Внешняя политика СССР периода Хрущёвской оттепели
Вне́шняя поли́тика СССР пери́ода Хрущёвской о́ттепели — внешнеполитический курс СССР в 1953—1964 годах. Внешняя политика СССР в начальный период хрущёвской «оттепели» велась в условиях напряжённой международной обстановки и жёсткой конфронтации со странами Запада. С начала 1950-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами[1].
Отношения с капиталистическими государствами
В отношениях с капиталистическими странами СССР стремился провести идею о мирном сосуществовании двух социальных систем, высказанную на ХХ съезде КПСС. Согласно ей, противостояние систем следовало перевести в плоскость экономического соревнования, которое должно было стать новой формой классовой борьбы в мировом масштабе. Предполагалось, что социализм неизбежно «закопает», по выражению Хрущёва, капитализм.
В 1955 году СССР выступил с призывом о прекращении гонки вооружений и созыве Всемирной конференции для обсуждения этого вопроса. СССР следовал этому плану: более чем в два раза была сокращена численность Вооружённых Сил СССР (к 1960 году она составляла 2,5 млн человек); весной 1958 года Советский Союз прекратил испытания термоядерного оружия, призвав к тому же США и Великобританию. В том же году начались переговоры между этими странами и СССР о запрещении ядерных испытаний.
В 1959 году по приглашению американского президента США Дуайта Эйзенхауэра состоялся первый визит в США советского руководства, целью которого провозглашалось налаживание сотрудничества двух стран и обсуждение вопросов разоружения. Во время повторного визита осенью 1960 года Никита Хрущёв в качестве главы советской делегации выступил на заседании Генеральной ассамблеи ООН с речью по проблеме разоружения, заявив, что ещё никогда гонка вооружений не таила в себе столько опасностей, как в век атома.
Хрущёв изложил четырёхлетнюю программу всеобщего разоружения, включавшую в себя ликвидацию средств ведения войны, то есть роспуск вооружённых сил; упразднение генеральных штабов и военных министерств; закрытие военных учебных заведений; ликвидацию вооружённых баз на чужих территориях; уничтожение атомного и водородного оружия, военных ракет. В распоряжении государства предлагалось оставить милицию. Также предлагалось учредить контроль за разоружением. Столь радикальный план не был одобрен Генеральной ассамблеей, в отличие от плана разоружения.
В августе 1963 года в Москве был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой. Он не запрещал испытаний под землёй, однако, это было важным достижением ядерных стран. Вскоре к договору присоединилось около 100 государств.
Однако, несмотря на стремление к налаживанию связей между социализмом и капитализмом, продолжали происходить международные конфликты, сталкивавшие два лагеря[1].
Суэцкий кризис 1956 года
Началом возникновения Суэцкого кризиса является заявление президента Египта о том, что его страна вступает во владения Компании Суэцкого канала. Также одной из важных причин можно назвать ухудшение взаимоотношений между Великобританией и Египтом. Египет продал свою долю акций Великобритании, оставшаяся половина принадлежала Франции. После получения от Великобритании оплаты акций, Египет захотел вернуть канал обратно, в этот раз полностью национализировав его. 27 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала, доходы от которого он собирался направить на строительство Асуанской плотины на Ниле. СССР поддержал Египет, в то время, как Франция, Великобритания и Израиль выступили против. 30 октября они применили вооружённую силу против Египта. После заявления Египта о присвоении Суэцкого канала Израиль, Франция и Великобритания начали действовать в ускоренном режиме. Это привело к критическому решению Израиля первым открыть атаку на Египет, спустя небольшое количество времени к нему также присоединились Великобритания и Франция, которые наложили запрет на заявление ООН о расформировании конфликта, тем самым поспособствовав дальнейшему развитию Суэцкого кризиса. Спустя время военно-воздушные силы египетских властей были существенно повреждены, так как не могли сдержать удар трёх держав. Суша и море также не остались в стороне, удар прошёлся по всем фронтам. На первый взгляд можно было сделать вывод, что Египет будет полностью уничтожен, что всё идёт к окончательному поражению, но в самый критический момент вмешалось мировое сообщество, которое быстро раскритиковало положение стран-агрессоров, что привело к остановке боевых действий[2]. Именно СССР поспособствовало концу Суэцкого кризиса. 5 ноября 1956 года глава советского правительства Н. А. Булганин обратился к напавшим странам с предупреждением о готовности СССР применить силу для защиты Египта, в том числе и ракетно-ядерное оружие. Это вызвало шок западных держав. В течение 7 и 8 ноября огонь с их стороны был прекращён, в декабре англо-французский экспедиционный корпус покинул захваченную вдоль Суэцкого канала территорию[1]. Суэцкий кризис был преодолён[3].
Берлинский кризис 1961 года
Главной причиной нового подхода Хрущёва к германскому вопросу являлась политическая и экономическая уязвимость ГДР. Эта уязвимость возросла в связи с восстанием восточногерманских рабочих в 1953 году, революциями в Польше и Венгрии в 1956 году, постоянным оттоком квалифицированной молодёжи в Западную Германию, возрастанием экономической и политической мощи ФРГ. Аналитики в Москве опасались, что в случае нового кризиса в Восточной Европе ФРГ может воспользоваться этой ситуацией и дестабилизировать ГДР. Если советским войскам придётся оставить ГДР и Польшу, то советские оборонительные рубежи будут отодвинуты на восток до границы 1941 года. Руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт успешно играл на опасениях, которые возникали на этой почве в советском руководстве. Время от времени он исподволь стремился подвести Москву к мысли о том, что ГДР не может существовать с открытой границей между восточным и западным секторами Берлина. В советском руководстве лишь Микоян выразил сомнение, стоит ли обострять международную обстановку из-за ГДР и Западного Берлина. Некоторые аппаратные эксперты также считали, что инициатива Хрущёва похоронит все попытки разрядки с западными державами и усилит риск вооружённого конфликта[4].
Новый кризис в международных отношениях был серьёзнее. Он показал хрупкость идеи мирного сосуществования двух систем. В 1960 году в советское воздушное пространство проник американский самолёт-разведчик. Его уничтожение и последующий суд над лётчиком обострили отношения ведущих ядерных держав.
В 1962 году СССР решили создать на американском континенте ракетно-ядерную базу как средство давления на США. Формально советское решение было оформлено как просьба главы Кубы Фиделя Кастро о помощи и закреплено договором между двумя странами.
Принимая такое серьёзное решение, Хрущёв недооценил силу США. В октябре 1962 года американская разведка раскрыла планы СССР, что вызвало бурную реакцию руководства, вплоть до стремления разгромить остров. Президент Джон Кеннеди занял взвешенную позицию: он решил установить воздушную и морскую блокаду Кубы.
Так начался Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Руководство противоборствующих стран осознало всю опасность и обратилось к политическому разрешению конфликта. СССР отказался от своего замысла, а США согласились вывести свои ракеты из Турции и снять блокаду с Кубы.
Карибский кризис стал рубежным моментом в ядерном противостоянии, которое не закончилось, но больше не подходило к опасному рубежу[1].
Отношения с социалистическими странами
Организации варшавского договора (ОВД)
Наибольшую тревогу вызывали планы ремилитаризации Западной Германии и включения её в блок НАТО, чего добивались США и их союзники. Несмотря на противодействие СССР, в 1954 году в Париже были подписаны соглашения между западными державами и ФРГ (вступившие в силу в мае 1955 года), по которым Западная Германия получила право восстанавливать свои вооружённые силы под контролем Западноевропейского союза (учреждён в 1954 году) и была принята в НАТО. Всё это шло вразрез с Потсдамскими соглашениями 1945 года и изменяло баланс сил на континенте.
Ответным шагом СССР было подписание 14 мая 1955 года между Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (вышла из договора в 1968 году) Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Страны, заключившие договор, обязывались «в случае нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооружённой силы». Под агрессором подразумевалась, прежде всего, Германия, но СССР и его союзникам было понятно, что возможной войны следует ожидать со всем блоком НАТО. На основании договора, подписанного в Варшаве, была создана Организация Варшавского Договора (ОВД), призванная координировать совместную оборонную политику.
В рамках ОВД существовали Объединённое командование Вооружённых Сил и Политический Консультативный Комитет. В результате создания ОВД СССР получил юридическое основание для присутствия своих войск в Восточной Европе и упрочил свои геополитические позиции[5].
Венгерское восстание
Послевоенная Венгрия, которая во время Второй мировой войны была на стороне Германии, поддерживала фашистскую «Партию скрещённых стрел». В стране была только коммунистическая партия трудящихся под руководством Ракоши. По официальным данным, с 1952 по 1953 годы были репрессированы 650 тысяч человек и около 400 тысяч получили тюремные сроки.
В 1953 году руководителем страны стал реформатор Имре Надь, который начал амнистию и социально-экономические преобразования, но в 1956 году он был отстранён от власти и заменён Андрашем Хегедюшем, не имевшим влияния в партии. Ракоши и Герё вернули прежний курс. Это вызвало недовольство в обществе.
После ХХ съезда КПСС, на котором осудили культ личности Сталина, Ракоши сняли, но его заменил Герё. В июле 1956 года произошла «Гомулковская оттепель» в Польше, что стало катализатором венгерского восстания.
В октябре 1956 года в Венгрии началось восстание, которое началось со студенческих волнений в городе Сегед. Учащиеся Союза студентов венгерских университетов решили восстановить его. Вскоре к ним присоединились студенты и в других городах.
23 октября в Будапеште прошла демонстрация с участием 200 тысяч человек. Группа демонстрантов захватила оружие в казарме в центре города. Появились первые жертвы в ходе столкновений с армией и органами государственной безопасности. Протестующие снесли памятник Сталину и пытались захватить здания.
После этого руководство Венгрии обратилось к советскому правительству за помощью. Началась ответная стрельба, которая привела к гибели 60—100 человек. После этого обстановка в стране обострилась. Восставшие начали нападать на сотрудников госбезопасности и коммунистов, применять пытки и устраивать суды Линча.
1 ноября была создана Венгерская социалистическая рабочая партия (ВСРП). Советское руководство пришло к выводу о необходимости пересмотра отношений со странами социалистического лагеря после событий в Венгрии. В Москве рассматривались кандидатуры на пост главы нового правительства, которые признавали, что ситуация вышла из-под контроля и видела выход в сотрудничестве с СССР. 4 ноября было принято решение о формировании правительства под руководством Яноша Кадара, который попросил СССР помочь Венгрии.
4 ноября советские войска вошли в Будапешт под командованием маршала Жукова. Им противостояли вооружённые отряды сопротивления, а регулярные части венгерской армии сохраняли нейтралитет. К 11 ноября восстание было подавлено.
8 ноября новое правительство объявило о переходе власти. Они решили сохранить социалистический характер государства, восстановить порядок, повысить уровень жизни, пересмотреть пятилетний план. По официальным данным, Советская армия потеряла 669 человек убитыми и 1000 ранеными, а венгерская сторона — 2500 человек.
С конца 1956 года до начала 1960 года в Венгрии за мятеж было вынесено около 300 смертных приговоров. Имре Надя казнили в 1958 году за «измену родине и организацию заговора с целью свержения народно-демократического строя», но в 1989 году приговор отменили, и его объявили национальным героем[6].
Советско-китайские отношения
В начале 1960-х годов обострились отношения СССР не только с США, но и с союзником по коммунистическому лагерю — Китаем. На это повлияло разоблачение культа личности Сталина, вызывавшее протест руководства КНР. Тогда, желая приструнить китайцев, Советский Союз весной 1960 года вывел советских специалистов из КНР и сократил материально-техническую помощь. Китай оказался в тяжёлом положении. Множество китайских предприятий было построено с помощью СССР, были заложены многие новые заводы. Таким образом, КНР оказалась в экономической ловушке. Отношения двух стран и их коммунистических партий постепенно переходили в напряжённые, а затем и враждебные. Ухудшение советско-китайских отношений стало основой раскола мировой системы социализма и коммунистического движения[1].
Политика СССР в странах третьего мира
В середине XX века появился термин «третий мир», обозначавший страны, не участвовавшие в холодной войне. В 1955 году Хрущёв и Булганин совершили визиты в Индию, Бирму и Афганистан, в последующие годы — в 30 стран. По итогам визитов было подписано более 20 соглашений о сотрудничестве. СССР выделял этим государствам кредиты и оказывал помощь в строительстве объектов. В 1953—1964 годы при финансовой и технической помощи СССР в разных странах было построено около шести тысяч предприятий.
Третий мир — это независимые страны, не участвующие прямо в холодной войне, позже — слабые по уровню развития страны. Большинство стран третьего мира вошло в Движение неприсоединения, созданное в 1961 году, одним из организаторов которого была Югославия. В 2011 году в Движении неприсоединения было 120 государств, в том числе и развитые[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Евгения Галимзянова. Внешняя политика СССР периода Хрущёвской «оттепели» // Энциклопедия «Всемирная история» : сайт. — 2021.
- ↑ Турк С. Н. Суэцкий кризис 1956 года // Эпоха науки. — 2023. — № 36. — С. 380—382.
- ↑ Дудайти А. К. Суэцкий кризис 1956 года и позиция Федеративной Республики Германии // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 18(119). — С. 108—116.
- ↑ Зубок В. Драчливый премьер. Внешняя политика Хрущёва // Родина : журнал. — 2004. — № 3. — С. 13—19.
- ↑ Варшавский договор // Российское военно-историческое общество : сайт.
- ↑ Венгерское восстание 1956 года. Досье // Информационное агентство ТАСС : сайт. — 2016. — 8 ноября.
- ↑ Е. Р. Шуба. (дата обращения: 14.06.2024). Оценка результатов корректировки внешнеполитического курса СССР в 1953— 1964 гг. // Казанский вестник молодых учёных. — 2021. — № 3.