала С. К. Грейга участвовал в Готландском сражении и в конце того же года, по надобности в инженерах, отправлен был в Таврический край к армии Г. А. Потёмкина.
На южных границах России Деволан сначала состоял в распоряжении Комитета строения города и порта Николаева. Приняв в звании исполняющего дела первого инженера армии участие в кампании против турок, он находился при осаде и взятии Каушан, Паланки, Аккермана и Бендер, был при осаде Килии, штурме Измаила и других крепостей на Дунае, а также в сражениях при Бабадаге, Браилове и Мачине. 25 марта 1791 года он был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени (№ 434 по списку Судравского и № 821 по списку Григоровича — Степанова):
За отличную храбрость, оказанную при штурме крепости Измаила, с истреблением бывшей там армии.
Тогда же он был награждён орденом св. Владимира 4-й степени.
В 1792 году Деволан занимался укреплением городов и крепостей на побережьях Азовского и Чёрного морей и в следующем году был утверждён в должности первого инженера Южной армии А. В. Суворова.
Полковник И. И. Князев и подполковник Ф. П. де Волан осуществляли в 1793 году непосредственное руководство строительством Севастопольской крепости.
в 1794 году находился при той же армии в Польше при подавлении восстания Костюшко; за отличие произведён в полковники и награждён орденом св. Владимира 3-й степени.
В звании старшего инженера в 1795 году он управлял постройкой крепости Фанагории, порта Ахтиар, крепостей Кинбурнской и Тираспольской, а также руководил основанием Перекопа, Овидиополя, Григориополя, Вознесенска и составлял планы большей части вновь строившихся тогда в России городов (Николаева, Новочеркасска, Каменска-Шахтинского и других).
В рескрипте графу П. А. Зубову от 4 декабря 1795 года императрица Екатерина II отметила полезные труды Деволана, «которого неутомимою деятельностью и расторопностью все производимые в ведомстве вашем многочисленные работы и строения приводятся в исполнение с желаемым успехом, Всемилостивейше жалуя ему в уважение трудов им подъемлемых, и немалых издержек, которые он по должности своей обязан делать, десять тысяч рублей единовременно и по ста рублей на месяц столовых денег». Около этого времени адмиралу де Рибасу и инженер-полковнику Деволану было предписано осмотреть возможно тщательнее берега устья Днепра и Чёрного моря, измерить существующие рейды и заливы и избрать удобное место для порта.
Таким пунктом была избрана крепость Гаджибей, которая только что была завоёвана у турок; по приказанию Екатерины, в 1794 году она была названа городом, и в ней повелено было устроить военную гавань с купеческою пристанью. Планы города и гавани, составленные Деволаном, удостоились высочайшего утверждения, и под его же руководством приказано было производить все работы, к которым и приступили немедленно. Для производства всех построек, учреждена была, под начальством Суворова, «канцелярия строений города и порта Гаджибейского», директором которой состоял де Воллан. Места под постройки были здесь отводимы, на вечное владение, частным лицам, вследствие чего и Франц Павлович получил участок земли. Под его талантливым руководством работы производились весьма успешно и в 1796 году были окончены; вслед за тем город назван был Одессой, а сам Деволан получил орден св. Владимира 2-й степени.
Между прочим, по плану Франца Павловича, устроены были огромные соляные магазины для поддержания мены хлеба, привозимого чумаками, на таврическую соль, что продолжалось, однако, недолго вследствие трудности доставки соли; он велел учредить и биржу для купцов. На него же выпала печальная обязанность объявить жителям вновь созидавшегося им города о кончине императрицы Екатерины II, после смерти которой произошли весьма важные перемены в судьбе Одессы. Деволан должен был покинуть её и переехать в Санкт-Петербург. Лишь в 1800 году он приезжал на некоторое время в Одессу для образования там комитета, которому поручено было окончание постройки города.
Некоторое время Деволан был «не у дел»; тем не менее крупный талант инженера сказывался в нём и тогда.
Третий раздел Польши изменил положение наших пограничных укрепленных пунктов и повлиял на сам характер и силу их расположения, вследствие чего правительство поручило разным лицам разработку вопроса о крепостях на западной границе. В числе других выдающихся инженеров, и генерал-майор Деволан высказал своё мнение: определив направление операционных линий, он располагал крепости в три линии; в тех же участках, где возможна малая война, требовал нескольких крепостей — плацдармов и систему укрепленных постов (фортов-застав). Эта его работа, а также разработка вопроса — о расположении крепостей на границе с Турцией и на южной границе, — представляют, без сомнения, ценный вклад в материалы для учения о значении крепостей вообще. Его военный взгляд на будущее южного побережья и систему его укреплений выразился в «Записке», в которой он указал все особенности защиты Крымского полуострова и удивительно точно предсказал, более чем за полвека, осаду Севастополя, её направление, место высадки неприятеля и прочее.
24 июля 1797 года он был произведён в генерал-майоры. Тем не менее, военно-инженерная карьера Деволана окончилась 6 октября 1798 года увольнением от службы, и на некоторое время он даже уехал за границу. Однако, при образовании Департамента водяных коммуникаций в 1799 году, снова вспомнили о нём и 25 августа 1799 года Деволан вошёл в состав членов этого департамента.
Немедленно знакомится он с искусственными сооружениями на водных путях и представляет выработанный им план обходных каналов Онежского и Ладожского озёр. За эти труды Деволан 18 февраля 1800 года был произведён в генерал-лейтенанты.
В это же время было обращено внимание на почти забытый проект Петра Великого об устройстве канала в Вытегорском крае. Франц Павлович был командирован сюда, чтобы найти место, удобное для сооружения канала. По исследовании местности, он отыскал на ней верное и краткое направление, предположенное ещё гидрографом Перри (при Петре І), для соединения рек Ковжи и Вытегры. Благодаря ссуде из Сохранной казны, бывшей в ведении императрицы Марии Фёдоровны, немедленно начато было сооружение канала, в честь государыни названного Мариинским.
![](https://storage.yandexcloud.net/roz-wiki/thumb/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83_%D0%B4%D0%B5_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%83_-_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%80.jpg/200px-%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83_%D0%B4%D0%B5_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%83_-_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%80.jpg)
Деволану принадлежит также проект и постройка Тихвинской водной системы, оконченной в 1811 году, проект соединения каналом Онежского озера с Белым морем посредством рек Повенца и Выги (Сороки), между портами Повенецким, Сорокинским и Сумским, проект соединения Онежского озера с Белым морем на другом пункте, при Онежском порту через реки Водлу, Кемь и Онегу, и проект канала между Шексной и Северной Двиной для судоходства к Архангельскому порту от Волги и для сообщений между Архангельском и Санкт-Петербургом (канал Кирилловский, впоследствии герцога Александра Виртембергского).
Во время службы в департаменте водяных коммуникаций Деволан имел в своей инспекции системы Мариинскую и Тихвинскую, нижнюю часть Волги от Рыбинска, с Окою, Камою и другими реками; заведовал работами по рекам Цне и Суре, чисткою днепровских порогов и построением шлюзов с обводными каналами, из которых главнейший, при Ненасытецком пороге с двумя шлюзами, совершенно окончен в 1803 году; он же, наконец, устроил Огинский канал, оконченный и открытый в том же году. В 1804 году он принимал участие в постройке Таганрогского порта и разных других сооружений по Куме, Тереку, Манычу и Старому каналу, предположенному для соединения Волги с Доном посредством рек Иловли и Камышенки. В течение десяти лет, как член департамента, он управлял всеми предприятиями по инспекции Днестра, Немана, Оки, Волги и других рек и лично наблюдал за этими работами.
При новом образовании управления, его определили в корпус инженеров путей сообщения генерал-инспектором и членом совета, а 6 сентября 1810 года — инженер-генералом этого корпуса. Как член совета, он составлял разные проекты, приведенные потом в исполнение, именно: проекты улучшения Твери, бичевников по реке Тверце, а также разных зданий по Вышневолоцкой системе и Ладожскому каналу.
22 марта 1812 года последовал Высочайший указ об отозвании в действующую армию главноуправляющего путями сообщений (с 1809 года) принца Георгия Ольденбургского, обязанности которого были возложены на генерал-лейтенанта Деволана, «отличнейшего по достоинству и знаниям», как характеризовал Франца Павловича сам принц Ольденбургский. Последний надеялся вновь принять управление путями сообщений, но неожиданно скончался в декабре того же года; вследствие личной просьбы императрицы Марии Фёдоровны, Деволан воздал ему последние почести, находясь при погребальном поезде принца, с которым был связан узами дружбы.
За время 1812—1816 годов деятельность управления была незначительна, ввиду недостаточности бывших в его распоряжении сумм вследствие Отечественной войны 1812 года и последовавших за нею событий. В 1814 году повелено было главному директору Деволану, как представителю отдельного ведомства, присутствовать в комитете министров. В 1816 году возобновляется правильная деятельность управления. В этом году, под председательством графа А. А. Аракчеева, был учреждён особый Комитет о построении и содержании больших дорог в Империи, который занялся вопросом о сооружении в России, по заграничному примеру, насыпных каменных шоссе, причем было постановлено впервые применить такой способ к шоссе от Москвы до Петербурга. Некоторые участки дорог были в чрезвычайно дурном положении; например, между Тверью и Москвой они оказались почти в беспроездном состоянии, а вблизи Петербурга нередко совсем затоплялись. Энергии Деволана представлялось широкое поле деятельности. По его ходатайству, в 1816 году управление путей сообщения было переведено из Твери в Петербург; для усиления работ на сухопутных дорогах в том же году были учреждены по государственным дорогам рабочие бригады, после чего деятельность управления по устройству и улучшению шоссе значительно развилась. Генерал Деволан прилагал все усилия для успешного производства работ по шоссе, обращая внимание во время личных осмотров на недостаток старания со стороны служащих.
![](https://storage.yandexcloud.net/roz-wiki/thumb/General_Engineer_Fran%C3%A7ois-Paul_Sainte_de_Wollant_%281752-1818%29_gravestone%2C_Volkovo_Lutheran_Cemetery%2C_St.Petersburg_November_2022.%281%29.jpg/150px-General_Engineer_Fran%C3%A7ois-Paul_Sainte_de_Wollant_%281752-1818%29_gravestone%2C_Volkovo_Lutheran_Cemetery%2C_St.Petersburg_November_2022.%281%29.jpg)
Прежняя совместная служба сблизила Деволана с принцем Ольденбургским, супруга которого, великая княгиня Екатерина Павловна, также относилась весьма дружелюбно к Францу Павловичу и состояла в переписке с ним до самой смерти. Из её писем видно, с каким участием относилась она не только к обширному ведомству путей сообщения, но и к его главному директору, которому сообщала все заграничные новости, касавшиеся близкого ему дела, и просила его сообщать ей свои мысли «насчет этой интересной отрасли управления», дабы при случае делиться ими с императором Александром I.
Энергичный и талантливый Деволан оставил заметные следы своей полезной деятельности в России на поприще строительного искусства. Многие крупные сооружения и целые города несут память о нём.
Ф. П. де Волан является автором первого проекта строительства форта на искусственном острове у фарватера на входе в Днепро-Бугский лиман[1].
Среди прочих наград Деволан имел ордена Св. Иоанна Иерусалимского (1801), Св. Анны 1-й степени (1802), Св. Александра Невского (1809).
Скончался 30 ноября (12 декабря) 1818 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом лютеранском кладбище (там же была погребена в 1853 году и его жена Мария Яковлевна, урождённая Де-Витт)[2]. Их сын Александр (25.08.1807—07.04.1871) — был похоронен при Туренской церкви в Валдайском уезде[3].
Память
- Пластиковая монета 3 рубля с изображением Де Волана Приднестровской Молдавской Республики (зелёная, квадрат)[4][5][6] (в обращении с 22 августа 2014 года).
- В Тирасполе имеется сквер имени де Волана.[7]
Примечания
- ↑ Сапожников, И. Конец эпохи крепостей в Северо-Западном Причерноморье: вторая половина 1820-х – начало 1860-х годов : [арх. 7 октября 2022] / И. Сапожников, С. Аргатюк // Scriptorium nostrum. — 2017. — № 1 (7). — С. 172. — УДК 930.1:303.446.4(G).
- ↑ Петербургский некрополь. Т. 2. — С. 20. . Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 6 июля 2020 года.
- ↑ Шереметевский В. В.: Русский Провинциальный Некрополь. Том первый
- ↑ Приднестровье набор из 4-х пластиковых монет 1,3,5,10 рублей 2014 года Архивная копия от 15 июня 2016 на Wayback Machine
- ↑ Монета 3 рубля | ПРИДНЕСТРОВЬЕ . Дата обращения: 28 сентября 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Первые пластиковые монеты в мире . Дата обращения: 28 сентября 2014. Архивировано 8 марта 2016 года.
- ↑ В Тирасполе обявлен конкурс проектов реновации сквера де Волана
Литература
- Деволлан // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Жерве В. В. Деволан, Франц Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Беляков А. А. Ведомство путей сообщения: от Сиверса до Клейнмихеля // Английская набережная, д. 4. — СПб., 1997
- Божерянов И. Н. Великая Княгиня Екатерина Павловна, четвёртая дочь Императора Павла І. — СПб., 1888. — С. 28, 59—72.
- Верховский В. M. Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства Путей Сообщения за сто лет его существования (1798—1898 гг.). — СПб., 1898. — С. 43—47.
- Лурье В. М. Морской биографический словарь. XVIII век. — СПб., 2005.
- От голландского капитана до российского министра. Франц Павлович де Волан (к 250-летию со дня рождения). — СПб.: Европейский Дом, 2003. — 368 с.
- Письма Великой Княгини Екатерины Павловны к инженер-генералу Ф. П. Деволану. // «Русский архив». — 1870. — Стб. 1967—2014.
- Скальковский А. Первое тридцатилетие истории города Одессы 1793—1823. — Одесса, 1837. — С. 26—52.
- Фриман Л. История крепости в России. — СПб., 1895. — Ч. I. — С. 150—152, 155.
- Энциклопедия военных и морских наук под редакцией Г. А. Леера. — Т. III. — СПб., 1888.
Ссылки
- Музей Одесского порта имени Де-Волана
- Памятник на могиле Де Волана
- Музей-мемориал Де-Волана
- Памятники Де-Волана
![WLW Checked Off icon.svg](https://storage.yandexcloud.net/roz-wiki/thumb/WLW_Checked_Off_icon.svg/30px-WLW_Checked_Off_icon.svg.png)
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 20 сентября
- Родившиеся в 1752 году
- Родившиеся в Антверпене
- Умершие 12 декабря
- Умершие в 1818 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса
- Кавалеры ордена Святого Владимира 4-й степени
- Кавалеры ордена Святого Владимира 3-й степени
- Кавалеры ордена Святого Владимира 2-й степени
- Кавалеры ордена Святого Иоанна Иерусалимского
- Кавалеры ордена Святого Александра Невского
- Кавалеры ордена Святой Анны 1-й степени
- Умершие 30 ноября
- Материалы РБСП
- Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Инженер-генералы (Российская империя)
- Министры путей сообщения Российской империи
- Участники войны против польских повстанцев 1794 года
- Участники Русско-турецкой войны (1787—1791)
- Похороненные на Волковском лютеранском кладбище
- Персоналии:Одесса
- Персоналии:Сестрорецк
- Персоналии:Новочеркасск