Водважко, Николай Петрович
| Николай Петрович Водважко | |||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||
| Дата рождения | 3 марта (16 марта) 1904 | ||||||
| Место рождения |
Киев, Киевская губерния, Российская империя |
||||||
| Дата смерти | 1972 год | ||||||
| Место смерти | Купянск, РСФСР, СССР | ||||||
| Принадлежность |
|
||||||
| Награды и премии |
|
||||||
Никола́й Петро́вич Водва́жко (3 (16) марта 1904, Киев, Киевская губерния, Российская империя — 1972, Купянск, РСФСР, СССР) — помощник начальника грузовой службы Моршанского отделения движения Московско-Рязанской железной дороги, диспетчер Дебальцевского отделения Северо-Донецкой железной дороги. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён орденами: Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, золотой медалью «Серп и Молот» и нагрудным знаком «Почётный железнодорожник»[1][2].
Биография
Водважко Николай Петрович родился 3 (16) марта 1904 года в Киеве Киевской губернии (по состоянию на 2025 год — Киевская область) в семье железнодорожника. В 1920 году, завершив обучение в семилетней единой трудовой школе, начал трудовую карьеру в качестве ремонтного рабочего на железнодорожной станции Яготин[1][3].
Спустя два года Николай Петрович перешёл работать на телеграф, сначала в качестве ученика, а затем телеграфиста на железнодорожных станциях Лубны и Яготин. С начала 1925 года работал стрелочником. Вскоре его повысили до помощника начальника железнодорожной станции, сначала на железнодорожной станции Кучаково, затем на железнодорожной станции Кононовке, а в 1929 году — на узловой железнодорожной станции Гребёнка. Оттуда в 1930 году Николая Водважко направили на курсы диспетчеров в Киев[1].
В мае 1931 года, после завершения обучения, Николай Водважко был назначен диспетчером на узловой железнодорожной станции Дебальцево в Донбассе. Позже работал дежурным по Луганскому отделению и по району. В августе 1935 года Николай Петрович стал заместителем начальника железнодорожной станции Ворошиловград (по состоянию на 2025 год — Луганск). На этой должности Николай Водважко активно продвигал кривоносовские и красновские методы работы. Для повышения скорости движения поездов Николай Петрович начал использовать диспетчерские записки для связи с машинистами, ставя перед ними конкретные задачи по сокращению времени в пути между железнодорожными станциями[1].
Осенью 1938 года Николай Водважко вернулся в Дебальцево в качестве поездного диспетчера. Там Николай Петрович контролировал загрузку угля, работу станционных смен, координируя деятельность различных участков. Ему удавалось составлять графики оборота локомотивов на несколько часов вперёд[1].
Зимой 1939—1940 годов Николай Водважко организовал отправку поезда с углём в Ленинград точно по расписанию, обеспечив поезду приоритет до железнодорожной станции Основа в Харькове. Весь маршрут был пройден за 12 часов 27 минут, что на 1 час 55 минут быстрее графика[1].
Осенью 1940 года Николай Петрович поступил во Всесоюзную академию железнодорожного транспорта, но из-за её закрытия продолжил обучение во Всесоюзной школе техников, где его и застала война. Вернуться на прежнюю железнодорожную станцию Николаю Водважко не удалось. В первые дни войны Николай Петрович был направлен на Пермскую железную дорогу, где работал заместителем начальника отделения в Зуевке, на линии Молотов—Киров. Этот участок стал стратегически важным: по нему шли воинские эшелоны к фронту, а на восток — эшелоны с эвакуированными и оборудованием. Николай Водважко быстро выявил проблему недостаточной пропускной способности железнодорожных направлений. Благодаря его навыкам, Николай Петрович добился равномерного распределения поездов, упорядочил забор воды паровозами, увеличил скорость движения. Он лично объезжал железнодорожные станции, выявляя возможности для оптимизации. В результате его мер продвижение поездов ускорилось[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Водважко Николаю Петровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот» за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и за достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства[1].
В конце марта 1944 года Николай Водважко был назначен заместителем начальника Ворошиловградского отделения, а через год — начальником Попаснянского отделения. Ему было присвоено звание директора-подполковника движения. Николай Петрович занимался организацией движения и восстановлением разрушенного хозяйства[1].
После войны Николай Водважко возглавлял Гречанское отделение на Винницкой железной дороге. В 1951 году Николай Петрович вернулся в Дебальцево, а затем был направлен в Купянск, откуда в 1955 году ушёл на пенсию. Умер в 1972 году[1].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (5 ноября 1943 года)[1]
- Орден Ленина (1953)[1]
- Орден Трудового Красного Знамени (23 ноября 1939 года)[1]
- Орден Красной Звезды (1945)[1]
- Знак «Почётный железнодорожник»[1]
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Каргапольцев С. Водважко Николай Петрович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 21 мая 2025.
- ↑ Наши даты // 6 полоса История : газета. — Гудок, 2014. — 3 марта (№ 35). — ISSN 25470.
- ↑ Водважко Николай Петрович // Профсоюзы : журнал. — Профиздат, 2020. — Апрель. — С. 10. — ISSN 0869-7558.
Ссылки
Водважко, Николай Петрович. Сайт «Герои страны».
- Знание.Вики:Ожидают эксперта более месяца
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 16 марта
- Родившиеся в 1904 году
- Родившиеся в Киеве
- Умершие в 1972 году
- Умершие в Купянске
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Почётные железнодорожники
